По модели MVNO во всем мире активно работают уже 430 компаний, и, по прогнозам аналитиков Pyramid Research, в конце 2010 г. число их абонентов превысит 111 млн. человек, или 3,2% от всей абонентской базы сотовых операторов. В России все намного скромнее. Как отмечают аналитики J’son & Partners Consulting, к началу 2010 г. отечественная абонентская база “виртуалов” составила всего 850 тыс. человек. И хотя к середине года их стало 1,1 млн., все равно это капля в море — 0,5% от числа активных SIM-карт. При этом темпы роста в этом сегменте составляют всего 100 тыс. абонентов в квартал.
Если внимательно перечитать ленты новостных агентств за последние пару кварталов, то создается впечатление о бурном старте рынка MVNO в России. В громких заявлениях нет недостатка — “Почта России”, “Межрегиональный ТранзитТелеком”, “ТрансТелеком”, Сбербанк России, Orange Business Services чуть ли не клянутся в том, что готовы запустить подобные проекты уже в самое ближайшее время. Вдобавок, с мая 2009 г. лицензии на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи без собственного радиочастотного ресурса получили как минимум два десятка компаний, которые явно создаются под локальные проекты с последующей продажей. Кроме того, на рынке давным-давно присутствуют такие компании, как, например, “Народный Мобильный Телефон”, руководство которой является бессменным спикером на многочисленных отраслевых мероприятиях, но при этом о бизнес-успехах компании ничего не известно в принципе. Вызывает большие сомнения и проект MVNO от X5 Retail Group, одного из крупнейших в России ритейлеров по объемам продаж (сети “Пятерочка”, “Перекресток” и “Карусель”). Компания давно договорилась с МТС о создании “виртуала”, но подключения к “виртуалу” “Алле” с тарифным планом “123” идут пока вяло.
Как совершенно справедливо отмечают эксперты Роскомнадзора, большинство компаний, получивших лицензии на развитие виртуальных сетей мобильной связи, услуги связи пока не оказывают. Судя по лицензионным требованиям, все должно начаться в 2011—2012 гг. Но если не будет директивного указания, обязывающего сотовых операторов предоставлять свою инфраструктуру в пользование сторонним компаниям, то, скорее всего, ничего и не начнется. Это бизнес-направление активно “вышибают” операторы “Большой тройки”, которые уже сделали или в самое ближайшее время сделают своим корпоративным клиентам все возможные предложения по FMC, виртуальным АТС и бизнес-услугам управления вызовами. Еще пара лет — и действующим в сегменте виртуальных сетей компаниям “ловить” будет уже нечего.
Играть же в низкомаржинальном сегменте могут позволить себе весьма немногие компании, действующие в крупных городах, куда не “дотягивается” Tele2, чья бизнес-модель ориентирована именно на нижний ценовой сегмент, который всегда свободен для операторов, умеющих грамотно управлять своими издержками.
Как отмечают в J’son & Partners Consulting, на середину 2010 г. в России насчитывалось около 10 компаний, которых можно позиционировать как действующие MVNO или pre-MVNO. Крупнейшим по размеру абонентской базы виртуальным оператором является проект “Просто для общения”, который по состоянию на конец I полугодия 2010 г. обслуживал более 600 тыс. пользователей (более половины рынка). Его контролирует компания “МегаФон”, которая и консолидирует этих пользователей в свою абонентскую базу. Второй номер рейтинга, чья абонентская база не достигает даже половины базы лидера — это проект A-Mobile от МТС, продвигаемый совместно с “Ашаном”. Оба этих проекта играют как раз в нижнем ценовом сегменте — недорогие вызовы, минимальная стоимость владения. Более или менее заметные “Алло Инкогнито” и Matrix Mobile пытаются работать с бизнес-пользователями, но, как мы отметили, век их, скорее всего, будет недолог.
Определенные перспективы для MVNO сулят будущие сети LTE, но этот дежурный тезис тоже находится под большим вопросом. Вполне возможный здесь вариант — взять “на откуп” одну или нескольких областей у “Основы телеком”, проекта Минобороны РФ, который пока сохраняет шансы на получение федеральной лицензии на LTE-сети. Второй вариант — работа со “Скартелом”, финансовых средств которому, по мнению аналитиков, явно не хватит для покрытия LTE-сетями тех регионов, на которые у компании есть лицензии. В результате компания будет вынуждена “торговать лицензиями”, чтобы построить хоть что-то. Эту модель, кстати, эксплуатирует сейчас “Скай Линк”. Достаточно вспомнить проект этого оператора с “ЦентрТелекомом” — формально он существует, но развивается слабо. Все дело в том, что объединяющийся с “Ростелекомом” “Связьинвест” не горит желанием работать по такой модели. Да, к сентябрю обещаны услуги беспроводного интернет-доступа под брендом “Домолинк”, а к концу года и телефония с брендированным оборудованием от “ЦентрТелекома”, но необходимые для этого монтажные работы пока идут вяло. Для сравнения в той же Ярославской области, где у “ЦентрТелекома” есть свои частоты и лицензии на CDMA2000 на частоте 450 МГц, уже размещено 115 базовых станций, а к декабрю их станет 132, причем почти все с поддержкой EV-DO Rev.A. Особенность ситуации в том, что 80% станций — новые, модульные, и обновив ПО, на них можно запустить более скоростной протокол Rev. B. Кроме того, на частоте 450 МГц можно реализовать любой стандарт связи от GSM до LTE — было бы соответствующее оборудование.
Таким образом, “виртуалы” имеют вполне реальные шансы для работы в регионах, где “последняя миля” по воздуху будет еще долго единственным средством связи, что бы не демонстрировали операторы фиксированного интернет-доступа аналитикам и журналистам. Правда, для этого потребуются инвестиции в инфраструктуру, а у большинства российских MVNO есть стойкое желание “приходить на готовое” со своими “уникальными бизнес-моделями”. К сожалению, так не получится, о чем свидетельствует и опыт общения “виртуалов” с операторами “Большой тройки”: все бизнес-модели у них отработаны и без сторонних перепродавцов их ресурсов.