Последние полтора года были непростыми для страхового бизнеса, и это не могло не сказаться на использовании ИТ: сокращались ИТ-бюджеты и персонал ИТ-подразделений страховых компаний, замораживались или останавливались ИТ-проекты. О том, как решаются эти проблемы лидерами российского страхового рынка, мы уже не раз писали (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=123103, www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=118829, www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=118039). А вот о том, как живется сегодня небольшим страховым компаниям, в беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой рассказали заместитель генерального директора страховой компании “Подмосковье” Борис Воронин и директор ИТ-компании “Инновационные бизнес-решения” Дмитрий Груздев .
PC Week: Что собой представляет компания “Подмосковье”?
Борис Воронин: Страховая компания “Подмосковье” была создана в 1991 г. рядом крупных производственных предприятий Московской области. На тот момент не было ясно, каким будет ее развитие и каковы перспективы страхового бизнеса в России в целом. Со временем компания перестала быть кэптивной структурой, хотя в числе ее учредителей по-прежнему остались производственные и торговые предприятия, относящиеся к топливно-энергетическому комплексу и занимающие достаточно серьезное положение в России.
Сегодня компания “Подмосковье” представлена четырнадцатью подразделениями в одиннадцати городах Московской области. Помимо Подольска, где располагается центральный офис, это Воскресенск, Долгопрудный, Домодедово, Егорьевск, Жуковский, Коломна, Ступино, Щёлково и другие.
К сожалению, старт компании был не столь бурным, как у лидеров рынка, что было вызвано объективными причинами: в частности, недостаточностью начального финансирования в связи с неприоритетностью страхового бизнеса для прежних акционеров. В последнее время ситуация изменилась, и сегодня сделан очевидный акцент на финансовых вложениях в компанию и ее развитие, как минимум, в рамках Московского региона.
PC Week: Для решения каких задач используются ИТ в вашей компании?
Б. В.: Три с половиной года назад самой важной проблемой для нас было отсутствие единого информационного пространства и единых стандартов ведения учета. На тот момент для обеспечения работы было выбрано несколько не связанных информационных систем, что позднее привело к таким закономерным последствиям, как дублирование информации и функций пользователей, а также к накоплению большого количества ошибок, причем качественного характера. Этот процесс длился несколько лет, и для ликвидации его последствий и дальнейшего развития было решено внедрить новую единую корпоративную информационную систему.
Среди немногочисленных предложений в интересующем нас классе решений мы выбрали “1С:Предприятие 8 Управление страховой компанией” — совместный продукт фирм “1С” и “Ортикон”. Важную роль в нашем выборе сыграл компетентный подход на этапе предпроектной оценки со стороны ключевых сотрудников компании и предполагаемых партнёров по внедрению. Зарубежные решения, ориентированные на значительно более серьезные массивы информации и более сложные функционально, были для нас нецелесообразны. Кроме того, они подразумевали не только более высокую стоимость, но и в значительной степени начало работ “с чистого листа”, что было для нас неприемлемо.
По этим соображениям вопрос внедрения зарубежных систем мы пристально не рассматривали, но пришли к выводу, что иностранные решения требуют более серьезной и, самое главное, дорогостоящей адаптации к нашим реалиям. Это можно объяснить тем, что в каждой российской страховой компании существует своя неповторимая специфика. В производстве или торговле всё достаточно жестко регламентировано — тот же бухгалтерский учет на порядок проще, чем в страховом бизнесе. Мне довелось работать в разных областях, и страхование — самое сложное, с чем пришлось столкнуться.
Здесь существует большое количество методологий, которые могут быть применены в рамках действующего законодательства. И в зависимости от набора этих методологий требуется адаптировать корпоративную информационную систему под существующие в компании бизнес-процессы. Другой вариант — перестраивать их под предлагаемую корпоративную систему. Мы выбрали компромисс: часть процессов сохранили, а часть либо реорганизовали, либо заменили новыми.
PC Week: Общеизвестно, что внедрение новой единой информационной системы — это непростой процесс, требующий значительных затрат времени и ресурсов. Как это было в вашем случае? С какими основными проблемами вам пришлось столкнуться?
