Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) испытывает те же трудности, на которые ссылаются руководители других вузов, пытаясь объяснить торможение в использовании ИТ в своих учебных заведениях и в системе высшего образования страны в целом. В самом РГТЭУ изменить отношение к ИТ и резко активизировать их применение в учебном и управленческом процессах вуза тоже удалось не сразу.
О том, какие цели ставит перед собой этот вуз в сфере использования ИТ и какие решения для этого выбирает, проректор РГТЭУ Алексей Аносов рассказал научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву.
PC Week: Какую роль в деятельности вашего вуза играют ИТ?
Алексей Аносов: До 2006 г. наш вуз не делал большой ставки на ИТ, но в 2006-м мы изменили свою позицию. Повышение эффективности работы вуза, ориентация на инновационное образование вызвали необходимость совершенствовать как процесс обучения, так и ИТ-инфраструктуру РГТЭУ. Меняются как учебный процесс, так и процессы управления вузом. Мы высвобождаем человеческие, финансовые и технические ресурсы и переориентируем их с устаревших форм работы вуза на новые задачи. Одним из основных средств продвижения в этом направлении мы определили для себя технологию виртуализации.
PC Week: А почему именно в 2006 г. случились перемены с ИТ в вашем вузе?
А. А.: В этом году в РГТЭУ изменился подход к управлению вузом, сформировалась новая ИТ-команда. Именно тогда была выработана стратегическая ориентация на широкое внедрение в деятельность вуза информационных технологий.
До 2006 г. вычислительная сеть в вузе охватывала только ректорат, бухгалтерию и собственно ВЦ. Первой нашей задачей стало формирование устойчивой базовой ИТ-инфраструктуры и обеспечение коммуникаций, а уже потом было решено плотно заняться автоматизацией, к которой мы недавно и приступили.
PC Week: С какими ИТ-сервисами ежедневно работаете непосредственно вы как проректор?
А. А.: Это электронная почта, Интернет, система мгновенного обмена сообщениями, чаты и конференции, это объединяющий все структурные подразделения и помогающий нам взаимодействовать веб-портал вуза. В работе с нашими двадцатью шестью филиалами, размещающимися от Смоленска до Южно-Сахалинска, мы используем ВКС. Все эти сервисы появились в результате полуторагодового сотрудничества с Microsoft. Ведя отсчет от 2006 г., можно сказать, что предыдущие два с половиной из четырех прошедших лет нам понадобились для того, чтобы созреть для перехода от задач построения вычислительной сети университета к задачам автоматизации. Этот переход был очень сложным.
PC Week: А как в вашем представлении выглядит набор ежедневных ИТ-сервисов среднего студента РГТЭУ?
А. А.: Как результат начала автоматизации учебного процесса студенты получают стандартные пакеты, в которых перечислены доступные для них ИТ-сервисы, правила доступа к ним и работы с ними. В нашем вузе среда Microsoft Live@edu стала базовым средством организации ИКТ-сервисов для студентов: защищаемая от вирусов электронная почта, электронный органайзер с 10-Гб хранилищем, файлообменник на 25 Гб, средства организации совместной работы с документами в реальном времени, обмен голосовыми и видеоданными. На этой же платформе мы развиваем сервисы дистанционного образования: доступ к электронной библиотеке и к ПО, общение с преподавателями в режимах онлайн и офлайн. Есть у студентов и свой веб-портал.
Мы ведем переговоры с рядом издательств, чтобы организовать для студентов и персонала университета доступ через веб-портал к электронным библиотекам правообладателей учебной литературы. Для вуза это существенно снизит затраты на формирование учебных фондов, а студентам расширит доступ к учебному контенту.
В занятиях по ИТ-дисциплинам наши студенты уже сегодня используют виртуализацию, построенную на базе технологий Hyper-V и VDI Microsoft. Для работы в учебных классах на каждом рабочем месте запускается на сервере отдельная виртуальная машина, доступ к которой организован через тонкий клиент. Для пользователя создается вычислительная среда, по комфорту не отличимая от Windows 7.
PC Week: Создается впечатление, что ИТ-инфраструктура РГТЭУ фактически моновендорная, построенная на продуктах корпорации Microsoft. Чего больше в моновендорности для вуза как ИТ-заказчика — позитива или негатива?
А. А.: Да, основные пользовательские ИТ-сервисы у нас развернуты на серверной платформе Windows Server; в качестве ОС на рабочих местах используется ОС Windows; платформой для организации почтовой системы служит Microsoft Exchange Server 2003; центральный веб-портал вуза построен на Microsoft SharePoint Server 2007. Однако в выборе ПО мы стремимся избегать каких-либо ограничений. Например, для обеспечения ИТ-инфраструктуры у нас используются также решения Oracle и Sun. Что же касается поддержки рабочих мест, серверов приложений, портальных решений, то мы используем продукты Microsoft, и у нас их много. Это дает нам ряд преимуществ. Прежде всего, мне импонирует профессионализм этой компании. Я уверен, что инвестиции университета в продукцию этой компании не пропадут, что технологический выбор этого вендора верен и в перспективе. Мы выбираем партнеров, которые оказывают нам максимальную поддержку и продукты которых, как мы считаем, будут развиваться. Все это я вижу у Microsoft.
PC Week: Каких же из перечисленных вами свойств при выборе платформы для виртуализации не хватило явному лидеру этого направления, компании VMware?
