Всё возвращается на круги своя. На прошедшей в середине июля в Вашингтоне (США) очередной глобальной партнерской конференции Microsoft (WPC '2010) было объявлено о том, что облачная операционная система Windows Azure и весь набор сопутствующих прикладных корпоративных приложений будет доступен и заказчикам, и партнерам для использования в собственных дата-центрах. То есть всё это облачное хозяйство, которое до сих пор было доступно только в виде услуг самой Microsoft, становится рыночным товаром, таким же, как и традиционные ИТ-продукты. Принципиальное же новшество платформы Azure (по сравнению, скажем, с Windows Server) заключается в том, что ее архитектура и технологии изначально нацелены на реализацию концепции облачных вычислений, подразумевающей среди прочего возможность свободного перемещения приложений заказчиков по распределенной системе частных и публичных облаков.
Тема облачных вычислений уже давно является центральной на ежегодных WPC, традиционно открывающих очередной деловой год Microsoft. Еще четыре года назад, на WPC '2006, CEO Microsoft Стив Балмер сообщил партнерам, что компания намерена приступить к масштабной трансформации всего спектра своих продуктов, направленной на широкое использование онлайновых услуг и применение новой модели, которую Редмонд назвал “Софт плюс Сервис” (S+S). Но собственно термин “облака” появился (как и на ИТ-рынке в целом) только два года спустя, и тогда же стало ясно, что речь идет не о каких-то частных вопросах, а о существенной коррекции стратегической линии Microsoft, а значит, и всей ее партнерской экосистемы.
В прошлом году на WPC '2009 в центре внимания была облачная Windows Azure Platform, причем уникальность темы заключалась в том, что речь шла не просто об изменении продуктовой линейки, а о трансформации бизнес-модели Microsoft на рынке: корпорация тогда четко заявила, что намерена сама выступать в роли хостинг-провайдера Azure-сервисов с помощью глобальной сети своих дата-центров. Но тогда все же говорилось о планах на будущее, а сейчас разговор переведен в чисто практическую плоскость: в конце 2009-го Azure начала работать в режиме промышленной эксплуатации.
Выступая перед четырнадцатью тысячами участников мероприятия, Стив Балмер напомнил, что мировая экосистема Microsoft — это 640 тыс. компаний, в которых работает свыше шести миллионов ИТ-профессионалов и которые в прошлом году получили в сумме около 537 млрд. долл. дохода. Вся эта махина в последние годы не очень быстро, но уверенно смещается в сторону облачных вычислений, и процесс этот будет продолжаться. Он сообщил, что согласно прогнозам IDC в 2013—2014 гг. облачные модели обеспечат 19% новых продаж в сфере ПО, причём продажи облачных услуг будут расти на 26% в год (в пять раз быстрее, чем все поставки приложений).
Но что можно сказать о реализации облачной стратегии Microsoft и какая роль в этом деле отводится партнерам? До сих всё выглядело так, что собственно хостингом Azure займётся исключительно сама корпорация, а партнеры будут предоставлять клиентам только сопутствующие услуги. Но теперь прослеживается возврат к классической схеме, в которой канал будет выполнять полный спектр своих функций, включая продажу ПО и его хостинг.
Сейчас трудно сказать, было ли такое развитие событий запланировано изначально и Microsoft просто не спешила раскрывать все карты, или корпорация радикально скорректировала свою стратегию в условиях меняющейся рыночной ситуации и полученного опыта*. Наиболее вероятным видится все же первый сценарий: вряд ли Редмонд мог питать иллюзии, что вариант с полным сосредоточением вычислительных ресурсов для Azure внутри компании окажется жизнеспособным. А пилотный период эксплуатации системы за последние месяцы это только подтвердил.
