Здравоохранение — это одна из тех сфер, где роль высоких технологий, в том числе и ИТ, чрезвычайно высока. И уровень их потребления в существенной мере отражает общее качество данной отрасли. Но при этом и медицина очень важна и интересна для ИТ, причем не просто как крупный ее потребитель, но и как уникальная по масштабу и спектру решаемых задач площадка для демонстрации возможностей технологических инноваций. Не исключено, что именно медицинские учреждения опередят бизнес-заказчиков в использовании новых моделей применения ИТ, в частности SaaS (“софт как сервис”). О возможностях реализации таких идей обозревателю PC Week/RE Андрею Колесову рассказал генеральный директор компании “Медотрейд” Евгений Комаренко.
PC Week: Можно ли как-то охарактеризовать некий средний уровень автоматизации российской сферы здравоохранения?
Евгений Комаренко: Это очень сложно. Тут даже аналогия со “средней температурой по больнице” будет выглядеть большим упрощением. Данная сфера очень разнородна, в том числе и по своим финансовым возможностям, а значит, и по возможностям использования средств для внедрения ИТ. К тому же и задачи тут намного разнообразнее, чем на обычных коммерческих предприятиях или в бюджетных организациях. В медицине всё переплелось: и вопросы ERP, и управление контентом, и математические модели в исследованиях. Но как позитивный фактор можно отметить очень четкую тенденцию: средний уровень использования ИТ безусловно растет и, что самое важное, заметно сокращается разрыв между передовиками и отстающими.
В целом медицина осваивает ИТ так же, как и все остальные отрасли: от простых учетных задач к сложным вопросам управления, от лоскутной автоматизации к комплексной, от “самописных” программ к отраслевым тиражируемым решениям. По сути лишь относительно недавно стали появляться интегрированные медицинские информационные системы с автоматизацией сквозных бизнес-процессов и использованием электронных карт пациентов.
При этом нужно понимать, что хотя инвестиции в российское здравоохранение в последние годы очень серьезно увеличились как за счет бюджетного финансирования, так и в результате расширения платных услуг, эта отрасль все же не относится к категории богатых заказчиков. Правда, разрыв между федеральными, областными и ведомственными учреждениями, с одной стороны, и муниципальными, с другой, еще довольно велик. Поэтому вопросы оптимизации затрат, в том числе на ИТ, очень актуальны.
Еще нужно сказать, что только в последнее время стали решаться вопросы выработки единой ИТ-стратегии в медицине на уровне страны. Этим занимается недавно созданный департамент информатизации в Минздравсоцразвития, но здесь мы находимся еще в самом начале пути.
PC Week: А что представляет собой рынок тиражируемых решений для здравоохранения?
Е. К.: Движение в сторону унификации ПО идет, но говорить о появлении коробочных продуктов вряд ли можно даже в отдаленной перспективе. Дело в том, что небольшие организации, где можно было бы проводить типовые внедрения, пока далеки от ИТ. Автоматизация начинается с крупных лечебных учреждений, у которых есть средства для оптимизации управления. Такие проекты они часто начинали силами собственных ИТ-служб*. Разработка готового тиражного решения для крупной многопрофильной организации — практически нереальная задача. Речь должна идти о создании платформ или систем-конструкторов, на базе которых можно быстро делать конкретные проекты. Конечно, такие задачи, как ведение медицинской документации, являются общими, но дальше следует множество нюансов.
Но в последние годы в структуре заказчиков стали происходить изменения. Если раньше основными потребителями были учреждения областного масштаба и выше, то теперь в ИТ заинтересованы и небольшие организации типа районных поликлиник и частных центров, где типовые, но относительно дешевые решения могут быть очень полезны.
PC Week: Но у частных медицинских предприятий денег, наверное, больше, чем у бюджетных?
Е. К.: Больше, но не намного. Главное — частный сектор медицины у нас очень мал и включает совсем небольшие предприятия. Если говорить о рынке программных продуктов, то мы наблюдаем сейчас взрывной рост предложений. Например, если еще год назад было около двух десятков систем для больниц, то уже на прошедшей этой весной выставке MedSoft-2010 более полусотни компаний предлагали госпитальные решения. Такое увеличение во многом обусловлено тем, что на рынок выводится ПО, изначально созданное в рамках заказных проектов. Но при внимательном взгляде виден большой разброс по цене и качеству, причем “дороже” совсем не означает “лучше”, а комплексных решений в этом списке не так уж много.
PC Week: А видна ли тут активность зарубежных поставщиков?
Е. К.: Да, видна, и она повышается. Еще два-три года назад в России стали продвигать свои медицинские системы Google, Microsoft, InterSystems, Oracle. При этом последние две компании предлагают не готовые продукты, а платформы, на которых независимые разработчики делают прикладные решения. Microsoft делает акцент на продажи своего традиционного ПО (операционные системы, офисные приложения, СУБД) организациям здравоохранения, поддерживая своих партнеров и предлагая различные скидки. Зарубежные готовые решения у нас точно не будут использоваться в силу специфики отечественного здравоохранения. Западные разработчики это поняли и пришли к выводу, что им нужно создавать продукты именно для российского рынка или объединять усилия с местными разработчиками.
PC Week: Давайте перейдем к тематике SaaS. Используется ли данная модель в западной медицине?