А. А.: У Microsoft есть специальная ценовая политика в отношении образовательных учреждений. Эта корпорация не относится к нашему вузу как исключительно коммерческому клиенту, разделяя отношение к образованию не только как к услуге, но и как к общественной функции. Кроме того, ничто так высоко не ценится, как внимательное отношение к клиентам. То внимание, которое нам оказывает департамент Microsoft по работе с образовательными учреждениями, тоже способствует продвижению продукции корпорации в нашем вузе. То, что мы делаем вместе с Microsoft в рамках ее IT Academy позволяет нам по приемлемым ценам готовить для себя ИТ-специалистов.
PC Week: Для решения каких задач вузу потребовалось внедрять платформу виртуализации?
А. А.: Это второй наш подход к технологии виртуализации. В 2006 г., когда нам нужно было срочно выправлять ситуацию с обслуживанием учебных компьютерных классов, мы ухватились за эту технологию впервые. Но тогда мы просчитались с информационными ресурсами и с готовностью персонала — проект потихоньку угас.
Год назад на одном из семинаров в Microsoft мы услышали о подходах к виртуализации этой компании и, как только вышел бета-релиз Windows Server 2008 R2, попробовали построить на виртуальных машинах один компьютерный класс. Тогда речи не было ни о каких тонких клиентах. У нас к тому времени накопилось много старой техники (а списание ее до недавнего времени было в университете проблемой). Виртуализация открывала для нас новые возможности ее использования. Представьте, на ПК выпуска 1998 г. с процессором Pentium II 450 МГц, с ОЗУ 64 Мб пользователи получали двухпроцессорную рабочую среду с ОЗУ в 1 Гб.
Однако, сохранив устаревшие компьютеры, мы перенесли проблемы из области поддержки ПО в поддержку “железа”. Но тут мы познакомились с тонкими клиентами Sun. В результате мы увязали их (одними из первых в стране) в цельное решение с платформой виртуализации. Сегодня это решение обслуживает все наши компьютерные классы.
Одним из факторов, приведших нас к выбору решения терминального доступа, стала вирусная атака, когда администраторам пришлось обойти все помещения, в которых установлены компьютеры. Централизация управления рабочими местами исключила такие обходы. Теперь администраторы точно знают, что антивирусная защита каждой виртуальной машины всегда своевременно обновляется.
Виртуализация нам была нужна для того, чтобы сократить трудоемкость обслуживания компьютерных классов. У нас их более 20, и размещаются они на 17 разных площадках в Москве. Поддерживать их в рабочем состоянии при имеющейся загруженности было очень сложно: специалистам приходилось выполнять свою работу по выходным дням.
PC Week: Как вы оцениваете результаты первого этапа проекта построения новой ИТ-платформы вуза?
А. А.: Виртуализация изменила наше отношение к ИТ, ненавязчиво освободив нас от косного взгляда на организацию вычислительных процессов. Эффективно была решена задача обеспечения гибкости организации учебного процесса. Чтобы на тонком клиенте выбрать одну из реализованных на серверах Microsoft виртуальных рабочих сред (в том числе и использующих свободное ПО), достаточно вставить в терминал тонкого клиента Sun должным образом сконфигурированную электронную карточку. Важно, что новая платформа ничего не изменила в визуальной части пользовательского интерфейса. Существенно и то, что условия работы с информационными системами стали более комфортными вследствие резкого снижения шума.
Повысилась отказоустойчивость ИТ-инфраструктуры на серверной и клиентской сторонах. В ходе внедрения новой ИТ-платформы сформировалась достаточно профессиональная ИТ-команда.
Как проректор по административно-хозяйственной работе я особенно высоко оценил то, что внедрение тонких клиентов позволило нам в несколько раз сократить потребление электроэнергии на рабочих местах и в учебных классах.
PC Week: Каковы экономические результаты внедрения виртуализации?
А. А.: Виртуализация и тонкие клиенты позволят нам экономить ежегодно 500—700 тыс. руб. в год только на потреблении электроэнергии. Перед началом проекта вуз находился практически на верхней границе допустимой мощности энергопотребления. Новая ИТ-платформа сэкономила нам 50—60 кВ∙А, а это еще несколько миллионов рублей. Компьютерные рабочие места на тонких клиентах, в том числе и в учебных классах, теперь обслуживают два человека (вместо шести, как было прежде).
Оценить экономическую эффективность достигнутой гибкости организации учебного процесса сложно, поскольку она зависит не только от тех инструментов, которые мы предоставили преподавателям, но и от их желания и навыков их использовать. Поэтому сейчас важно обучить их работе с новыми инструментами.
PC Week: Как обстоят дела с аттестацией нового решения на соответствие закону “О персональных данных"?
А. А.: Централизация ИТ-ресурсов, достигнутая с помощью новой ИТ-платформы, положительно сказывается и здесь. Она позволяет нам жестко контролировать используемые решения, в том числе и на предмет наличия у них необходимых сертификатов.
Мы изначально ориентировали внедрение на требования закона “О персональных данных”. К аттестации самой платформы мы сейчас движемся. Наш партнер, который занимался ее внедрением, компания “ЮБиТек”, уверяет нас в том, что аттестация нашей информационной системы будет проходить гораздо проще как раз благодаря централизации ИТ-ресурсов. Так, все данные, включая персональные, хранятся теперь в единой СХД. В реализованном нами решении используются электронные карты, которые идентифицируют пользователей и предоставляют им только предписанный доступ к ресурсам. Первыми структурными подразделениями, где мы внедрили новую платформу, стали отдел кадров, бухгалтерия и отдел главного ученого секретаря, т. е. места обработки ПД.
PC Week: Благодарю за беседу.