“Всем нам хочется быть эффективными и успешными”, — напомнил аудитории ежегодного форума “SAP Форум 2010” генеральный директор представительства SAP в странах СНГ Владислав Мартынов. Учитывая девиз форума “Модернизация управления — основа инновационной экономики России”, формула “всем нам” поначалу воспринималась не буквально, а как некий эквивалент страны и ее экономического состояния. Однако после того, как президент SAP AG по региону EMEA Жозе Дуарте торжественно заявил, что компания поставила цель — довести число пользователей ее бизнес-приложений к 2015 г. до одного миллиарда, стало понятно, что если уж не успешными, то эффективными хотят сделать существенную часть активного населения нашей планеты.
Для сравнения: сегодня таких пользователей у SAP “всего” 35 млн. За счет чего же планируется осуществить столь большой скачок и увеличить это число в 30 раз? По мнению Владислава Мартынова, прежде всего за счет пользователей бизнес-приложений, которые будут применять популярную мобильную платформу купленной недавно компании Sybase, а также благодаря широкому распространению облачных технологий, доступных предприятиям самого разного масштаба.
Еще об одной точке роста заставил задуматься доклад заместителя генерального директора “МРСК Центра” по информационным технологиям и бизнес-моделированию Дмитрия Лагунина. Он рассказал о проекте MDUS по внедрению автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), ведущемся в 11 регионах России. В этой системе используются интеллектуальные электросчетчики “Нейрон”, выпускаемые в нашей стране, с помощью которых показатели потребления электроэнергии предприятиями и частными лицами в реальном времени учитываются и передаются в ERP-систему SAP. Клиенты получат доступ к своей информации через Web-интерфейс и смогут обращаться к отдельным функциям системы планирования. Сегодня осуществляется пилотный проект в “Белгородэнерго”, которым может быть охвачено более 700 тыс. точек учета (в настоящее время установлено около 30 тыс. приборов “Нейрон”). Всего же в зоне ответственности “МРСК Центра” более 3 млн. потенциальных клиентов такого рода.
Еще одна интересная тенденция, обсуждавшаяся на форуме, — формирование в крупных территориально распределенных компаниях так называемых ОЦО (общих центров обслуживания, или shared services). Это организационные структуры, которые берут на себя выполнение отдельных функций (таких, например, как кадровый или бухгалтерский учет, расчет зарплаты) для всего холдинга и делают ненужным содержание специальных подразделений в каждом филиале или дочерней компании. Основная цель — сокращение издержек, повышение эффективности транзакционных операций и повышение качества услуг.
По словам Ирины Космаченко, HR-директора фирмы “Гриффин”, входящей в группу СУЭК, в их холдинге подобный центр, ведущий кадровый учет, существует уже три года. А старший менеджер “Северстали” по управлению персоналом Нелли Лебедева сказала, что в их компании со штатом 84 тыс. сотрудников перевод кадровых процедур в ОЦО позволил унифицировать рутинные процессы и услуги.
Как справедливо отметила заместитель директора ИТ-департамента Федеральной сетевой компании Елена Бабайлова, для нашей страны тема ОЦО далеко не нова: в свое время в энергетике действовали специальные выделенные центры, осуществлявшие бухгалтерский учет для всех предприятий. Фактически речь здесь идет о своеобразном “внутреннем” аутсорсинге, когда поставщик услуг, сохраняя статус относительно независимой дочки холдинга, отвечает за их качество и получает оговоренные деньги за их предоставление. Отсюда один шаг до настоящего аутсорсинга, когда центр обслуживания станет общим не для одного холдинга, а для множества независимых предприятий самого разного масштаба. Чем не путь серьезного расширения клиентской базы, в том числе и за счет широкого применения облачных технологий?