Е. К.: Нельзя сказать, что очень широко. Но тому есть понятное объяснение: на Западе медицина относится к категории финансово обеспеченных отраслей и автоматизация имеет очень долгую историю. В США, например, создана мощная ИТ-инфраструктура в рамках традиционной модели использования ИТ. Но тем не менее аналитики считают, что развитие этой системы должно идти в направлении более широкого использования облачных моделей, в том числе SaaS.
В плане использования инноваций нам проще: мы меньше обременены грузом унаследованных систем. А вопрос снижения затрат на ИТ и сроков внедрения решений — ведь именно тут главное преимущество SaaS — для нас является более актуальным. И поэтому наша компания решила, что свою деятельность нам нужно развивать в том числе и в этом направлении.
PC Week: Что же вы конкретно предлагаете?
Е. К.: У нас есть флагманский продукт — медицинская информационная система “Пациент”. Мы считаем, что она обладает всем необходимым для комплексной автоматизации крупного многопрофильного медицинского центра, имеющего стационар, поликлинику, аптеку, лабораторные и диагностические отделения и т. д. Но сегодня ИТ нужны и в небольших учреждениях. И появилась потребность в такой автоматизации медицины у органов государственного управления. Недавно один заказчик заказал централизованную систему хранения электронных медицинских карт в рамках одного города, областного центра. С функционированием ЦОДа и call-центра с единым телефонным номером, по которому можно записаться на прием к специалисту, вызвать врача на дом и т. д. Причем центр один, а в его ведение входят все районные учреждения, в том числе поликлиники. Мы доработали эту систему, сделав Web-интерфейс для самозаписи граждан и предоставления прочих дополнительных услуг.
А далее мы его доработали таким образом, чтобы такая система могла функционировать в любом другом городе, причем реализовали еще возможности, позволяющие и самим медицинским организациям, как государственным, так и частным, подключаться к ней, предлагая свои услуги населению. Более того, система интегрируется с центральными лечебными учреждениями, например, в Москве пациент может через нее получить направление в них в случае такой необходимости. Сразу отмечу, что в этом ПО учтены все требования федерального закона № 152-ФЗ “О персональных данных”, реализован механизм протоколирования всех действий пользователей, повлекших изменение данных. Поддерживается одиннадцать различных СУБД, среди которых есть и бесплатные. Реализованы также механизмы интеграции с другими медицинскими информационными системами.
Принципиальное отличие этого продукта от других медицинских решений, имеющихся сейчас на рынке, заключается в том, что тут речь идет не об автоматизации отдельного учреждения, а о создании единого информационного пространства на некоторой территории. Мы уже ведем переговоры о внедрении такого решения в ряде регионов, к его использованию проявляют интерес как областные, так и городские власти.
PC Week: Готова ли к использованию такой облачной схемы коммуникационные структуры городов и областей?
Е. К.: Области готовы в меньшей степени, а города — вполне. Конечно, это утверждение относится не ко всем регионам и населенным пунктам. Но количество технически готовых к использованию облаков вполне достаточно, чтобы начать их внедрение и накопить критически важную массу опыта, который потом можно будет использовать уже повсеместно. Тут надо отметить еще один важный момент. Ведь внедрение ИТ в здравоохранении — это не только более эффективная работа учреждений, но и возможность перехода на качественно новый уровень медицинского обслуживания — от лечения болезней к их профилактике и выявлению проблем со здоровьем на ранних этапах.
PC Week: В какой роли тут выступает ваша компания: в качестве только разработчика ПО или как провайдер SaaS-решения, включая весь комплекс задач хостинга?
Е. К.: В первую очередь, конечно, как разработчик. Мы считаем, что сейчас поставщиком услуг будут местные органы управления здравоохранения. Но прорабатывается у нас и вариант хостинга, включая все вопросы управления биллингом. В случае необходимости можем выступить в роли SaaS-поставщика. Я думаю, что такой вариант будет интересен частным медицинским центрам.
PC Week: Как видно, вы находитесь в самом начале пути к широкому использованию SaaS-модели. Какие вы видите тут перспективы?
Е. К.: Этот подход открывает огромные возможности, выводит вопросы применения ИТ в здравоохранении на качественно новую ступень. Конечно, тут нужно еще решить много проблем на уровне федерального законодательства. Например, очень помогло бы создание единой электронной медицинской карты пациента. Но все же многие вещи можно делать и сейчас, для этого очень важно просто желание со стороны тех же городских или региональных властей.
К такому сервису уже сейчас может подключиться любое лечебное учреждение. Мы планируем сделать также сервис для ведения собственных (персональных) медицинских записей частными лицами, ведь очень многие, например, регулярно измеряют давление или температуру дома, на постоянной основе принимают лекарства. А эти данные важны не только для пациента, но и для лечащего врача. Интересным направлением является обеспечение взаимодействия внутри врачебного сообщества, возможно, с использованием методов социальных сетей.
Идей, куда развиваться, очень много. И главное — их реализация может принести реальную пользу не только в плане эффективности работы системы здравоохранения, но и в продвижении к главной цели: улучшению качества жизни людей.
PC Week: Спасибо за беседу.
* В мире создание медицинских ИТ-платформ во многом шло от разработок, реализованных в варианте “врачи для врачей”. Именно так появилось семейство ПО Amalga , продвижением которого занимается Microsoft. – А. К.