Б. В.: Самая большая сложность для нас была связана с переносом данных. Это актуально для любой страховой компании. И чем она больше, тем данная проблема становится сложнее, разрастаясь нелинейно.
В совокупности процесс переноса, выверки и сопоставления данных из различных систем потребовал около двух третей временных и человеческих ресурсов в рамках всего проекта.
Любой процесс — всегда баланс между ресурсами. Поэтому важнейшая задача руководителя заключается в том, чтобы сделать этот баланс оптимальным. Не могу сказать, что все прошло идеально гладко, но на данный момент задача успешно решена.
Дмитрий Груздев: Для нас же сложность заключалась в том, что пока осуществлялся перенос данных, необходимо было поддерживать работу как новой информационной системы, так и трех старых. Одна из них уже не имела никакой поддержки со стороны производителя. Созданная девять лет назад эта достаточно удачная на тот момент разработка была удобной для использования и позволяла удовлетворять все потребности страховой компании. Но, к сожалению, система перестала развиваться, а разработчики ушли с рынка.
Кроме того, система имела неудачную технологическую особенность: права доступа можно было предоставлять с единственного компьютера. То есть ПО было фактически привязано к конкретной аппаратной конфигурации и в случае неполадок с сервером программы доступ к данным был бы прекращен вообще, поскольку новый ключ получить было уже не у кого. Так что поддержание работоспособности этого компьютера было для нас одной из ключевых задач, с которой мы успешно справились.
Внедренная информационная система исключает риск возникновения подобных проблем. Кроме того, логика её построения призвана минимизировать влияние человеческого фактора: пользователь просто не сможет провести документ, если тот неправильно или не полностью оформлен или заведен не в хронологическом порядке. На данный момент система полностью соответствует современным требованиям хранения и обработки данных.
PC Week: И каковы результаты внедрения единой информационной системы?
Б. В.: Самое главное — мы получили единое информационное пространство, наполняемое достоверными сведениями в режиме реального времени. Нам есть, чем гордиться и чему радоваться — и это ощутимое достижение. Кроме того, мы отказались от штатного ИТ-отдела. Четыре года назад, когда я пришел в компанию “Подмосковье”, данное подразделение работало недостаточно эффективно. Его сотрудники всегда были перегружены работой, а постоянно возникающие инциденты требовали ежедневных решений. Поэтому я выступил инициатором перехода к работе исключительно на основе соглашения об уровне качества сервиса (SLA). Решив эту задачу, мы получили соответствующую базу для развития корпоративной информационной системы.
Сегодня я, как заместитель генерального директора, курирую все вопросы, связанные с блоком ИТ, а компания “Инновационные бизнес-решения” оказывает нам услуги по поддержанию и развитию нашей ИТ-инфраструктуры.
Вопрос о необходимости передачи функций на аутсорсинг однозначного ответа не имеет. Каждая компания должна для себя принимать индивидуальное решение. В нашей ситуации мы посчитали, что это будет выгоднее. И оказались правы. Для нас буквально в течение трех недель результаты стали очевидны, не говоря уже о финансовой составляющей, которая была тоже ощутима. Сегодня я не беспокоюсь о том, какой ценой решает ту или иную проблему компания, с которой мы работаем. Я знаю только, что мы заключили соглашение, оно выполняется и стоит для нас заранее определенных денег.
Д. Г.: Здесь как раз сказалась специфика подмосковного рынка. Специалисты нашей команды имели опыт работы в различных крупных московских компаниях, решая интересные задачи. Отсюда, кстати, и название “Инновационные бизнес-решения”. Но нам хотелось привнести элемент инновации и в родной Подольск. Несмотря на возрастание роли ИТ в бизнесе, деятельность большинства местных организаций по большому счету всё еще сводится к банальному устранению неисправностей без какой бы то ни было оптимизации и развития бизнес-процессов с использованием ИТ. По соглашению SLA до нас в Подольске также никто не работал.
