В то время как на рынке мобильной связи операторы “меряются” десятками миллионов новых клиентов в год и десятками же процентов прироста, российский рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД) демонстрирует консервативный подход.
По итогам I квартала 2010 г. по сравнению с показателями IV квартала 2009-го количество частных пользователей ШПД в России выросло на 6% — до 14,5 млн. абонентов (данные iKS-Consulting). К апрелю 2010-го проникновение услуги достигло 28%. На первом месте пока остается “Комстар” (фактически — МТС): 1,286 млн. абонентов (рост на 5%); на втором — “ВымпелКом”: 1,167 млн. клиентов (рост 8,8%); третье место занимает “ЦентрТелеком” с 1,16 млн. клиентов (рост — 6,4%).
Наиболее высокий относительный прирост абонентской базы продемонстрировали самые “маленькие” в рейтинге — ЮТК (9,6%, 10-е место) и “Сибирьтелеком” (9,4%, 9-е). Вообще если посмотреть на общероссийский рейтинг операторов связи, то “Комстар”, “ВымпелКом”, “Эр-Телеком” и “Акадо” находятся “в окружении” межрегиональных компаний (МРК) “Связьинвеста”. Кстати, подсчеты аналитиков на первый квартал 2010 г. — практически последние, где эти самые МРК отражаются отдельно: скоро все они будут частью “Ростелекома”; акционеры одобряют присоединения со стабильной регулярностью. Причем, после завершения всех юридических формальностей, объединенная компания будет полноценно господствовать на первом месте в рейтинге с более чем 5 млн. клиентов Кроме простоты подсчета это еще больше увеличит концентрацию значительной доли рынка в руках небольшого числа компаний.
Для сравнения обратим внимание на самый развитый рынок ШПД — столичный. Сегмент частных пользователей на нём вырос всего на 2% — до 2,86 млн. абонентов в I квартале 2010 г. по сравнению с IV кварталом 2009-го. Правда, проникновение услуги приблизилось к 75%. Компании “Связьинвеста” здесь не заметны — в ТОР-5 вошли “Комстар”, “Акадо”, “Вымпелком”, “Нэт Бай Нэт” и “Центральный Телеграф”. Из этого списка быстрее всех росли “Нэт Бай Нэт” (за счёт покупок домовых сетей в Москве — на 9,7%) и “Акадо” (за счёт органического роста — всего на 2,4%). Вся пятёрка обслуживает 85% московских пользователей.
Кстати, выяснилось, что именно жители крупных городов активно приобретают товары с помощью виртуальных интернет-магазинов — в этом им, по исследованию Profi Online Research, помогает именно скоростной доступ в Сеть. По мнению аналитиков, до 80% пользователей Интернета хотя бы раз за последний год заказывали товары или услуги дистанционно. Это показали результаты онлайн-опроса, проведенного в 13 российских городах-миллионниках, в котором участвовало 1,2 тыс. человек в возрасте 21—40 лет. Кроме того, 50% интернет-пользователей в Москве и 25% в регионах делают покупки в Сети чаще одного раза в год.
Среди пользующихся онлайн-шопигом больше всего оказалось тех, кто делает это несколько раз в год. Доля таких респондентов как в Москве, так и в регионах составляет около трети. При этом частота, с которой участники опроса прибегают к онлайн-шопингу, в столице на порядок выше: половина опрошенных покупает товары в Сети как минимум раз в месяц. В регионах же таких людей в два раза меньше — 25%. Здесь заметно выше доля тех, у кого совершение покупок в интернет-магазинах носило разовый характер: 16% в регионах против 7% в Москве.
Надо сказать, что основные причины, препятствующие нормальной работе большинства онлайн-магазинов, — это совсем не невозможность увидеть заранее предмет покупки или страх быть обманутым. Скорее это отвратительная работа большинства служб доставки, которые комплектуются случайными людьми и не могут рассчитать время подвоза товара клиенту с “окном” хотя бы в два часа: стандартные фразы типа “курьер будет в течение дня” уже никого не устраивают. Вдобавок большинство подобных магазинов не работает с пластиковыми картами — оплата осуществляется исключительно наличными. А ведь перейди они на карточную оплату, и существенное поле для роста получили бы многие российские интернет-банки. Еще одна проблема — высокая стоимость доставки товаров Почтой России и крайняя медлительность этой службы даже при движении внутри страны.
Интересно, что среди респондентов, ранее не прибегавших к онлайн-шопигу, ежемесячный доход которых составляет свыше 35 тыс. руб., гораздо чаще, чем среди представителей других доходных групп, назывались такие причины отказа от покупок в Сети, как страх обмана, отсутствие информации о степени надежности той или иной торговой площадки и нежелание ожидать товар. Среди представителей так называемого “среднего класса” (в данном случае это люди с доходом 15—25 тыс. руб.) более всего оказалось тех, у кого потребности купить что-то через Интернет обычно не возникает (59%). Именно этим и объясняется отказ большинства представителей данной доходной группы прибегать к интернет-шопингу.