Юбилей — это повод для воспоминаний и прогнозов. Научный редактор PC Week/RE Елена Гореткина побеседовала с издателем группы ИТ «СК Пресс» Николаем Федуловым, который активно участвовал в развитии ИТ-рынка сначала со стороны бизнеса, а потом со стороны прессы.
PC Week: Пятнадцать лет назад вы работали в компьютерной компании. Запомнилось ли вам появление PC Week/RE? Как ИТ-рынок воспринял новую газету?
Николай Федулов: Тогда компьютерной прессы было мало, так что появление новой газеты стало заметным явлением. К тому же большое значение сыграла личность главного редактора Эдуарда Пройдакова. Его хорошо знали в ИТ-мире как одного из лучших журналистов. Так что появление PC Week/RE было встречено с энтузиазмом.
PC Week: Каким тогда был российский ИТ-рынок? Насколько его состояние отличалось от нынешнего?
Н. Ф.: Тогда всё было по-другому. Шло становление рынка, формировались новые виды бизнеса — например, дистрибуция. Модели работы с каналом, дилерами только создавались. Было примерно пять крупных компаний и еще десятка полтора более мелких игроков, многих из которых уже нет на рынке. Обороты по сравнению с нынешними были невелики.
PC Week: Можно ли в такой ситуации было обойтись без западного опыта, который передавала компьютерная пресса?
Н. Ф.: Конечно, мы тогда смотрели на Запад. Применяемые там подходы были в новинку. Поскольку все понимали, что модели бизнеса идут из-за границы, интерес к зарубежным изданиям был очень большой, а получать их было сложно, да и английским языком далеко не все владели. Нужны были русскоязычные источники информации. Интернет в нынешнем виде тогда еще не существовал. О нем говорила только Эстер Дайсон. Мы ее слушали с большим уважением, но не очень верили в возможности Всемирной сети. Поэтому роль печатной прессы была огромной.
PC Week: Какие годы работы в компьютерном издательстве вы считаете самыми трудными? Как удавалось решать проблемы?
Н. Ф.: Суровым был кризис 1998 г. Сначала все испугались, потому что было непонятно, что происходит с деньгами. Но я считаю удачным то, что рубль сразу сильно упал и остался на более-менее фиксированном уровне. Ведь для ИТ-рынка огромное значение имеет стабильность цен. Очень большое волнение вызвали банкротства банков. Они затронули многие компьютерные компании. Все замерли.
Но шок быстро прошел. Когда стало понятно, что скачков в курсе рубля больше не будет, всё постепенно наладилось. Но нам приходилось изворачиваться. Ведь из-за проблем с банками у компаний не было денег, а товар на складе был, и мы стали получать долги товарами. Это позволила нам пережить трудные времена.
Такая ситуация продлилась до конца 1998-го, а в 1999-м нам и всему ИТ-рынку очень помогла «Проблема 2000 года». Пошли большие закупки ИТ-продуктов, и на рынке появились деньги.
PC Week: А как вы оцениваете нынешний кризис? Прошлый опыт пригодился?
Н. Ф.: Сейчас ИТ-рынок сильно упал, и конца кризису пока не видно. Правда, в IV квартале 2009-го наметилось некоторое оживление и даже появился легкий оптимизм. Если нынешний год окажется не хуже прошлого, это уже будет неплохо, так как мы постепенно приспособились к новым условиям. И хотя 2009-й был очень тяжелым, мы его завершили значительно лучше, чем ожидали.
Прошлый опыт мало пригодился, потому что сегодняшняя ситуация существенно отличается от того, что было 1998-м. Падение рубля оказалось не быстрым, а длительным, а когда такая неопределенность тянется долго, это очень болезненно. Кроме того, тот кризис был чисто российским, а нынешний — всемирный. Тогда все волновались, вернут ли им долги, а теперь всё гораздо сложнее. Западные компании тоже пострадали и ради выживания действовали очень жестко — сокращали производство, увольняли людей, резали бюджеты. Из-за этого в конце 2009-го возник огромный дефицит ИТ-товаров. Доходило до того, что некоторые продукты было невозможно купить. Ведь Россия волнует поставщиков не в первую очередь, и имеющийся товар уходил на более важные для них рынки. Даже сейчас еще ощущается дефицит по некоторым линейкам. И в результате денежный поток с Запада сократился.
