Еще толком не построив сети третьего поколения сотовой связи, российские операторы связи начинают осторожно изучать вопрос развития в сторону LTE. Правда, дальше научно-технических изысканий, тестирования оборудования и услуг дело пока не идет по чисто прагматичным причинам: у компаний есть мобильные сети, оборудование которых сначала надо окупить полностью. Поэтому, как отмечали эксперты бизнес-форума “Эволюция сетей мобильной связи — LTE Russia & CIS 2010”, в LTE-сегменты, осторожное строительство которых намечается не ранее конца 2011 г., будут “переводить” только “тяжелых” абонентов: тех, кто готов считать трафик гигабайтами и соответственно платить за эти объемы.
Стройка с осторожностью
В целом создание LTE-сети с нуля практически нереально, уверен Виктор Топор, технический директор “Телеком Балтии": “окупаемость такого проекта в любых условиях превышает шесть лет, что в текущих экономических условиях совершенно нереально. LTE имеет смысл только в том случае, если у вас уже есть готовая инфраструктура — тогда сроки окупаемости меньше на пару лет. Причем такие базовые станции можно ставить только там, где уровень мобильного трафика крайне высок — оборудование дорогое, а “поднимать” именно в LTE всю мобильную “беспроводку” просто нерационально: с точки зрения экономики будет работать сочетание CDMA/LTE или UMTS/LTE. Кстати, оптимально строить LTE-сеть в диапазоне 800 МГц и добавлять 2,5—2,7 ГГц только для расширения емкости сети”.
Кроме того, строительство LTE в современном мегаполисе просто невозможно без крайне развитой ШПД-инфраструктуры. Причем ВОЛС придется подводить не только к каждой базовой станции. “Учитывая уровень распространения радиосигнала, проводной канал связи надо подводить и к большинству многоэтажных домов и офисных центров, — уверен Алексей Ганицев, руководитель бизнес-направления компании Insol Telecom, — чтобы достичь нормального уровня сигнала с помощью распределительной антенной системы для LTE”. В этой связи, конечно, выигрывают те операторы связи, которые уже обладают ШПД-активами и могут похвастаться “оптикой до каждого дома” — кроме расстановки базовых станции и грамотного планирования радиопокрытия для улучшения качества связи им надо будет добавить в жилые здания и деловые центры совсем немного оконечного “железа”.
“С самого начала запуск нашей LTE-сети немного напоминал мне развертывание технологии Wi-Fi, — вспоминает Мэтт Ландбег, директор по стратегии и архитектуре сетей мобильной связи TeliaSonera по Северной Европе и Прибалтике. — Мы запускали даже не “острова”, а отдельные точки связи по всему центру города. Позже, базовых станций, конечно, стало гораздо больше, и мы смогли обеспечить качественный сигнал для мобильных абонентов”. Кстати, испытания TeliaSonera в Стокгольме продемонстрировали интересные результаты. К примеру, отклик LTE-сети действительно меньше как минимум в пять раз, чем в сетях 3G: 24 мс. Кроме того, связь устанавливается практически мгновенно, отмечается высокая скорость выгрузки (uplink) и стабильно-высокая скорость загрузки (downlink) данных из Сети (см. таблицу).
В любом случае у отечественных операторов мобильной связи вполне есть время для выбора поставщиков и рабочих частот. Тем более что пауза в данном случае может сэкономить им до половины бюджета развития LTE-сети. Чем дальше, тем больше такие вендоры, как Alcatel-Lucent, Ericsson, NSN и Huawei, будут готовы снижать цены на базовые станции LTE, оборудование ядра сети, включая MME и HSS, системы OSS, а также сервисные платформы.
Ценообразование и контент
На первом этапе развития LTE-сетей операторы обычно предлагают пользователям только USB-модемы, причем часто — работающие исключительно в 4G-сети. Правда, на рынке уже можно найти устройства 2/3/4G, которые активно переключаются из одной сети в другую и могут мигрировать между различными диапазонами. Именно за такими абонентскими терминалами будущее — учитывая тот факт, что они питаются от батареи мобильных ПК, проблем с энергосбережением у них нет. В любом случае большинство LTE-сетей самого ближайшего будущего будут реализовываться без “голосовой” составляющей: в них будет поддерживаться только передача данных. Тем более что и широкого спектра голосовых терминалов с поддержкой LTE нет.
В едва построенных сегментах российских сетей 3G 20% пользователей “безлимитки” создают 85% пакетного трафика — операторам “большой тройки” приходится нести дополнительные затраты на транспортную сеть. “Однако такие инвестиции вполне закономерны, поскольку помегабайтные предложения начали стагнировать — выручка от них не увеличивается”, — отметил Сергей Семенов, технический директор СЗФ ОАО “МегаФон”. Следовательно, провайдеры связи начинают осторожно нащупывать не только наиболее адаптивные модели тарификации, но и их стоимостные параметры.
“Базовый пакет в LTE-сети стоит у нас 60 евро: за эти деньги абонент получает 30 Гб трафика, — сказал Мэтт Ландбег. — В 3G-сети аналогичный объем трафика стоит в три раза меньше, но в LTE-сети больше скорость, нет никаких задержек и это свободная сеть”. Кроме того, там куда как больше услуг, чем в предыдущей мобильной “беспроводке”. Но такие цены для России вряд ли подойдут — ведь, как отмечает управляющий директор “ВымпелКома” Борис Немшич, ARPU пользователей мобильных модемов у этого оператора находится на уровне 326 руб. (примерно 10 долл.). В этой ситуации нам, скорее, ближе пример стран Балтии. Здесь средняя стоимость мобильного трафика составляет по доллару за 1 Гб — это практически себестоимость. “Нас спасает только то, что не все абоненты выбирают полностью свой лимит трафика, — улыбается Виктор Топор. — В среднем за 15 Гб в месяц платят от 19 до 25 евро в месяц”.
Российские операторы мобильного ШПД пока подходят к тарификации несколькими стандартными методами. Это контент-ориентированные ТП, предлагающие безлимитный доступ к социальным сетям, почте и другим полезным сервисам. Второй вариант — недорогие ТП для абонентов с низкими ожиданиями по скорости — за небольшие деньги предлагается низкий приоритет обслуживания, но без ограничения объемов загрузки. Еще один вариант тарификации — градация по приоритету трафика. К примеру, в мобильной сети компании “МегаФон” первый приоритет (скорость примерно 1 Мбит/c) — это дорогой WAP, второй (700 Кбит/с) — лимитный Интернет по цене примерно 1 руб. за 1 Мб и третий (300 Кбит/с) — безлимитные тарифные планы с включенными объемами трафика. Кроме того, вполне возможна градация качества в зависимости от типа сервиса — торрент-сервисы или Skype будут получать низший приоритет. Но только в том случае, если сторонние провайдеры сервисов, к примеру YouTube, не будут компенсировать оператору часть стоимости своего трафика: в противном случае операторы создадут свои мини-сервисы с фотохостингом, сервисами общения на протоколе Jabber, почтой, что даст им возможность предоставить абоненту максимальную скорость передачи данных.
Показатель | Downlink, Мбит/с | Uplink, Мбит/с<p> | Время отклика, мс |
---|---|---|---|
Минимальный результат | 2,32/0,97 | 2,33/0,11 | 24,0/126,0 |
Максимальный результат | 35,71/2,89 | 5,97/0,36 | 35,0/321,0 |
Среднее значение | 12,73/2,22 | 4,75/0,34 | 28,5/138,0 |
Источник: <i> Данные компании TeliaSonera — LTE-сеть в Стокгольме, ширина полосы 10 МГц.</i>