Ну и конечно, это один из способов повышения производительности труда и эффективности бизнеса. А работы в данном направлении у нас непочатый край. В исследовании, охватывавшем пять отраслей (сталелитейную, розницу, банковские услуги, жилищное строительство и электроэнергетику), о котором рассказала партнер McKinsey в России Ольга Стерхова, было показано, что средняя производительность труда в этих отраслях находится на уровне 26% от американской, причем крайне низка она в электроэнергетике (15% от США). Как это ни удивительно, основной вклад в подобное отставание вносит не устаревшее оборудование или недостаточная автоматизация (15%), а неэффективное управление (40%). Излишне напоминать, что управление сегодня не мыслится без широкого применения ИТ.
Об определенной корреляции между качеством управления и состоянием ИТ свидетельствуют данные, приведенные редактором исследовательского центра Economist Intelligence Unit Айданом Манктелоу. В международном рейтинге этой организации, ранжирующем страны по их готовности к информатизации, Россия занимает 59-е место из 70, причем особенно низкие результаты у нее по критериям “Политика и стратегия государства” и, как ни удивительно, “Принятие потребителями и бизнесом”. И если о недостатках государственной политики в области ИТ уже говорено немало, то пассивность бизнеса и потребителей, судя по выступлениям на форуме, не нашла пока общепризнанного объяснения. Так, директор отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем РЖД Леонид Винокуров посетовал на отсутствие в достаточном количестве харизматических руководителей, нацеленных на совершенствование методов управления и автоматизацию бизнес-процессов. По его мнению, автоматизация без хорошей методологии управления дает, скорее, негативные результаты. Откуда взять подобных руководителей и где отточить методологии управления? Судя по тому, что г-н Винокуров пожаловался на отсутствие в Сколкове инновационных проектов по совершенствованию управления бизнесом, все опробованные ранее источники уже исчерпаны.
Более утилитарные причины видит исполнительный директор по поддержке бизнеса X5 Retail Group Теймур Штернлиб: в российской экономике нет достаточно сильной конкуренции. Внедрение ERP-системы SAP в его компании велось не столько для повышения эффективности текущей работы, сколько для обеспечения возможности быстрого роста розничной сети X5. “Мы должны быть готовы к приходу на наш рынок таких гигантов, как корпорация Wallmart, которая способна открывать по 200 новых супермаркетов в год”, — добавил г-н Штернлиб.
Но пока что, судя по данным, приведенным Айданом Манктелоу, Россия по соотношению затрат на ИТ к ВВП отстает не только от развитых стран (1,2% против 3,5% в США), но находится на последнем месте и в группе БРИК. Крайне малый вклад в национальные ИТ-затраты дают в нашей стране ИТ-услуги (0,2% от ВВП против 1,5% в США). С другой стороны, согласно тому же исследованию, низкие стартовые позиции сулят нам рекордные (до 20% в год) темпы роста расходов на ИТ в период с 2010 до 2014 гг. Всё это позволяет надеяться на то, что ИТ-поддержка заявленной правительством программе модернизации будет оказана.
Рассказ Жозе Дуарте о технологической стратегии SAP в основном повторил то, что недавно было озвучено на конференции Sapphire 2010. Дополнительное внимание вице-президент SAP уделил обоснованию ставки на мобильные устройства, применение которых в бизнес-приложениях ждет, по его мнению, в ближайшие годы экспоненциальный рост. В частности, г-н Дуарте привел любопытную историческую статистику, свидетельствующую об ускорении темпов проникновения технологических инноваций в широкую практику. Например, аудитория радиослушателей достигла 50 млн. через 38 лет после изобретения радио, аналогичная планка в телевидении была покорена через 13 лет, в Интернете — за четыре года и в одной только социальной сети Facebook — за два года. Впрочем, корпоративная среда чрезвычайно консервативна и идет на серьезные обновления лишь тогда, когда они сулят действительно существенную отдачу или конкурентное преимущество. Так что миллиард пользователей систем управления предприятием — цель крайне амбициозная, и достичь ее будет непросто.