Одним из первых наших клиентов в Московской области стала страховая компания “Подмосковье”. И сразу стало понятно, что здесь так же, как и в Москве, есть развивающиеся предприятия и задачи, которые действительно интересно решать.
PC Week: Как вы оцениваете перспективы онлайновой продажи страховых полисов в России? Собирается ли компания “Подмосковье” развивать данное направление?
Б. В.: Мы только начинаем изучать данный вопрос: до последнего времени наша компания не планировала внедрять такого рода услугу. При этом я считаю, что российский потребитель пока не совсем готов к покупке страховых полисов через Интернет. Дело в том, что мы продаем обещание. Насколько поверит ему потребитель, если оно будет выдано компьютером или автоматом? Возможно, прежде чем наш потребитель окончательно созреет, пройдет некоторое время и произойдут новые изменения в технологических аспектах. Но думать об этом надо уже сейчас.
Д. Г.: Я здесь возлагаю определенные надежды на развитие предоставления государственных услуг в электронном виде. Если намеченные планы действительно будут выполняться, потребитель привыкнет получать через Интернет востребованные абсолютно всеми услуги — государственные. Ощутив удобство данных операций, люди начнут чаще пользоваться и другими видами услуг в электронном виде, в том числе и страховыми, вырастет доверие к ним.
PC Week: А каковы сегодняшние задачи компании “Подмосковье?”
Б. В.: Та задача, которая ставилась нами в начале внедрения, на сегодня решена. Мы привели всё к новым корпоративным стандартам, создали единое информационное пространство. Теперь все наши подразделения связаны общей информационной базой и в реальном режиме времени мы видим, что происходит в каждом из них. Таким образом, мы получили фундамент для постановки новых задач: например, по развитию системы продаж, отладке процессов, продвижению страховых продуктов новыми для нас каналами продаж, такими как Интернет и пр. Для всех них основа одна — достоверная информация.
Еще ряд задач связан со стандартизацией аппаратного и программного обеспечения, используемого в компании. Сегодня мы склоняемся в сторону открытых решений. Мы считаем, что это может быть более выгодно и удобно.
Д. Г.: В связи с переходом на Open Source зачастую приходится сталкиваться с человеческим фактором. Самый простой пример: замена Microsoft Office на OpenOffice. Здесь пользователи делятся на три группы. Первая — начальный уровень, когда сотрудникам всё равно, в какой программе работать. С их переводом проблем не возникает. Третья группа — люди продвинутые, которые научились хорошо пользоваться Microsoft Office. В этом случае есть два варианта: либо они так же легко переучатся на OpenOffice, либо аргументированно скажут, почему им нужен именно Microsoft Office и почему им он удобнее, такие случаи нередки. Сложнее всего со второй группой, куда входят те, кто имеет опыт использования Microsoft и переучиваться принципиально не хотят. К сожалению, эта группа зачастую ключевая, поскольку в нее входят руководители среднего уровня. Здесь очень важна твердая последовательная позиция высшего руководства, от нее зависит большая часть успеха.
Следующим шагом может быть переход пользователей на Linux. В компании “Подмосковье” есть сотрудники, которые используют компьютер для простейших офисных задач, и те, кто работают в “1С” через терминальный доступ. Все эти задачи можно выполнять и в Linux, благодаря чему компания могла бы оптимизировать свой бюджет за счет экономии на лицензиях, а также получила бы ряд других преимуществ. Так как Linux является менее уязвимым для вирусных атак и более гибок в настройке, переход на эту ОС помог бы решить ряд ключевых проблем в безопасности корпоративных информационных систем.
Да и возможная проблема с ИТ-специалистами по Linux, на мой взгляд, преувеличена. Считается, что специалистов по Windows найти легче, чем по Linux. Почему? Да потому, что продукт Microsoft более распространен и до определенного уровня легче в освоении. Но зачастую эти специалисты по Windows недостаточно высокой квалификации. Настоящих же профессионалов немного в любой области.
PC Week: Уже почти через полгода ожидается введение в действие Закона о защите персональных данных. Это каким-либо образом сказывается на работе страховой компании?
