Один из возможных вариантов захвата низкомаржинального сегмента рынка мобильной связи, охватывающего абонентов, в наибольшей степени подверженных “разброду и шатанию”, — работа с помощью “виртуалов” (MVNO), которые будут самостоятельно привлекать абонентов, не претендуя на уплату комиссии со стороны оператора сотовой связи.
Наиболее адекватную модель взаимодействия по принципу MVNO на столичном рынке воплотила компания “МегаФон” в проекте “Просто для общения”, насчитывающем уже 600 тыс. клиентов, что немало. Правда, в данном случае провайдер сотовой связи един в двух лицах — он и базовый оператор, и виртуальный. А вот в МТС решили пойти другим путем и развивать сотрудничество с крупными торговыми сетями с высокой проходимостью, где установить несколько стоек для привлечения потенциальных абонентов многого не стоит. Кроме проекта “А-мобайл”, который развивается совместно с “Ашаном”, МТС решила расширить сеть сбыта за счет проекта “Аллё”, партнером в котором выступит X5 Retail Group. Кстати, по статистике аналитиков X5 Retail Group, “90% россиян начинают разговор со слова “Аллё!”, так что название для проекта было предопределено”.
Единственное и вполне положительное отличие MVNO “Аллё” от остальных похожих проектов — интеграция с накопительной системой баллов для постоянных покупателей в магазинах торговой сети по картам “Клуб Перекресток” и “Волшебная карта”. Теперь бонусные баллы можно потратить не только на оплату продуктов, но и на мобильную связь. Свежеприобретенный номер можно будет привязать к имеющейся у пользователя дисконтной карте. Если ее нет, в момент покупки будущему абоненту ее обязательно выдадут.
Правда, согласиться с заявлением главного исполнительного директора X5 Retail Group о том, что “оператор “Аллё”... позволит постоянным покупателям, участникам программ лояльности, совершая покупки, снизить затраты своих семей на сотовую связь почти до нуля”, крайне сложно. Во-первых, в абсолютных цифрах скидка с использованием карт лояльности на продукты составляет 3—5% в зависимости от величины чека. При единовременной покупке на 5 тыс. руб. баллов, начисленных абоненту, хватит на 30-40 минут разговора и столько же SMS, но в месяц средний абонент в столице говорит по мобильному телефону в 4—5 раз больше.
Во-вторых, конвертация баллов, накопленных в “Перекрестке” или “Карусели”, в рубли будет проводиться в соотношении 10:1. Согласно опубликованным на сайте MVNO пакетам трафика, одна SMS в базовом варианте будет стоить абоненту 1,5 руб., а 1 минута разговора — уже три рубля. Но если “покупать” услуги пакетами, то все выгоднее — три локальные SMS, купленные за баллы, “потянут” всего на 4 руб., а 10 минут внутрисетевых вызовов — по 2 руб. за каждый. Пополнение счета можно организовать и с помощью покупки определенных товаров — для этого будут созданы ценники “Минутки за покупки”. Приобретая товар, пользователь может получить на свой мобильный счет одну или пять минут/SMS, 5—10 SMS плюс 5—10 минут или пять SMS на любые направления. Видимо, список таких пакетов будет увеличен. Кроме того, за каждую минуту входящего соединения (кроме абонентов МТС и “Аллё”) абоненту будет начислен один балл — его тоже можно потратить на услуги связи или продукты. Надо отметить, что начисление баллов за использование связи “Аллё” происходит далеко не сразу, а ежемесячно суммарным итогом после 20-го числа последующего месяца.
