Недавно в Москве прошла четвертая конференция Microsoft “Образование в XXI веке”. В рамках этого мероприятия нашу страну посетили два высокопоставленных менеджера компании, работающие с системой образования на международном уровне. По объективным причинам о наших реалиях зарубежные гости имели весьма условное представление. Тем не менее общение с ними оказалось очень ценным с точки зрения понимания стратегических взглядов глобальной корпорации на общий процесс трансформации образования в условиях информационного общества.
Одна из главных сложностей, которая видится вице-президенту Microsoft по работе с системой образования Энтони Сальсито в связи с распространением новых технологий и вообще инноваций, заключается в своеобразной изолированности приобретаемого опыта. Практически во всех странах мира существуют некие локальные точки роста, позволяющие добиться высоких результатов в пределах одного кластера, однако эти достижения никак не влияют на развитие соседних кластеров, находящихся буквально “за стенкой”.
На данную проблему указывает и директор программы Microsoft “Партнерство в образовании” Джеймс Бернард. Ему постоянно приходится наблюдать некие островки новаторства в отдельно взятых школах, которые существуют сами по себе и не являются частью общей системы. С точки зрения г-на Бернарда, в образовательной среде эту проблему можно решить, выявляя прогрессивные школы и учителей и создавая условия для обмена их опытом с другими учебными заведениями. Например, это может происходить через построение специальных профессиональных сообществ, участие в которых к тому же являлось бы лучшим способом поощрения проявляющих новаторство учителей и директоров на дальнейшие достижения.
По словам г-на Бернарда, не так давно два российских учителя стали победителями некоего конкурса, благодаря чему в скором времени отправятся на всемирный форум инновационного образования. Г-н Бернар уверен, что полученное таким образом признание поможет этим учителям после возвращения в школы продвигать свои идеи и помогать коллегам более эффективно внедрять ИКТ в учебный процесс.
То же самое может происходить и на уровне школ в целом. Так, одно из средних учебных заведений Санкт-Петербурга недавно было включено в программу инноваторских школ и благодаря этому, считает г-н Бернар, сможет законно стать своеобразным ориентиром для других школ, которые будут пользоваться его достижениями.
Обращаясь к мировым тенденциям развития образовательных систем в области ИКТ, г-н Сальсито отдельно отметил опыт некоторых стран. Так, в Великобритании и Португалии главной точкой приложения сил для госорганов является вложение средств в обеспечение доступа к ИКТ как на уровне семей, так и на уровне учебных заведений. Австралия — общепризнанный лидер по внедрению новых моделей обучения в начальной и средней школе. В США очень многое сделано в сфере применения средств аналитики и обработки данных для обеспечения прозрачности образовательного процесса. Финляндия и Сингапур добились больших успехов в реализации новых моделей обучения в области математики и естественных наук.
Все эти примеры успешной деятельности, по мнению г-на Сальсито, имеют общие корни. В упомянутых странах технологии и технические средства являются не началом, а как бы итогом процесса комплексного преобразования среды обучения. Адекватное применение ИКТ в образовании всегда начинается с анализа того, каким образом можно реально помочь учителям, оптимизировать учебные программы, реорганизовать систему оценки, чтобы она отвечала требованиям XXI века, и т. д. Однако на практике часто происходит совсем наоборот — сначала в школы закупают технику, а потом с большим трудом пытаются заставить ее работать, так и не доходя до качественного этапа.
В отношении России у г-на Сальсито успело сложиться впечатление, что здесь уже начался активный процесс обеспечения доступа учащихся к техническим средствам. Путь целостного изменения учебной среды нашей стране еще только предстоит пройти, но по мнению зарубежного гостя, на это вряд ли уйдет много времени при той степени внимания, которое сейчас уделяется ИКТ на всех уровнях.
Кроме того, как считает г-н Бернард, у текущего момента есть ряд важных особенностей, и одна из главных заключается в том, что именно сейчас наконец появились технологии, которые в полной мере позволят учителям применять подходы к образованию, в большей степени ориентируясь на индивидуальные способности учащихся. Правда при обсуждении этого вопроса неизбежно поднимается тема так называемого цифрового разрыва поколений — уровень технической грамотности учеников, как правило, превосходит учительский.
Энтони Сальсито признал существование этой проблемы для многих регионов земного шара и среди основных причин назвал естественную сопротивляемость учителей внедрению ИКТ в их курсы. Необходимость осваивать технические средства первоначально воспринимается людьми как дополнительное направление в работе — довесок к уже имеющимся служебным обязанностям в условиях перманентной нехватки времени. При этом учителя совершенно не понимают (потому что никто не позаботился о том, чтобы их научить), как грамотно встроить технику в уже сложившуюся схему работы.
Даже молодым людям, для которых цифровой стиль жизни является привычным, когда они приходят в школу и оказываются в новой для себя роли учителя, встроить технологии в традиционный образовательный процесс оказывается довольно сложно.
Учителям нужно наглядно продемонстрировать, считает г-н Сальсито, какую реальную пользу они могут получить от использования ИКТ. Если это сделать и показать людям открывающиеся возможности персонализации образования и преимущества индивидуального подхода к обучению, это послужит хорошим стимулом для освоения современных технологий и разрыв постепенно исчезнет.
Говоря о глобальных перспективах развития образования, г-н Сальсито высказал мысль, что из-за ИКТ его новая парадигма смещается в сторону создания школы без стен и границ, когда ученику не нужно куда-либо ездить, чтобы получать знания. При этом школа не исчезнет (в нее будут приходить за наставлениями и ради общения со сверстниками), но она станет более открытой и само ее определение со временем станет иным.
По образному выражению г-на Сальсито, если выделить два слова, которые изменят лицо образования в ближайшие несколько лет, то это будут слова “время” и “место”. И если сейчас в соответствии с классической схемой процесс обучения происходит в определенные часы, дни недели и месяцы календарного года в стенах конкретных зданий, то в будущем обучение будет проходить в любое время, в любом месте.