По прогнозу аналитической компании Forrester Research, благодаря успеху iPad продажи планшетов будет расти в среднем на 42% в год, а покупать их будут те потребители, которые в других условиях приобрели бы нетбуки. Сара Ротман Эппс, аналитик из Forrester, считает, что к 2012-му компьютерные планшеты во главе с Apple iPad могут потеснить нетбуки на рынке и обойти их благодаря отсутствующей у нетбуков способности синхронизировать данные между устройствами.
К нынешнему сезону рождественских продаж, видимо, начнутся поставки ОС Chrome OS компании Google, которая будет установлена на нетбуках компаний Acer, Asus, HP и Lenovo. Есть ли шанс у этих компьютеров на рынке, где, судя по всему, будут доминировать iPad и планшеты на базе ОС Google Android? Если планшеты будут процветать, не пострадает ли Chrome OS из-за ориентации на нетбуки?
По мнению Эппс, автора исследования рынка ПК, этого не случится. Она считает, что перед Chrome OS (облегченной операционной системы, предназначенной для исполнения веб-приложений) открываются неплохие перспективы: “Все ждут ОС, снабженную встроенными средствами для работы в Сети и ориентированную на интернет-устройства”. Найдется немало сторонников Google, которые предпочтут нетбуки на базе Chrome OS, потому что эта компания делает ставку на ОС, предназначенную для облачных вычислений и веб-приложений, а не для традиционных клиентских ПК.
Однако Эппс полагает, что хотя явный интерес потребителей к хранению данных в облаке и к системе Chrome OS будет подстегивать спрос на нетбуки, время стремительного роста продаж этих устройств уже прошло. В 2012 г. нетбуки будут обойдены планшетами на рынке ПК, а в 2015-м доля этих вторых в штучном выражении составит 23%, а первых — 17%.
По словам представителя Google, разработка Chrome OS идет по плану и к концу нынешнего года она уже появится на нетбуках. Комментировать прогноз Forrester он не стал, но другие аналитики приняли участие в обсуждении.
Чарльз Кинг из компании Pund-IT отметил, что на рынке планшетов сейчас работает лишь один поставщик, но к началу сезона рождественских продаж и затем в 2011-м эта ситуация изменится. К тому времени будет выпущено несколько моделей планшетов на базе ОС Android. Так, через месяц Dell предложит модель Streak в США, а Google и Verizon будут продолжать совместную разработку планшета. Samsung обещает в конце года запустить модель Galaxy Tab. Над планшетами, ориентированными на массовый рынок, работают HP и несколько других поставщиков, выпускающих нетбуки на базе Chrome OS.
Безусловно, Chrome OS можно устанавливать и на планшеты или на любые другие устройства, которые отличаются мгновенной загрузкой и снабжены средствами для работы в Сети. В начале этого года инженеры из Google опубликовали картинку с Chrome OS, работающей на прототипе планшета. Да и сама Google не откажется от того, чтобы охватить своим ПО и сопутствующей рекламой как можно больше устройств. “С точки зрения Google есть смысл захватить максимальное число изделий независимо от их типа и размера”, — добавила Эппс.
Эл Хилва, аналитик из IDC, считает, что Google должна серьёзно подумать, как убедить производителей в целесообразности выпуска планшетов с двумя разными ОС. “Google не станет вредить Android, и поэтому ей придётся проводить очень осторожную политику, чтобы не вызвать конкуренцию между своими операционными системами, — сказал она. — Слишком большой выбор ОС может привести производителей в замешательство, и они захотят разобраться в позиционировании и особенностях продуктов”.
Google тоже не выгодно такое запутывание, потому что продажи планшетов на базе Chrome OS могут расти за счет устройств под управлением Android. Хуже того, присутствие двух ОС может привести к тому, что потребители не станут покупать ни одну из них, а предпочтут iPad или планшет на базе Windows 7.
Но, по мнению Хилвы, на потребительском рынке растет спрос на централизованное хранение данных в облаке, в силу чего людям потребуются различные устройства: “Именно для этого и предназначена Chrome OS. Однако Google должна выработать согласованную стратегию продвижения Chrome OS и Android”.
Хилва полагает, что одним из решений может стать продвижение Chrome OS в качестве альтернативы Android на аппаратах, предназначенных для централизованного доступа к информации, а в будущем Chrome OS может быть встроена в Android.
Как считает Кинг из Pund-IT, перед Chrome OS открывается прекрасное будущее: “Сейчас компьютеры все чаще используются для мобильной работы и доступа в Интернет. Если так пойдёт и дальше, то спрос на веб-ориентированные ОС, такие как Chrome OS, со временем станет только расти”.