Согласно данным Microsoft, сейчас около 10 000 пользователей уже разместили свои приложения в среде Azure на серверах корпорации. Но это совсем немного в масштабах софтверного гиганта, к тому же речь в большинстве своем наверняка идет о пилотных или исследовательских проектах. На пути продвижения Azure по такой “централизованной” схеме возникает множество (вполне предсказуемых) препятствий в виде антимонопольного законодательства, соображений безопасности, требований национальных регуляторов, таможенных барьеров, трудностей с оплатой и т. д. Но, может быть, гораздо важнее, что при этом существенно снижается роль партнеров в деле продвижения Azure. А ведь стратегия Microsoft на протяжении всей истории существования компании базировалась именно на факторе активности огромного и разнообразного партнерского сообщества.
Теперь можно сказать: наверное, пора экспериментов закончилась, и Microsoft решила двигаться дальше, применяя проверенную временем политику работы через канал, но в модернизированном варианте — как раз методом того самого S+S, о котором говорилось еще четыре года назад. Заказчики получают возможность выбора: устанавливать Azure у себя, воспользоваться хостингом какого-либо партнера или самой Microsoft.
Как известно, Azure реализована на технологической базе Windows Server 2008, и в этой ситуации возникает естественный вопрос: в чем разница между традиционной серверной и облачной ОС Microsoft? Если коротко, то первая работает на уровне одного физического сервера, а вторая — на уровне дата-центра, объединяющего множество вычислительных ресурсов. При этом нужно напомнить, что несмотря на архитектурное родство и использование технологий .NET, в общем случае эти две системы на уровне приложений несовместимы (обещано, что Azure сможет поддерживать приложения Windows Server с помощью средств виртуализации).
Кто может реально приобрести Azure, понять не трудно, приняв во внимание, что это решение ориентировано на использование как минимум десятков серверов с соответствующими наборами сетевого оборудования и систем хранения данных.
На WPC '2010 были названы первые партнеры, получившие возможность самостоятельно использовать Windows Azure. Это — HP, Dell, Fujitsu и eBay, которые будут предоставлять пользователям сервис “инфраструктура как услуга” и предлагать Azure на базе собственного оборудования для развертывания у хостинг-провайдеров и у заказчиков. В качестве первого шага продвижения Azure в массы сейчас на рынке будет предлагаться программный модуль (апплайенс), включащий Windows Azure и Microsoft SQL Azure и способный работать на аппаратных средствах, соответствующих спецификациям Microsoft.
В качестве примера эффективного использования платформы Azure в своем выступлении на WPC '2010 президент подразделения Servers and Tools Business корпорации Боб Муглиа продемонстрировал информационный сервис под кодовым названием Dallas, через который разработчики и пользователи смогут получить доступ к информации из различных источников, таких как Associated Press, NASA, National Geographic TOPO!, United Nations, Weather Central и пр. Он представил также целый ряд новых и модернизированных продуктов, предназначенных для создания облачных решений (System Center Virtual Machine Manager Self Service Portal 2.0, Microsoft Management & Virtualization Solution Incentive, Private Cloud Deployment Kit).
Среди других прозвучавших на WPC '2010 объявлений отметим анонс бета-версии первых пакетов обновлений (SP1) для Windows 7 и Windows Server 2008 R2, в которых реализованы расширенные возможности развертывания виртуальной инфраструктуры ПК (VDI) и управления ею, а также сообщение о выходе второй бета-версии Windows Intune, нового решения, предназначенного для администрирования и обеспечения безопасности ПК. Стало также известно, что следующая версия Microsoft Dynamics CRM получит номер 2011 и ее бета-вариант начнёт работать уже в сентябре нынешнего года на Microsoft Dynamics CRM Online. Этот онлайновый сервис в концу 2010-го будет доступен в сорока странах (сегодня — в тридцати двух), но России в этом списке нет.
*Еще в момент самого первого объявления о планах создания Azure в октябре 2008 г. мы прогнозировали, что Microsoft все же будет продавать эту систему в виде программных продуктов