Внимательно наблюдая за проектами “Электронных правительств”, которые можно было найти на несколько стендах выставки “Связь-Экспокомм”, удивляешься их фрагментарности, локальности исполнения. Более-менее развитой системой работы госуслуг на уровне регионов могут похвастаться Москва, С.-Петербург, Башкортостан и Татарстан. Да и здесь можно увидеть только самое начало подобных сервисов, не увязанных в стройную систему.
Об эффективности единого портала госуслуг говорить еще совсем преждевременно — даже на стенде “Ростелекома” система “зависала” или отказывалась функционировать в своих отдельных компонентах. На уровне отдельных регионов ситуация лучше — но только потому, что заинтересованный руководитель субъекта федерации может достаточно оперативно “построить” свои органы исполнительной власти для создания и, самое главное, эксплуатации системы электронного документооборота. Если подобной политической воли нет, то государственные услуги, переведенные в электронный формат, да еще и “прозрачные” для пользователя по срокам исполнения — это скорее фантастика для информационных технологий в российских условиях.
В этой связи интересно взглянуть хотя бы на опыт Башкортостана, где старт локального проекта “электронного правительства” начался в середине ноября 2009 г. За полгода сделано немало — видимо, руководство республики заинтересовано в том, чтобы проект действительно работал, а не числился “на бумаге”. К примеру, мгновенно был организован специальный ЦОД, тщательно настроена ведомственная сеть передачи данных (все терминалы этой системы работают удаленно, получая информацию из ЦОДа, локальных серверов не предусмотрено), чиновники получили персональные USB-токены для ЭЦП (и прошли специальные курсы обучения, чтобы именно они, а не их секретари могли работать с такой системой), ИТ-специалисты министерств и ведомств работают на конечный результат, а не начинают искать причины для “переброски” подобных задач на длительную временную перспективу. Правда, не все так идеально — автоматизировано пока всего-то только две госуслуги местного значения, но на очереди, до конца 2010 г., еще пара десятков.
Интересно, что у многих проектов “электронного правительства” есть схожие моменты, которые стоит отметить: одним веб-сайтом здесь не обойтись, необходимо формирование целой инфраструктуры. Во-первых, это специальные банковские карты с чипом, где размещается около десятка различных приложений (социальное, медицинское, транспортное, дисконтное, налоговое, банковские, приложение пенсионного фонда), что делает возможным использовать этот “пластик” как универсальный ключ и для входа на сайт госуслуг, и как “электронный кошелек” для оплаты различных налогов, обязательных платежей, а также получения дотаций и выплат от государственных органов власти. Во-вторых, проработанная система “перевода” заявок между ведомствами хотя бы на уровне региона — к примеру, отчеты о дорожном налоге и пенсионных начислениях, список неоплаченных штрафов в ГИБДД, медицинская документация, возможность заполнять различные документы в электронном формате с их дистанционной сдачей в профильное министерство. Причем электронные формы для этих документов должны быть действительно проработаны, создана инфраструктура их обработки и сквозной нумерации (чтобы ничего не потерялось). В-третьих, развитая инфраструктура самообслуживания —жители должны иметь возможность получить информацию и отправить необходимые заявления не только с домашнего компьютера, но и в пунктах коллективного доступа (там банковская карточка используется как ключ-пропуск), а также с помощью терминалов самообслуживания (опять же — авторизация по карте), которые обладают связью с электронной системой и позволяют автоматически заполнять и распечатывать соответствующие документы — от памяток и правил до банковских “платежек” и справок.
Как только этот минимум действительно заработает, можно будет говорить хотя бы о начале действительно эффективной работы проектов электронного правительства и оказания населению качественных государственных услуг. Причем все технические решения давно уже существуют — основной вопрос не в “изобретении велосипеда”, а в интеграции разных систем в единую, стабильно работающую. Все остальное — имитация бурной деятельности, для которой важен процесс, а не результат.