Полезная для пользователей и, без сомнения, пока совсем не заполненная ниша в телекоммуникационных сервисах — агрегация различных услуг по принципу “много-в-одном”. Производители таких решений берут лучшее от популярных сервисов и обеспечивают своим абонентам, взаимодействуя с ними обычно по бесплатной модели (речь пока идет о стартапах, набирающих абонентскую базу), возможность работать с несколькими услугами одновременно. К примеру, для социальных сетей существует множество решений (в частности, Ping.fm), поддерживающих одновременный постинг сообщений не только в Facebook, Twitter и Livejournal, но и в сотню других более-менее популярных решений подобного класса. С IM-системами и решениями с поддержкой VoIP аналогичная ситуация. Правда, в отличие от социальных сетей на VoIP любой сервис зарабатывает реальные деньги (в основном от звонков по направлению “компьютер-телефон”).
В этой связи показательным является конфликт между создателями программы-агрегатора Fring и крупным интернет-проектом Skype. Как известно, Fring — это бесплатная программа VoIP для мобильных устройств, позволяющая разговаривать и общаться в чате, используя интернет-подключение вашего мобильного телефона, с другими пользователями Fring и компьютерными программами IP-телефонии (Skype, Google Talk, MSN Messenger; осуществляется поддержка SIP-решений). Основное преимущество решения — все контакты располагаются в удобном едином списке, интегрированном с телефонной книгой мобильного устройства. Проект развивается как венчурный и явно готовится на продажу.
У компании же Skype есть свой API, который позволяет использовать протокол передачи речи сторонними производителями программных решений. Однако его использование накладывает на “подключенные” проекты ряд ограничений. К примеру, раньше это была невозможность работать по VoIP через сети 3G — только по Wi-Fi: и тот же Fring дисциплинированно это исполнял. Сейчас действует запрет на видеовызовы в таком же режиме. Все дело в том, что подобными соглашениями Skype “выторговывает” себе право работать на инфраструктуре крупных операторов мобильной связи, позволяя им по-прежнему зарабатывать на не сведущих в техническом плане абонентах, которые звонят по обычным голосовым каналам связи, а не по VoIP. Несмотря на показную независимость, на качество и работоспособность подобного сервиса все-таки очень влияет добрая воля или коммерческий интерес операторов мобильной связи. Провайдеры телефонии имеют в своем арсенале вполне эффективные технические средства, способные настолько заузить полосу пропускания пользователям VoIP, что пользоваться этой технологией станет невозможно.
Так вот с этим API и случилась занимательная ситуация. Предчувствуя успех нового iPhone, компания Fring в первые дни продаж четвертой версии этого устройства выпустила новую версию своего ПО, которое обеспечивало бесплатный видеозвонок не только посредством Wi-Fi, но и через сети сотовой связи. Именно это позволило владельцам нового смартфона осуществлять видеовызовы не только по направлению “телефон-компьютер”, но и “телефон-телефон”. Причем с оплатой только за трафик, без отдельной оплаты этого сервиса. Подобный подход явно не мог понравиться крупным операторам связи из США, которые продвигают это популярное у пользователей устройство в комплекте с разнообразными контрактами, включающими комплексное потребление услуг — от SMS и дата-трафика до голосовых минут и видеозвонков.
Далее все развивалось стремительно. Операторы выразили свое неудовольствие компании Skype, а ее юристы под предлогом нарушения условий использования API “отказали от дома” компании Fring, и все мобильные клиенты этого производителя перестали работать со Skype.
Компании, конечно, обменялись громогласными заявлениями. Наиболее эмоциональное можно найти в официальном блоге Fring (вообще показательно, что никаких пресс-релизов по этому поводу компании не распространяли —“воевали” через социальные сети). Дословно там говорилось, что “совсем недавно мы совершили очередной скачок — добавили в еще большее количество устройств поддержку видеозвонков. Именно в этот момент Skype заблокировала все наши подключения к своей сети. Видимо они боятся свободной мобильной связи. Трусы!”. На это вице-президент Skype по юридическим вопросам Роберт Миллер ответил тоже в блоге, но уже компании Skype, где написал, что “приложение Fring использовало Skype способом, который не предполагался при создании программы и который нарушал условия использования API и пользовательскую лицензию. Мы обсуждали с Fring эту проблему на протяжении какого-то времени, пытаясь решить ее мирно”. Подробностей этого обсуждения обнаружить не удалось — компания Skype дополнительных комментариев не предоставила.
Кстати, существует мнение, согласно которому работа с API будет ужесточена и для всех аналогичных проектов, которых насчитывается несколько десятков. Пока компании Skype было важно увеличить число клиентов, которых даже чисто теоретически можно “монетизировать” через дополнительные платные сервисы, программам-агрегаторам никто не препятствовал подключаться к системе и “приводить” таким образом новых абонентов. Сейчас же число клиентов Skype превышает 500 млн. человек, и такие проекты ей уже не так необходимы — свое дело в популяризации сервиса они сделали. Кроме того, Skype намерена уделить больше времени собственному мобильному клиенту, и конкуренты, ясное дело, не нужны. Особенно такие, как Fring, который, как утверждают разработчики, “заточен” для работы именно с каналами мобильных сетей, не отличающихся стабильностью.
Разумеется, потеря возможности работать со Skype для компании Fring очень серьезный, но явно не смертельный удар: просто вместо закрытого протокола передачи речи по VoIP у нее станет больше SIP-совместимых решений. А позвонить в Skype своим друзьям пользователи Fring могут через оперативно задействованную “кривую” схему — используя услугу “Вызов из SipNet в Skype и обратно”. Но передача Skype Out, текстовых сообщений, файлов и видео не поддерживается совсем.
Самое интересное — это выводы из подобной ситуации. Дело в том, что в отличие от сети Интернет в мобильных сетях всем без исключения процессом получения прибыли руководят именно операторы связи. И они, разумеется, считают, что свои вложения в инфраструктуру будут отбивать исключительно на своих сервисах. Тот же “Мультифон” у “МегаФона” — это вполне реальная альтернатива Skype в масштабах одной сети. Кроме версии ПО для компьютеров, на днях появилась и версия для Symbian, способная работать на смартфонах. Использование абонентами того же Skype сейчас не подрывает доходы оператора, но потенциально это значимая проблема. Поэтому уже сейчас операторы мобильной связи размышляют над тем, каким образом заставить производителей сторонних сервисов заплатить за право работать на сотовой сети конкретного провайдера сотовой связи. Причем Skype здесь можно использовать как пример — все остальные сервисы будут действовать абсолютно так же вне зависимости от их величины, будь то ограниченно-бесплатный мобильный Facebook, производитель виртуальных АТС или SIP-оператор дальней связи. Все они будут платить часть получаемых от абонентов денег владельцу инфраструктуры. Ну а плата за трафик от использования подобных услуг будет доставаться только оператору связи: на эти деньги никто посягнуть не смеет.