И, в-третьих, стоимость вызовов все-таки далеко не гуманна. Хотя сотрудники X5 Retail Group с гордостью заявили, что у них “самый простой тариф — без “звездочек” и скрытых условий мелким шрифтом”, его ценовые параметры не так уж привлекательны. При том, что инициаторы проекта “Аллё” планируют играть в низшей ценовой категории, стоимость вызовов далеко не так выгодна, как представляется на первый взгляд. Судите сами — 2 рубля за минуту при звонках на мобильные номера всех операторов столицы (мобильные и фиксированные) и 1 руб. за SMS и звонки абонентам “Аллё”. Говоря откровенно, такие цены можно получить у любого оператора связи и без переподключения к “виртуалу” (номер при этом, не сохраняется). А ведь снижение цены до нескольких копеек за минуту при общении в рамках проекта могло бы существенно улучшить, хотя бы формально, ситуацию с подключениями. Причем вряд ли это можно компенсировать за счет предоставления новым покупателям “уникальных подарков” — за 100 руб. стартового пакета они получают 50 минут голосового общения и 50 бесплатных SMS для общения внутри тарифа (на счету при этом “живыми деньгами” числится всего 1 руб.). Наверное, по сравнению с таким предложением, 15 бесплатных ежедневных минут, которые давным-давно предлагаются в рамках проекта “А-мобайл”, можно считать королевским подарком.
Кстати, никакие VAS-услуги с таких номеров не должны быть доступны. Правда, в X5 Retail Group планируют, что в будущем они смогут перенести на SIM-карту приложение для доступа в личный кабинет, просмотра информации о состоянии бонусного счета и программы лояльности, подключения мобильного банкинга и LBS (для получения абонентом целевых предложений о скидках). Но пока это только планы. И будут ли они воплощены, неизвестно.
Хотя у X5 Retail Group есть лицензия на MVNO, ее в данном проекте не использовали. “Всю технологическую часть на себя взял МТС. А себе мы оставили маркетинг и обслуживание клиентов, — отметил Михаил Сусов, ранее занимавший высокий пост в МТС, а ныне работающий директором по корпоративным отношениям Х5 Retail Group. — Если проект будет успешен, мы закупим необходимое “железо”, которое требует регулятор, и переведем проект под лицензию. Сейчас же де юре мы — агент МТС”. Кроме того, г-н Сусов отметил, что проект ориентирован исключительно на столицу, движение в регионы “менее интересно в связи с тем, что там уже есть сильные игроки в нижней ценовой категории”. Очевидно, имеется в виду оператор Tele2. Правда, г-н Сусов не исключил и возможность создания проекта Data-MVNO, но уже в долгосрочной перспективе.
В настоящий момент план X5 Retail Group — 500 тыс. абонентов за 3 года, причем МТС уже выделила компании 1 млн. номеров, а 100 тыс. SIM-карт уже поступили в продажу. Правда, учитывая, что в X5 Retail Group работает 63,7 тыс. человек, реализовать первые 100 тыс. комплектов будет не трудно.
Сейчас проект MVNO от X5 Retail Group предлагает пользователям только базовые услуги связи. Упор идет на голосовую связь и SMS, а тарифы на передачу данных — чуть выше, чем у МТС: сказывается маржа “виртуала”. С остальными услугами все гораздо сложнее. Никто не скрывает, что “Аллё” — это продукт для общения внутри МКАД, поэтому за роуминг и звонки за рубеж абонентам придется платить по полной программе. При этом тарифные модификаторы на роуминг, которые предлагаются абонентам МТС, абонентам “Аллё” доступны не будут. Так что использовать этот комплект во внутрисетевом роуминге будет откровенно дорого.
На данный момент к одной карте лояльности может быть привязана только одна SIM-карта. В перспективе — до десяти. Купить комплекты можно в магазинах “Перекресток” и “Карусель”, а “Пятерочка” подключится к этим продажам позже (видимо, в четвертом квартале нынешнего года). Кстати, о пользователях, которые не очень хорошо дружат с мобильными технологиями, в “Аллё” подумали — количество премиальных SMS и минут, которые они получили в каждой покупке, будет демонстрироваться на чеке. Кроме того, по словам г-на Сусова, “в каждом магазине будет сервисная стойка для обслуживания абонентов, решить технические вопросы и настроить сервисы можно будет именно там”.