Представьте, что на дворе 1984 г., и Sledgehammer Gal только что угас. Тогда Macintosh был главной надеждой Apple на будущее. Он изменит всё!
Теперь перемотаем ленту к другим событиям, не столь запомнившимся зрительно, но, возможно, более важным в контексте сегодняшнего расклада сил: Стив Джобс представляет iPhone 4. И вернемся в сегодня: Motorola и Verizon анонсировали Droid X.
Когда вице-президент Verizon Джон Страттон показал Droid X на пресс-конференции в Нью-Йорке (которую остальные могли видеть по Интернету), он объяснил также, почему Apple не усвоила уроки десятилетий, прошедших после 1984 г.
Apple должна была понять, что открытые системы — это веление будущего. Люди не хотят, чтобы кто-то их ограничивал, и желают иметь выбор. Причина, почему Macintosh так и не поднялся выше 10% рынка (а потом даже сошел ниже), в том, что Apple не предложила выбора. Вы должны любить то, что делает Apple, либо вовсе забыть о ней.
И вот прошло 26 лет, и теперь iPhone в центре внимания, но уроки прошлого так и не усвоены. Как и в случае с Macintosh, iPhone ставит перед выбором: любить то, что делает Apple, или вовсе не иметь с ней дела. У вас один источник программ, один оператор сети. Вы даже не можете писать собственные программы, что, по крайней мере, было возможно на Macintosh’е.
Когда дуэт Verizon — Motorola представил Droid X, это был гимн свободе выбора. Имея телефон с Android, вы можете брать ПО где угодно. Это ваше дело, если вы решите попытать счастья с кривоватым, плохо продуманным ПО, чьими-то драйверами, или что там еще придет вам в голову. Да, некоторые из этих программ могут оказаться никчемными, но вы сами будете решать. Вы не обязаны ждать, чтобы Apple или кто-то другой их благословил.
То же самое с выбором операторов. Вы не привязаны намертво к AT&T и ее перегруженной сети 3G с печально известной службой сервиса. Вы можете выбирать обслуживание, какое вам нравится. Вы можете выйти в Интернет, загрузить себе Adobe Flash и использовать его для доступа к тем 75% Web, что “заточены” под него. Вы не связаны глупыми решениями наверху в культивирующих собственный бизнес корпорациях.
А теперь вернемся к ситуации с Macintosh’ем в 1984 г. Представьте, что в те времена Apple состязалась бы со свободной операционной системой, имеющей широкую поддержку активного сообщества разработчиков. Что была бы широкая аппаратная поддержка со стороны многих изготовителей на разных платформах и процессорах. Имела бы Apple хоть какие-то шансы?
Возможно, имела бы, но, возможно, она не убила бы свою молодую отрасль клонов, а возможно, и не сумела бы остаться закрытой платформой, как она это сделала.
К сожалению, именно это происходит с iPhone сейчас. Это закрытая система. Обновления выходят раз в год. ПО диктуется компанией. Да, iPhone имеет солидную долю рынка и уже много приложений. Но перед лицом конкуренции с Verizon, Sprint и T-Mobile с их неуклонно растущей армией Android-устройств и ПО это должно измениться.
С циклом выпуска продуктов, измеряемым неделями, а не годами, и широким рядом операторов и изготовителей эта тенденция, безусловно, будет набирать силу. Apple сама загоняет себя в угол. Компания и iPhone лишают себя путей к росту.
К ноябрю, когда iPhone должен выйти в сеть Verizon, компания может прозреть задним числом. iPhone уже отстает от кривой инноваций. Даже iPhone 4, который только начинает поставляться, уже обойден новейшей технологией Droid, и Android имеет в запасе целый год на улучшения, чтобы вырваться вперед еще до очередной конференции разработчиков Apple. Можете сами довообразить, как всё это развернется.
Означает ли это, что iPhone мертв? Не совсем. В конце концов, Mac сумел удержать свои 7% рынка после всех этих лет. Нет сомнения, что он вдохновит компанию на другие устройства хотя бы потому, что Apple действительно была новатором в некоторых областях. Но, я думаю, его дни как доминирующей платформы на исходе и закончиться они могут “благодаря” агрессивным шагам Verizon, Sprint и других быстрее, чем мы можем себе сейчас представить.
Им не нужен Sledgehammer Gal. У них уже есть всё, чтобы победить в этой игре.