Интегрированные операторы связи начинают выпускать на рынок новые классы абонентских устройств, смонтированных по принципу “все-в-одном”. Причем, это явно не новинки экстра-класса — просто на российском рынке наконец-то появилась необходимость предлагать абонентам устройства, которые могут работать с большинством фиксированных и беспроводных протоколов передачи данных. На CES или MWC такое “железо” можно было видеть на стендах крупных OEM-производителей еще пару лет назад, но сейчас оно появилось и в России. Причем — под брендом операторов связи, которые выводят оборудование вместе с тарифными предложениями и исключительно через свои торговые сети.
Один из ярких примеров подобных устройств для корпоративных пользователей на выставке “СвязьЭкспокомм 2010” представила компания МТС — речь идет о 3G STC Router производства Sagem, который будет продвигаться под названием “Универсальный роутер": без каких-либо кодов продукции. Его особенность состоит в том, что он может работать по ADSL 2+ и Ethernet, а также, опционально, поддерживает подключение через USB-порты не только UMTS-модемов, но и USB-донглов мобильного WiMAX. В настоящий момент это решение позиционируется как вполне реальное “окно в мир” для небольшой рабочей группы из 10—15 человек. Причем при обрыве связи устройство самостоятельно переключается на доступный канал передачи данных — к примеру, если отключается ADSL, то устройство сразу переходит на WiMAX или UMTS-сеть, а при восстановлении связи “возвращается” на проводной канал передачи данных. Реализация новинки будет проходить вместе с тарифом на передачу данных, куда будет включаться пакет из 600 Мб трафика по сотовой сети и канал в 6 Мбит/с от “Комстар-ОТС” внутри МКАД (предложение пока только для Москвы).
Кроме того, практически в “боевом” режиме МТС и “МегаФон” представили свои проекты фемтосот), которые будут запущены в конце 2010 г. Именно к тому времени операторы планируют перейти на уведомительный порядок регистрации подобных миниатюрных объектов связи, что существенно упростит формат их использования — правда, пока только корпоративными клиентами. Для большинства крупных заказчиков подобные устройства от Huawei и NEC не будут стоить ни копейки — 1 тыс. долл. за каждое устройство будет дотировать оператор связи. Он же будет управлять их параметрами удаленно — даже чтобы добавить данные о закрытой группе телефонных абонентов, имеющих право звонить через фемтосоты со скидкой, надо будет привлекать личного менеджера, за которым закреплена организация у провайдера связи. Правда, вопрос уведомления пользователя о том, что он вошел в зону действия такого устройства, уже проработан — это будет welcome sms, а при исходящем голосовом вызове пользователь будет слышать специальное уведомление о сниженной стоимости звонка.
Одна фемтосота, в зависимости от своей конфигурации, может “пробивать” несколько десятков квадратных метров площади и поддерживает передачу всех типов информации — от SMS/MMS до голосовых вызовов и передачи данных: никаких ограничений в этом плане компании “большой тройки” не планируют. Кроме того, компании связи планируют предлагать такие устройства с возможность осуществления бесплатных звонков внутри офисного здания, а также предлагать корпоративным клиентам тарифные модификаторы, позволяющие существенно снизить стоимость вызовов на мобильные и городские номера из самого офиса и в радиусе примерно в полкилометра вокруг него.
Постепенно обновляются и модели UMTS-маршрутизаторов, причем не только от Huawei, — несмотря на серьезную насыщенность бизнес-центров в крупных городах фиксированными линиями связи, компании “большой тройки” фиксируют все увеличивающийся спрос со стороны СМБ. Им интересны решения UMTS/Wi-Fi с внешними “дальнобойными” антеннами, как минимум с четырьмя Ethernet-портами, одним-двумя портами для подключения телефонных трубок, а также слотом для установки SIM-карты и простой настройкой этого устройства с помощью самого обычного компьютера. Потолок стоимости подобных решений — не более 5 тыс. руб., причем, опять же, от оператора связи требуется предложить клиентам не только пакет трафика в 1—3—5 Гб, но и несколько сотен голосовых минут в месяц.