По случаю пятнадцатилетия PC Week/RE мы решили обратиться к основателю еженедельника и бессменному главе издательского дома “СК Пресс” Евгению Адлерову, который сыграл большую роль в становлении и успешном развитии не только нашего издания, но и всей российской ИТ-прессы. С г-ном Адлеровым беседовала научный редактор PC Week/RE Елена Гореткина.
PC Week: Чем, по вашему мнению, объясняется секрет долголетия еженедельника PC Week/RE?
ЕВГЕНИЙ АДЛЕРОВ: Мне кажется, причина в изначально правильной идее и последующей ее эволюции. С самого первого номера PC Week/RE был ориентирован на корпоративного пользователя, под которым пятнадцать лет назад подразумевался не только ИТ-специалист, но и человек, активно взаимодействовавший с компьютером на работе. Другими словами, тогда PC Week/RE был рассчитан на две аудитории. Но сегодня выделять последних в отдельную группу уже не имеет смысла — компьютер стал привычным инструментом работы, обойтись без которого уже никак нельзя. А в те времена компьютер был еще новинкой, и далеко не каждый умел им пользоваться. Потом рынок эволюционировал, стало гораздо больше тех, кто знаком с возможностями компьютеров, и отпала потребность в публикации специальных материалов, помогающих осваивать новые программы и функции.
Сегодня PC Week/RE — это издание для ИТ-профессионалов. Изменения происходили органично и плавно, в соответствии с переменами на рынке. В этом и состоит секрет успеха еженедельника.
Но меняется не только аудитория, меняются и методы доставки информации. C распространением Интернета PC Week/RE эволюционировал и в эту сторону. У него есть свой сайт, а печатное издание стало носить менее новостной характер. Другими словами, развитие продолжается.
PC Week: Не видите ли вы угрозу компьютерной прессе со стороны интернет(изданий и блогеров?
Е. А.: Блогеры не являются конкурентами для ИТ-прессы. Это — некое сообщество людей с общими интересами, которые собираются вокруг лидера. Сколько их? Несколько десятков, может, сотен. Охват по сравнению с печатной прессой не так уж велик. Причина в том, что в своей массе блоги являются узкоспециализированными, предназначенными для конкретной аудитории.
Если говорить об Интернете вообще, то он, конечно, конкурирует с печатной прессой, но в основном благодаря оперативности. Новости однозначно должны быть представлены в Сети. Это видно и по PC Week/RE: если раньше немалую часть содержания составляли новости, то теперь их стало гораздо меньше, а статьи дополнены анализом или экспертизой. Другими словами, еженедельник меняется, чтобы быть нужным читателям.
Но некоторые издания все же уходят в Интернет. С одной стороны, это связано с тем, что Всемирная паутина для них более подходящая площадка, с другой — с кризисом. Ведь содержание печатного издания обходится дороже, чем сайта.
Что касается PC Week/RE пятнадцатилетней давности, в котором солидную долю содержания составляли новости, то его место было бы в Интернете. Сегодня же содержание еженедельника поменялось в сторону глубины, аналитики, описания решений и того, как они помогают бизнесу. Так что Интернет с его более новостным и облегченным контентом не прямой конкурент для газеты PC Week/RE.
PC Week: Вы упомянули кризис, а их за историю нашего издания было немало. Как удавалось решать проблемы?
Е. А.: Первый крупный кризис, 1998-го, был тяжелым, но он быстро закончился, и жизнь стала налаживаться. В 1999-м начался плавный возврат к докризисному уровню, занявший несколько лет. Поэтому я считаю, что тот кризис был сложным, но только на довольно коротком отрезке. Наиболее трудным я считаю сегодняшний кризис, а именно прошлый и нынешний годы. Происходит длительный спад, который начался в конце 2008-го, продлился весь 2009-й, а что будет в 2010-м — пока непонятно. Вроде рынок немного задышал, но до нас это оживление еще не дошло. А проблемы в издательском бизнесе во время кризиса всегда решаются одним путем — сокращением затрат, а значит, и штата, и арендуемых помещений, и любых возможных расходов. Но на этот раз прошлый опыт не пригодился, поскольку методы были и так известны, а ситуация сейчас другая.
PC Week: За пятнадцать лет ИТ-рынок сильно изменился? Как, по вашему мнению, он будет развиваться в дальнейшем и какие в связи с этим перспективы у компьютерной прессы?
Е. А.: В 1990-е компьютерный рынок был очень динамичным: каждый месяц появлялись новые компании, кто-то из них со временем умирал, кто-то, наоборот, процветал. Это было время зарождения почти всех сегодняшних крупных игроков. В начале 2000-х новичков стало меньше, но они все же были. Была конкуренция, появлялись новые подрядчики и новые ниши. Сегодня рынок стал более статичным. Новичков очень мало, так как порог вхождения высокий, ведущие игроки поделили рынок, а новых свободных ниш появляется не много. Отчасти это связано с кризисом. Но, возможно, причина и в том, что нам и не нужно иметь бесконечное множество компаний. Ведь наш ИТ-рынок не так уж велик. У прессы, конечно, есть перспективы, но ситуация сложная. Интернет продолжает сегментировать медийный рынок. Чтобы выжить, печатные ИТ-издания должны быть четко направленными и предлагать глубокие материалы. Это делать сложно, но необходимо. Выживут те, которые будут выпускать качественный, полезный, четко направленный продукт.
PC Week: В таком случае, что важнее: следить за общемировыми тенденциями или освещать то, что происходит на отечественном рынке?
Е. А.: PC Week/RE предназначен, как я уже говорил, для ИТ-профессионалов, а им интересна любая информация, которая имеет значение, и не важно, где происходит событие — у нас или за рубежом. Но, естественно, приоритет все же принадлежит нашим событиям, потому что нам важнее то, что случается у нас. Так что у PC Week/RE правильная модель — в нем печатаются локальные материалы и международные. Ведь ИТ-рынок — международный, и если мы освещаем происходящее здесь и дополняем это зарубежными сведениями, то тем самым обеспечиваем полный охват событий.
Что касается пропорции, то она меняется. Пятнадцать лет назад российский ИТ-рынок был на этапе становления и потребность в информации с Запада была велика. Теперь у нас много местных событий, и их нужно освещать.
PC Week: А должна ли ИТ-пресса не только отражать состояние ИТ-рынка, но и воздействовать на него?
Е. А.: Конечно, серьезная пресса должна воздействовать на рынок. Ведь одной из ее задач является анализ технологий, экспертиза. И когда ИТ-специалист узнает из прессы, что такой-то продукт или система лучше других, это повлияет на его решение о покупке. Но раньше влияние прессы было больше, потому что ИТ-рынок был динамичным, конкурентным, новаторским. А сейчас он стал более инертным, и в такой ситуации пресса теряет некоторую долю влияния.
PC Week: Что вы хотели бы пожелать нашим читателям?
Е. А.: Хочу пожелать, чтобы поскорее закончился кризис. Ведь тяжело приходится не только прессе, но и ИТ-специалистам — сокращаются и штаты, и бюджеты, и число новых проектов. Кризис не дает развиваться рынку. Хочется, чтобы 2010-й был более легким, чем прошлый год, а 2011-й просто отличным. Тогда все мы будем процветать.
PC Week: Спасибо за беседу.