Вы не покупаете мобильный контент потому, что это дорого или нет денег на счету? Ничего, операторы мобильной связи позаботились том, чтобы у пользователя были для этого возможности при любом состоянии счета. И МТС, и “ВымпелКом” уже ввели специальную услугу, позволяющую приобретать контент в рассрочку. Возможно, к ним присоединится и “МегаФон”.
Если внимательно посмотреть глубоко “закопанные” данные в новостях операторов связи и контент-провайдеров, можно найти интересные вещи. Оказывается, еще 18 марта PlayFon и “Билайн” первыми представили на рынок мобильного контента “новационную” услугу со стандартно-типовым названием “Контент в рассрочку”. Вроде бы она предоставляется на одну покупку и, самое интересное “не зависит от цены выбранного контента”. После того, как медиа-элемент заказан, контент-провайдер (в данном случае PlayFon) “формирует расписание и запускает процедуру погашения задолженности”. Причем, чтобы ознакомиться с ограничениями по предоставлению услуги “Контент в рассрочку” для данной конкретной ситуации, абоненту необходимо... зайти на платный wap-сайт провайдера. Очень интересная модель взаимодействия. Чуть позже, в мае этого месяца, на такой “инновационный” метод работы PlayFon перевел еще несколько своих коротких номеров — 1717, 1220 и 1515. На официальном сайте компании партнерам предложили “скорректировать логику обработки запросов сервиса”.
Но дальше всех пошли, кажется, только в МТС. Вообще, на региональных сайтах операторов сотовой связи можно встретить настолько интересные объявления, что диву даешься. Вроде бы в регионах меньше денег, ARPU какой год не превышает 300 руб. на человека, ан нет — желание маркетинговых служб операторов “большой тройки” “продавить” абонентов на увеличение затрат по мобильному контенту поражает величиной усилий. Но вернемся к ситуации — недавно компания МТС недосчиталась определенной части поступлений формально из-за мобильных мошенниклв. Но теперь, к сожалению, начинает действовать весьма странными методами. Судите сами — открываем, например, сайт МТС для тверского региона за 28 мая и видим там анонс той же услуги с аналогичным названием “Контент по карману”, которая “позволяет получать контентные SMS-услуги даже при недостатке средств на лицевом счете в момент заказа”. Причем, для всех коротких номеров. Во всяком случае, никаких ограничений не установлено.
Сколько я не говорил с экспертами рынка мобильного контента — многие в один голос заявляли о том, что возможность безнаказанно “уходить в минус” с помощью различных “кредитов доверия” и иных подобных услуг, которые включаются абоненту часто без его согласия, негативно влияет на “сопротивляемость” пользователей спонтанной отправке денег на короткие номера. Операторы “большой тройки” одно время пытались нивелировать эту странную практику, но, как видно, только на словах. Иначе не родилось бы такой странной схемы по контенту в рассрочку. Дело в том, что, по статистике, примерно треть запросов на получение контента “отшивается” биллинговой системой оператора связи по причине отсутствия денег на счете или их недостаточного количества для того, чтобы оплатить минимальную стоимость запроса на доставку медиа-элемента. Но с такой услугой, без сомнения, рынок VAS получит мощный рывок вперед.
Ведь основная “прелесть” такого сервиса в деталях. Давайте посмотрим внимательно описание: “услуга позволяет получать контентные SMS-услуги даже при отсутствии на лицевом счете суммы, необходимой для оплаты полной версии контентной SMS-услуги, — гласит сообщение. — Если средств на счете недостаточно для оплаты полной версии контентной SMS-услуги, она будет оказана с ограничением по времени пользования. Разница между полной стоимостью и суммой оплаты будет списана в течение 30 дней после заказа”. Кроме весенних новостей от компании PlayFon, такую схему, кстати, применяли в лохотереях “ВымпелКома": определенную часть платных SMS можно было отправить в кредит, а деньги за них списывались уже после — при внесении следующих платежей. Оператор, конечно, немного “рисковал” тем, что SIMку банально выбросят, но, говорят, проиграл не так уж и много на этом: обычно желание “поиграть еще” перевешивало все разумные альтернативы.
Правда, ситуация на рынке VAS меняется — сейчас, не то что два года назад, защититься от таких сервисов возможно: с помощью специальных услуг, блокирующих отправку SMS на короткие номера. Правда, операторы говорят о них тихо и осторожно, рассчитывая явно на то, что мало кто из абонентов об этом узнает. Уж билбордов, как с новыми тарифами, точно не выставляют. Одна такая услуга есть у “МегаФона” и называется “Стоп-Контент” (150 руб. в сутки), вторая — у “ВымпелКома” под названием “Черно-белые списки CPA-услуг” (30 руб.). В первом случае можно запретить вообще любое платное общение телефона с короткими номерами, во втором какие-то короткие номера можно оставить, какие-то запретить.
В любом случае, такие варианты защиты помогут отключить т. н. “взрослые сервисы”, предотвратить импульсивную отправку SMS на короткие номера под воздействием рекламы и т. д. Подобные услуги очень удобны для пользователей, у которых мобильные телефоны есть у детей — ведь они далеко не всегда понимают, сколько именно стоит запрос на короткий номер, и готовы “спустить” весь баланс в ответ на завлекательную рекламу по музыкальному телеканалу.
Вообще, подобный функционал был уже использован ранее — для корпоративных клиентов, а сейчас услугу открыли для подключения частниками. Но самое странное — такой услуги нет у компании МТС, которая так активно продвигает “Контент в рассрочку” для коротких номеров без всяких исключений.