В отчетном докладе министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева на расширенной коллегии Минкомсвязи информационным технологиям и уровню развития Интернета в стране в этом году уделено совсем немного места. Между тем в документах коллегии можно найти дополнительные материалы по данной тематике. Один из них — отчет “Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции, перспективы развития”, выпущенный под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям под редакцией В.В. Григорьева.
По официальным данным, количество пользователей Сети в России в 2009 г. составило 59,7 млн. человек и выросло за год на 31,5%. Эти оптимистичные результаты не очень хорошо согласуются с проведенным в IV квартале прошлого года по заказу Минкомсвязи исследованием группы ЦИРКОН, согласно которому больше половины участников (61%) заявили, что никогда не выходили в Сеть.
По данным фонда “Общественное мнение”, в 2009 г. т. н. полугодовая аудитория Интернета среди пользователей старше 18 лет в РФ была 34% (около 36 млн. чел). Для сравнения: в октябре 2009 г. в Италии Интернетом было охвачено 55% населения, в Германии — 70%, в Великобритании — 71%. Российская аудитория Интернета молода, говорится в отчете. В возрастной группе 18—24 лет в Сеть регулярно выходят 58%, а в возрасте после 55 лет — всего 8%, причем люди с высоким достатком в восемь раз чаще пользуются Интернетом по сравнению с теми, кому денег хватает лишь на самое необходимое.
Другими словами, проблема цифрового неравенства населения в России стоит остро. Между тем именно навыки работы со средствами массовых коммуникаций являются сегодня едва ли не главным конкурентным преимуществом на рынке труда. То есть цифровое неравенство порождает неравенство социальное.
Данные “TNS Россия” несколько разнятся с данными ЦИРКОНа, но не кардинально. Согласно им, в середине 2009 г. один раз в неделю Интернетом пользовался 41% россиян старше 12 лет, а один раз в месяц — 47%, или 24,6 и 28,5 млн. человек соответственно. Средний российский пользователь проводит в Сети около 15 ч в месяц, в то время как в Германии — 22 ч, в Великобритании — 29, во Франции — 28 ч.
Около трети домашних пользователей Интернета в нашей стране уже имеют возможность выходить в Сеть по технологии широкополосного доступа (ШПД), но средняя скорость доступа в регионах заметно ниже, чем в столицах. В Красноярске, Новосибирске и Екатеринбурге в Интернет можно попасть со скоростью 1024 кбит/с. Самая распространенная скорость по 21 крупному городу страны — 410 кбит/с против 7000 кбит/с в Москве и Санкт-Петербурге.
Реальный прирост аудитории Интернета, считают авторы отчета, можно еще посчитать по количеству регистраций в доменной зоне RU. В 2008 г. их рост составил 64%, а в 2009 г. — 40—42%. Из этого можно сделать вывод, что в России сегодня насчитывается 43—44 млн. сравнительно активных пользователей Сети. Эти данные тоже заметно расходятся с теми цифрами, которые приведены в докладе министра.
Согласно долгосрочному прогнозу развития аудитории Интернета в России, подготовленному компанией “RUметрикa” на основе данных комитета “Системная социология” Российского общества социологов, наша страна будет поголовно “обинтернечена” лишь через 30 лет. К 2040 г. пользователями Сети у нас станут 95% жителей, а через 10 лет Интернет будет доступен 76% населения. “RUметрикa” считает, что по степени развития человека в информационном обществе РФ отстает от Норвегии в шесть раз, а от США в пять.
В глобальном рейтинге развития информационных технологий за 2009 г. (“The Globаl Information Technology Report”), включающем 134 страны, Россия занимает 74-е место, что соответствует уровню Казахстана, Шри-Ланки и Доминиканской Республики. Первое и второе места в рейтинге делят Дания и Швеция. На третьем месте находятся США, на 18-м — Эстония, на 35-м — Литва. Китай занял 46-е место.
Изучая состояние ИТ в той или иной стране, исследователи принимали во внимание уровень их проникновения в бизнес и государственный сектор, развитие сетевой инфраструктуры, восприимчивость людей к техническим нововведениям, а также количество и качество информационно-коммуникационных сервисов.
По данным компании “Яндекс”, 33% доменов зоны RU в настоящее время зарегистрированы в регионах — это на 13% больше, чем год назад. Но разрыв со столицами все еще велик. По разным позициям он составляет от 32 до 600%. Ведущее место по развитию Интернета среди российских федеральных округов занимает Уральский ФО, а последнее место — Южный. Динамичнее всего Интернет развивался в Северо-Западном федеральном округе.
Кардинально отличаясь от столиц, peгиoнальный рынок ШПД тоже сделал серьезный рывок на пути к насыщению. Компания “iKS-Consulting” подсчитала, что с 2006 по 2010 гг. уровень проникновения ШПД в регионах увеличился в 10 раз — с 2,7 до 22,2%. В кризис темпы новых подключений к Интернету в России снизились, но не так существенно, как ожидалось. В решающей степени на это повлияла региональная политика локальных операторов, предлагающих ныне широкополосный доступ в субъектах РФ по приемлемым ценам. Но местным провайдерам пока еще трудно конкурировать с федеральными компаниями и по уровню тарифов, и по качеству.