На прошедшем в конце июня в Москве Russian Open Source Forum компания “БОСС-Референт” представила свою новою разработку “БОСС-Референт 4J”, сделав при этом особый акцент на том, что данное решение относится к категории СПО и ориентировано в первую очередь на использование в органах власти. Особенности этого продукта и его позиционирования на рынке в разговоре с директором по развитию продукта компании “БОСС-Референт” Евгенией Капустиной уточнил обозреватель Андрей Колесов.
Давайте начнем с уточнения: что вы подразумеваете под СПО, говоря о своем новом продукте?
Евгения Капустина: То, что при работе с ним заказчик применяет комплекс ПО, которое полностью соответствует определению “свободное”. “БОСС-Референт 4J” представляет собой серверное Web-приложение, которое может функционировать в различных ОС, в том числе и Linux. Архитектурно оно состоит из двух основных слоев: базовая платформа и прикладная часть. Инфраструктурным фундаментом является сервер приложений JBoss, одна из лидирующих на рынке систем такого класса, реализуемая в виде открытого проекта, которая уже четыре года принадлежит компании Red Hat. На этом же базовом уровне применяется портал JBoss, а также одна из поддерживаемых продуктом СУБД, например СПО EnterpriseDB (Postgres). Бизнес-логика приложения реализована нами на прикладном уровне с помощью технологий Java, и этот код является свободным. Пользователь взаимодействует с системой через Web-интерфейс (FireFox или Internet Explorer). Собственно работа с документами выполняется на клиентских ПК в конфигурации Linux + OpenOffice или Windows + Office.
Совпадение слова “босс” в названиях нашей СЭД и используемой базовой платформы совершенно случайно, но все же достаточно символично. А вот буква “J” в названии “БОСС-Референт 4J” появилась не вдруг — это обозначение платформы, на которой реализована данная версия.
А почему вы позиционируете “БОСС-Референт 4J” именно для органов власти?
Е. К.: Конечно, это продукт, который мы намерены предлагать самому широкому кругу корпоративных заказчиков. Но любая разработка выполняется поэтапно. Так вот сейчас, на начальной стадии его жизненного цикла, в данном решении реализуется функциональный набор, который должен полностью покрывать потребности органов государственной власти. У госорганов более регламентированный документооборот, чем у большинства коммерческих компаний, что впрочем не мешает использовать текущую версию системы коммерческим структурам разного масштаба.
Почему в последовательности развития продукта мы начали именно с госсектора? Мы считаем, что именно тут подход СПО является наиболее актуальным и будет особенно востребованным. Я бы выделила две основные причины для этого: безопасность и снижение затрат.
Проблема безопасности имеет много разных аспектов, но применительно к государственному сектору, одна из главных проблем —различные сертификационные требования, особенно в учреждениях и ведомствах с повышенным уровнем секретности. В случае с нашим первым продуктом “БОСС-Референт” 3.х, который, кстати, имеет открытый код, но реализован на традиционно лицензируемой платформе IBM Lotus, мы сталкиваемся с трудностями сертификации из-за проприетарного статуса платформы. Применение вертикальной архитектуры на СПО в данном случае принципиально решает эту важную проблему.
С точки зрения экономики вопроса снижение затрат определяется двумя аспектами — уменьшением стоимости лицензий на ПО и возможностью применения модели подписки. Тут нужно вспомнить, что стоимость автоматизации одного клиентского места при реализации проекта внедрения СЭД традиционно складывается из трех частей: лицензии на базовое ПО зарубежных вендоров, лицензии на прикладное решение и собственно проектные услуги. Первая часть, а это может быть до 20% общей стоимости, в случае СПО исключается. Обратите внимание, что я сейчас говорю только о самой СЭД, не учитывая стоимость офисных приложений, нужных для работы с документами.
Однако еще более важной, чем экономия на лицензиях, является возможность применения при реализации проекта не только традиционной модели продажи лицензий в бессрочное пользование, но и схемы подписки, по которой распространяются коммерческие сборки Linux. В таком случае, во-первых, клиент, как бы оплачивает ПО в рассрочку, а во-вторых, платит ровно за то количество рабочих мест, которое он реально задействует у себя, увеличивая или уменьшая это число по мере необходимости.
Вы говорите о стоимостных показателях в то время, как СПО ассоциируется у многих с бесплатностью. Как это соотносится с лицензированием, подпиской и пр.?
Е. К.: Тут действует в общем-то традиционная модель работы с СПО. Мы предлагаем открытую бесплатную версию ПО, ее могут скачивать и использовать все желающие: и ИТ-компании, которые смогут применять ее в реализуемых проектах или даже для создания тиражных решений, и заказчики, желающие заниматься автоматизацией самостоятельно. Также будет коммерческая сборка системы, на нее распространятся все обязательства с нашей стороны по технической поддержке, обновлению, развитию и т. д.
Есть иллюзия об абсолютной бесплатности автоматизации документооборота с использованием “БОСС-Референт 4J": скачал, поставил, получил электронный документооборот в организации. На самом деле проекты внедрения СЭД довольно сложные, и почти всегда (а в крупных организациях просто всегда) присутствует этап внедрения. СЭД это не система обмена электронными сообщениями, внедрение СЭД связано с адаптацией, а иногда и существенным изменением процессов делопроизводства. Поэтому правильнее, когда это делают профессионалы. Конечно, самостоятельное внедрение всегда возможно, но нужно понимать, что это определенный риск, и вероятность того, что внедрение не будет успешным, достаточно высока.
В какой степени готовности находится ваш продукт?
Е. К.: Сейчас мы имеем первую версию продукта, но разработка продолжается — план развития продукта рассчитан на три года вперед. Параллельно у одного из крупных госзаказчиков реализуется пилотный проект внедрения системы, сейчас уже идет процесс перехода пользователей с используемой там ранее системы на новое решение. Мы получаем от заказчика обратную связь, с учетом которой корректируем требования к разработке следующих версий продукта. После окончания проекта мы сможем рассказать о нем подробнее.
Все же, как можно понять, “БОСС-Референт 4J” как тиражный продукт находится еще в процессе формирования. Как его текущие возможности соотносятся с функционалом вашего флагманского решения, созданного на платформе Lotus?
Е. К.: Прикладной функционал всех наших продуктов создается одной и той же командой, поэтому в новом решении учитывается и во многом реализуется весь имеющийся у нас опыт. В целом уже сейчас “БОСС-Референт 4J” покрывает основной функционал версии для Lotus. Однако надо понимать, что продукту “БОСС-Референт” на платформе Lotus уже почти 15 лет, а система “БОСС-Референт 4J” разрабатывается с 2009 г. Конечно, в новом продукте еще не хватает ряда функций, повышающих удобство работы пользователей с системой, реализовано не все, что нам хотелось бы видеть в продукте.
Как вы собирается дальше продвигать ваш новый продукт на рынок?
Е. К.: Компания “БОСС-Референт” на рынке выступает только как софтверный разработчик ПО, все внедрения выполняются через партнеров. У нас уже есть хорошая партнерская сеть, и наша первая задача — помощь внедренцам и консультантам в освоении “БОСС-Референт 4J”. Кроме того, мы надеемся, что возможности СПО привлекут внимание к этому решению как вузов, так и ИТ-компаний, в том числе создателей специализированных систем в области электронного документооборота, которые будут составлять сообщество разработчиков и создавать свои версии на основе нашего продукта.