Когда я читаю официальную новость на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ о том, что “до конца года портал госуслуг претерпит существенные изменения” мне кажется, что руководители этого проекта живут в какой-то параллельной реальности. Или из их интранет-сети все сервисы в проекте, доверенном Ростелекому действительно работают. Дело в том, что даже давно заявленный функционал на портале госуслуг не работает должным образом.
Мы уже неоднократно писалио специфике работы этого портала, единственное достоинство которого заключается в наличии массы текстовой информации разной степени актуальности. К плюсам можно отнести структуру подачи информации, а также перечень необходимых бумаг, которые требуется предоставить для получения той или иной государственной услуги. Кроме того, нормально работает поиск, который выдает схожие ситуации по запрашиваемой теме, а информация группируется по категориям, ведомствам, ситуациям. Добавим пару добрых слов как минимум за то, что идея создать такой портал возникла в принципе. Правда, этим полезность подобного ресурса пока и заканчивается. К сожалению.
В настоящий момент портал госуслуг находится в состоянии технологической непредсказуемости — нет никаких реальных общедоступных документов, которые бы в режиме реального времени описывали основной функционал системы и сроки ввода его “в строй”. Есть распоряжение Правительства РФ № 1555-р от 17 октября 2009 г. об общем плане перехода на электронные гоуслуги, но конкретики для портала госуслуг там явно маловато. К примеру, на III этапе (май 2010 г.) “для заявителей обеспечивается возможность в целях получения государственных услуг представлять документы в электронном виде через единый портал государственных услуг”. Что-то этот сервис именно для самых обычных граждан особенно не заметен.
Вообще, полезные сервисы на портале госуслуг представлены весьма фрагментарно, а работающая их часть, в основном, находится на сайтах их “владельцев” — хорошо, если с портала на них (к примеру, на сайты Госналогслужбы или Росреестра) ведут ссылки. Даже если они и есть, то все системы авторизации автономны — реквизиты пользователя надо “вбивать” заново. Из заявленных интерактивных сервисов, которые, по идее, должны отличать этот проект от всех остальных государственных веб-ресурсов, по-прежнему работает весьма незначительная часть.
Самое главное, что отсутствует на портале в настоящий момент — это целостная, сквозная система автоматического заполнения личных пользовательских данных. К примеру, невозможно, единожды заполнив сведения о своем паспорте, местах работы и адресе, получать автоматически заполненные поля в анкетах и запросах, реализуемых с помощью портала. Нет, ФИО там, конечно подставляется автоматически, а пол, номер паспорта — нет, а о том, чтобы платежные документы можно было получать с точными реквизитами местных исполнительных органов власти, остается только мечтать. Нет и единого хранилища различных реквизитов для документов пользователя — к примеру, ИНН, свидетельства о рождении детей или браке, номера социальной карты: все это приходится каждый раз “вбивать” заново.
Другой момент — не работают самые полезные сервисы, связанные с УФМС, МВД, ФНС. В немалой степени по причине того, что сайт госуслуг в области этих самых сервисов всего лишь агрегатор, а совсем не их провайдер. То есть, если нужна проверка штрафов со стороны ГИБДД или запрос на Ходатайство о выдаче приглашений на въезд в РФ или запрос о налоговой задолженности, то портал только организует обращение к провайдеру этой госуслуги через специальный шлюз, но не более того. Если соответствующий орган госвласти сервис не запускает или “тормозит”, то все, естественным образом, не работает. А такое случается достаточно часто. При этом оператор проекта, компания Ростелеком, “кивает” на стороннего исполнителя, а исполнитель говорит о том, что “все эти игрушки” для него совсем не главные — других дел хватает. Замкнутый круг.
В этой связи крайне странно выглядят слова советника министра связи и массовых коммуникаций РФ Ильи Массуха (на конференции “Модернизация и инновации в ИТ государственного сектора”) о том, что “информация о штрафах ГИБДД станет доступной для граждан всех регионов, часть услуг будут адаптированы для мобильных устройств”. Скорее, подобное мнение похоже на практически полную оторванность от реальности. Я могу поверить в то, что штрафные квитанции будут получать к концу года все жители Башкортостана, имеющие автомобиль — я видел? как эта система работает в тестовом режиме, но говорить о системе в масштабах всей страны — совершенно нереально. Кстати, не зря рядом с неработающим сервисом нет кнопки “сообщить о проблеме”, а также счетчика, который показывает время до исправления подобной ситуации: никто не оценит такой оперативности, ибо никакого SLA нет и в помине.
В-третьих, на портале отсутствует какая-либо централизованная система фиксации всех запросов пользователя к государственным услугам. То есть ее нет в принципе — отдельные зачатки такой системы можно отметить только в разделе Пенсионного фонда. Следовательно, еще одна мысль г-на Массуха представляется очень странной — он отмечал, что “параллельно ведётся разработка системы оплаты штрафов и государственных пошлин через единый портал госуслуг... Эта услуга снимет необходимость сохранять квитанции об оплате — информация о платежах будет появляться в личном кабинете граждан и передаваться по единой системе электронного документооборота заинтересованным ведомствам”. В настоящий момент единой СЭД на федеральном уровне просто не существует, либо она работает в партизанском режиме (обычные граждане ее не замечают), а МЭДОи вовсе работает только в пределах Москвы. В локальном режиме подобные системы функционируют на уровне регионов — к примеру, в Самарской области, где есть жесткая и явная воля для их внедрения. Но никак не во всех субъектах российской федерации. В этой связи очень странно выглядит мысль чиновника о том, что “с 2011 года граждане смогут отказывать чиновникам, запрашивающим у них дополнительные справки из других ведомств. Все бумаги должны будут циркулировать между ведомствами в электронном виде”. В то, что всего за год будет достигнута полноценная информатизация гоcорганов власти, не верится никак.
Кстати, наибольшим спросом, по словам советника министра, пользуется услуга получения заграничного паспорта — подано уже 27 тыс. заявок. Мне не известно, пользовался ли г-н Массух услугами госпортала в какое-то другое время, кроме как во время его презентации журналистам, когда вроде как все работало. Но высокая популярность этого сервиса связана исключительно с ограниченным кругом работоспособных сервисов для самых обычных пользователей — то есть это практически единственное, что доступно гражданам на портале. Кроме того, даже заполнив заявление в электронном виде, граждане сталкиваются с ситуацией, когда временами документы приходится переделывать из-за несовершенства электронной формы. “А что вы хотели? — говорят им в региональных УФМС, — система новая, вот на вас мы ее и будем тестировать. Но когда разработчики поправят свои ошибки, неизвестно: специального портала или формы сообщения об ошибках нет, по каждому случаю надо писать отдельную служебную записку”.
В целом, проблема единого портала госуслуг состоит в том, что у него нет единого заказчика с чрезвычайными полномочиями и конкретными сроками исполнения заказа и однозначными критериями приемки работы — без этого весь по сути очень прогрессивный проект рискует быть дискредитированным.