Согласно Конституции РФ, Счетная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием.
Счётная палата осуществляет предварительный, оперативный (текущий) и последующий контроль исполнения федерального бюджета, состояния государственного внутреннего и внешнего долга, использования кредитных ресурсов. В сфере ее ответственности внебюджетные фонды и банковская система (включая Банк России). Счетная палата следит за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Результаты контрольных мероприятий в виде отчетов, заключений, аналитических материалов направляются в палаты Федерального Собрания, Президенту РФ, Председателю Правительства РФ. В штате Счетной палаты сегодня более 1000 сотрудников.
При выполнении Счетной палатой своих функций важную роль играют информационные системы самого разного назначения, но особое место занимает информационно-аналитический контур. Его создание началось около десяти лет назад и велось в рамках построения всей информационно-телекоммуникационной системы (ИТКС) Счетной палаты. “Это не один изолированный проект, а целый ряд работ, выполненных на протяжении последних десяти лет, — пояснил директор департамента информатизации Счетной палаты Владимир Бескровный. — В них отражены происходившие за эти годы изменения в подходах к методам контрольной и экспертно-аналитической деятельности нашей организации: от финансового аудита к аудиту эффективности, когда оценивается не просто законность и своевременность выделения средств, но и результативность тех или иных государственных программ с точки зрения достижения поставленных целей. При выполнении крупных и значимых для страны проектов особое значение приобретает стратегический аудит. При реализации двух последних видов аудита наряду с финансовыми приходится очень тщательно отслеживать и анализировать большое число, как мы называем, “натуральных показателей”, характеризующих состояние в социально-экономическом, финансовом и других секторах, как на федеральном уровне, так и в региональном разрезе”.
Все компоненты информационно-аналитической системы базируются на программной платформе “Прогноз”, разработанной одноименной российской компанией, и тесно интегрированы между собой как на уровне БД, так и пользовательских интерфейсов. Сначала для обработки первичной информации об исполнении федерального бюджета специалистами “Прогноза” был создан программный комплекс (ПК) “ПОЛИГОН-СП”, с помощью которого формируется хранилище данных первичных платежных и отчетных документов и осуществляется подготовка аналитических и сводных материалов по результатам ревизии исполнения бюджета. ПК “ПОЛИГОН-СП” обеспечивает также согласованность нормативно-справочной информации, поступающей из различных источников. Процедуры сбора и оперативной обработки первичных платежных документов и данных отчетности об исполнении федерального бюджета охватывают около 250 субъектов бюджетного процесса. Для обеспечения качества и достоверности используемой в системе информации осуществляется многоуровневый контроль: синтаксический, логический, номенклатурный и арифметический. Инструментарий ПК “ПОЛИГОН-СП” предоставляет пользователям возможность производить структурный и динамический анализ исполнения федерального бюджета в разрезе статей бюджетной классификации, главных распорядителей бюджетных средств и субъектов РФ.
Для обеспечения инструментальной поддержки экспертно-аналитической деятельности, впоследствии, в Счетной палате нашли свое применение и другие решения “Прогноза”. Разработанный компанией комплекс прикладных программных средств экспертизы, анализа и контроля формирования и исполнения федерального бюджета (КППС “ЭКСПЕРТ СП”) служит для анализа исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценки эффективности управления государственным долгом и средствами пенсионных накоплений, анализа финансового положения и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и страны в целом. Для анализа эффективности и оценки последствий принятия тех или иных управленческих решений был создан комплекс инструментальных средств в составе ситуационного центра Счетной палаты. Инструментарий ситуационного центра позволяет оценивать влияние макроэкономических показателей на бюджетную систему страны, выполнять многовариантные прогнозные расчеты параметров федерального бюджета и основных показателей социально-экономического развития России, осуществлять оценку и анализировать бюджетные и макроэкономические риски. Предложенное “Прогнозом” решение регулярно применяется специалистами Счетной палаты для экспертизы проектов федерального бюджета, оценки обоснованности и достоверности прогнозов социально-экономического развития, последствий изменения налогового и бюджетного законодательства, а также изменений в денежно-кредитной, инвестиционной и внешнеэкономической политике.
В последнее время особое внимание обращается на необходимость обеспечения прозрачного взаимодействия информационных систем разных государственных ведомств. “Счетная палата, возможно, является одной из очень немногих организаций в стране, которая имеет в базах данных информацию как об исполнении бюджета, так и “натуральных показателях” на протяжении десятков лет, — отметил Владимир Бескровный. — Вся эта информация учитывается при оценке деятельности отдельных министерств, ведомств, губернаторов и иных субъектов государственной власти. Данные собираются из разных источников и их согласованность крайне важна. На наш взгляд, за последние годы ситуация в этом отношении заметно улучшилась, и “зоопарк данных” постепенно ликвидируется, но до полного решения этой проблемы еще далеко”. Так, использование технологической платформы “Прогноза” позволило Счетной палате, например, оперативно наладить информационное взаимодействие с ресурсами других ведомств и обеспечить возможность эффективного контроля реализации приоритетных национальных проектов и экспертизы докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
Развитие системы государственного управления диктует все новые требования и к контрольным функциям. За последние несколько лет существенно увеличился удельный вес одного из наиболее перспективных и социально значимых видов контрольной деятельности — аудита эффективности, который помимо функции финансового контроля призван обеспечить прозрачность работы органов власти и предоставить общественности точную и всеобъемлющую информацию о ее результатах. Это важный шаг на пути повышения результативности контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой, поскольку при этом акцент смещается на оценку эффективности и целесообразности расходов бюджетных средств и использования федеральной собственности. В последнее время Счетная палата активно развивает методологию проектного аудита по наиболее значимым социально-экономическим проектам, в том числе по вопросу обеспечения подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи.
Информационно-аналитическая система предоставляет средства для поддержки деятельности как инспекторов, так и руководства Счетной палаты. Как правило, в практической деятельности членам Коллегии Счетной палаты, руководству аппарата и структурных подразделений требуется консолидированная, представленная в аналитической форме и адаптированная под характер решаемых задач информация. Для этого в составе ИТКС “Прогнозом” была создана специализированная подсистема, обеспечивающая представление ключевой информации о бюджетном процессе, социально-экономическом развитии России, а также проводимых контрольных мероприятиях в адаптированной для анализа и поддержки принятия управленческих решений виде.
“Поддержка столь сложного и важнейшего для Счетной палаты комплекса программных средств в условиях часто меняющихся бюджетного законодательства и соответствующих подзаконных актов не является тривиальной задачей. Здесь не достаточно стандартной технической поддержки, хотя она, несомненно, осуществляется разработчиком — отмечает Владимир Бескровный. — Каждый проект по модификации программного кода с учетом новых требований выполняется по стандартной процедуре, предполагающей выбор исполнителя в открытом тендере. Такой тендер по накопившимся изменениям в законодательстве, требующим модернизации системы, объявляется нами, как правило, раз в год”.