Тяжелое положение ИТ-рынка заметно по состоянию западной компьютерной прессы. Многие издания ушли в Интернет, некоторые вообще закрылись, а у тех, что остались, значительно сократился объем. Но мы не могли позволить себе таких резких действий, так как нам важны имидж и репутация.
PC Week: Как, по вашему мнению, события будут развиваться в дальнейшем и какие в связи с этим перспективы у компьютерной прессы?
Н. Ф.: Некоторые перспективы роста просматриваются, но пока ситуация на рынке не дает оснований для большого оптимизма. Однако и пессимизма тоже нет, потому что мы уже приспособились, оптимизировали свою деятельность.
PC Week: Что, как вы считаете, важнее для компьютерной прессы: следить за общемировыми тенденциями или освещать то, что происходит на отечественном рынке?
Н. Ф.: Сегодня гораздо больше востребована информация о России. И хотя наш рынок — часть всемирного и на него тоже воздействуют общемировые тенденции, наших специалистов гораздо больше волнует то, что происходит здесь. Раньше мы учились у Запада, и каждый их чих представлялся чем-то значительным. Но теперь такое отношение изменилось. Отчасти это связано с тем, что качество зарубежной ИТ-прессы резко упало. Мне кажется, что любое наше издание гораздо содержательнее своих западных аналогов.
PC Week: А как же технологии? Ведь они приходят с Запада...
Н. Ф.: Сейчас ощутимых скачков в технологии становится всё меньше. ИТ-рынок стал довольно зрелым, и хотя бывают неожиданные прорывы, но они теперь происходят гораздо реже, чем раньше.
PC Week: Может ли компьютерная пресса не только отражать состояние ИТ-рынка, но и воздействовать на него?
Н. Ф.: Она в любом случае воздействует. В начале становления российского ИТ-рынка пресса весьма серьезно влияла на умы. Но сейчас рынок сильно изменился. Компьютерная техника становится потребительским товаром. Поэтому мало кому интересно, как, например, устроен ноутбук. Теперь на первый план выходит другой вопрос: как из ИТ-продуктов создаются системы для решения задач бизнеса.
К тому же теперь ИТ-пресса уже не играет роль единственного источника знаний, как это было раньше. Но тем не менее интересные материалы привлекают внимание, обсуждаются, используются для принятия решений. Другими словами, пресса помогает рынку развивать бизнес.
PC Week: Есть мнение, что печатная компьютерная пресса отомрет, не выдержав конкуренции со стороны Интернета и блоггеров? Что вы думаете по этому поводу?
Н. Ф.: Тенденция ухода части изданий в Интернет неизбежна. Но сложившаяся печатная пресса тоже никуда не денется. Она существует десятки лет, в ней работают опытные журналисты и аналитики. Интернет-пресса — довольно молодая, там еще не сформировались серьезные кадры. А в связи с тенденцией перехода к сложным ИТ-системам сегодня наибольшим спросом пользуются именно глубокие и аналитические материалы. Поэтому печатные издания, имеющие давние традиции, остаются востребованными.
Что касается блоггеров, то я не вижу в них конкурентов. Многие блоги носят поверхностный характер, просто людям хочется высказать свое мнение и как-то себя проявить. Наиболее содержательные блоги — вертикальные, направленные на освещение одной узкопрофессиональной темы. Но они не дают общей картины ИТ-рынка и интересны некоторому узкому кругу специалистов. Такие блоги полезны, но они не могут заменить печатную прессу. Ведь мало кто из блоггеров может охватить множество направлений.
Блоги удачно дополняют общую ИТ-прессу, предоставляя детальную информацию в какой-то узкой нише, и даже могут составлять конкуренцию отраслевым изданиям, поскольку имеют такой же нишевый характер.
PC Week: Спасибо за беседу.