Б. В.: Задачи, связанные с реализацией этого закона, и методы их решения до сих пор еще не совсем ясны. Вопросы вызывает даже не сам закон, а разные подзаконные акты. На наш взгляд, полного понимания сегодня нет ни у кого: еще не сложилась правоприменительная практика. Сегодня существует немало фирм, готовых взяться за решение данных задач, и мы будем привлекать сторонних исполнителей или по крайней мере консультантов для выполнения требований закона. Хотя для нас безопасность персональных данных клиентов давно стала одним из ключевых приоритетов.
В настоящее время нашей компании удобнее отдавать конкретные участки непрофильных для страхования бизнес-процессов на реализацию профессионалам в соответствующей области. В конечном итоге это позволяет экономить финансовые, временные и человеческие ресурсы.
PC Week: Сегодня уже меньше говорят о кризисе и связанных с ним проблемах. Тем не менее он как-то сказался на использовании ИТ в компании “Подмосковье”?
Б. В.: С точки зрения ИТ — никак не повлиял. У нас был один долгосрочный проект, и мы его закончили. Впрочем, у нас и выбора особого не было — нам нельзя было оставаться в ситуации наличия трёх корпоративных информационных систем, не связанных между собой. Для компании это было бы равносильно постепенному уходу с рынка.
Сейчас много говорится о том, что приоритеты надо отдавать краткосрочным проектам, но фактически мы пришли к выводу, что реализовывать надо те проекты, которые реально нужны. Для компаний главный вопрос заключается в том, нужен ли вообще конкретный ИТ-проект или нет.
Сегодняшняя наша стратегия — оптимизировать основные процессы в рамках новой информационной системы. В частности, упростить процессы обмена информацией, усовершенствовать бизнес-процессы, используя новые возможности. А что касается перехода на ПО с открытым кодом или отказа от штатного ИТ-отдела, то это никак с кризисом не связано. Мы и раньше об этом думали, поскольку это потенциальная выгода для компании.
Д. Г.: Я могу отметить, что на данный момент не требуется больших вложений в ИТ-инфраструктуру: она была создана еще до нас на вполне приемлемом уровне. Мы собрали большой объем статистической информации о ее работе за первый год сотрудничества, используя принципы ITSM и регистрируя все сведения в системе HelpDesk, что раньше не осуществлялось. Затем, после анализа накопленных данных, провели ряд реорганизаций, которые практически не потребовали новых закупок. Мы просто более рационально и эффективно использовали то, что уже имелось в наличии.
PC Week: Борис, вы в разговоре несколько раз упоминали ИТ-стратегию. Что она значит для вас?
Б. В.: Наша стратегия включает достаточно простые вещи, которые позволят компании спокойно жить и работать в ближайшие пять лет. Это и введение единых стандартов, и унификация аппаратного и программного обеспечения, и внедрение открытого ПО. В результате мы рассчитываем сделать нашу систему более гибкой, способной к органическому росту и восприимчивой к изменению требований рынка и появлению новых технологий.
Наша стратегия — это, естественно, плод коллегиального труда. В ее формировании принимают участие руководители компании, ключевые сотрудники, а также партнеры из “Инновационных бизнес-решений”. В ряде случаев мы привлекаем и сторонних консультантов, выступающих в качестве арбитров. Это совершенно не заинтересованные профессионалы, которые высказывают свое мнение.
PC Week: Дмитрий, а чем для вас интересна работа с компанией “Подмосковье”?
Д. Г.: У нас есть разные планы и идеи, а у небольших компаний есть свои плюсы в гибкости. Благодаря этому можно использовать прогрессивные решения. Крупным предприятиям, чтобы внедрить что-то новое, нужно вкладывать большие деньги и тратить немалое время, а здесь всё зачастую гораздо проще.
Среди таких идей есть планы автоматизации внутренней работы, чтобы в большей степени вовлекать сотрудников в использование ИТ внутри компании. Благодаря этому руководству будет проще ставить задачи и контролировать их выполнение. Но здесь надо, конечно, учитывать человеческий фактор и заинтересовывать людей самыми разнообразными методами.
PC Week: Спасибо за беседу.