Об намерении премьер-министра РФ г-на Путина лично контролировать ход строительства новых домов для погорельцев с помощью средств видеонаблюдения сообщили все информационные агентства. На первом этапе проекта будут установлены 35 камер в 28 населенных пунктах. Кроме руководителя Правительства РФ, видеоинформацию с этих камер смогут получать сотрудники ситуационного центра Минрегионразвития РФ и любой пользователь Сети — на официальном сайте государственной власти уже создан специальный раздел “Онлайн-трансляция строительства жилья для пострадавших от лесных пожаров”.
Правда, качество “картинки”, на самом деле, очень разное, а какие-то камеры не работают вовсе — традиционная надпись “Web-камера установлена, ведется настройка трансляции” универсальна и может скрывать что угодно. Ради справедливости отметим, что число подключенных регионов все-таки увеличивается. Но в небольшом окошке трансляции рассмотреть что-либо весьма сложно: качество изображения оставляет желать лучшего. Дело в том, что в большинстве случаев исполнители из “Ростелекома”, “ВолгаТелекома” и “ЦентрТелекома” использовали то оборудование, которое оказалось у них “под рукой”: а это недорогие камеры, которые едва способны воспроизвести с невысоким разрешением прилегающую территорию на расстоянии пары сотен метров. То есть речь идет только об общем впечатлении “строят/не строят”. Разглядеть детали, как правило, невозможно. Управлять камерой (хотя бы масштабом изображения) тоже нельзя. Таким образом, налицо имитация бурной деятельности.
Нормально решить проблему “мешают” несколько факторов. Во-первых, большинство таких камер подключается по весьма медленным линиям связи. Не смотря на оптимистичные заявления сотрудников компаний-исполнителей о том, что “подключение видеокамер по технологии SHDSL можно организовать на скорости 2 Мбит/сек”, в реальности все куда скромнее — старые медные линии позволяют пропускать по ADSL поток от силы в 256 Кбит/с (и это оптимистичный вариант). Чуть меньшую скорость даст “сотовая беспроводка” от “Большой тройки” (часто в сельских населенных пунктах нет вообще никакой другой связи, кроме мобильной), чуть большую — мобильная связь от “ЦентрТелекома” по протоколу CDMA2000. Если повезет, то можно “наткнуться” на таксофон, совмещенный с VSAT — если эти комплекты не уничтожил огонь, они обеспечат самый мобильный и скоростной вариант для организации видеотрансляции с мест.
Во-вторых, мешает спешка — поставить необходимое оборудование можно быстро, но как обеспечить электропитание? Хорошо, если недалеко от камеры развернут мобильный штаб управления МЧС или другой силовой структуры — тогда электропитание у камеры будет. Но тут — как повезет.
В-третьих, конечно, — показуха. Как известно, практика видеонаблюдения за строящимися объектами в сфере государственного управления в России насчитывает уже несколько лет. Правда, зачастую все организуется в “пожарном” режиме. Как вспоминал у меня в блоге один из сотрудников МРК “Связьинвеста”, показательным примером может служить проект по организации видеотрансляции в Сеть со строительства кардиологического центра в Красноярске (в рамках национального проекта “Медицина”). Сначала местные связисты получили правительственную телеграмму с указанием “установить в течении 3 дней видеокамеры по периметру стройки” и отчитаться в мифический центр мониторинга. День ушел только на то, чтобы выяснить, где это “чудо” будет строиться. Оказалось, на пустыре в районе авторынка. “Выехали на место, — вспоминает источник. — Там находилась автостоянка, владелец которой получил уведомление освободить место через месяц. А камеры нужно ставить через 2 дня”. К тому же указанные столичными чиновниками камеры в регионе вообще отсутствовали, и их можно было получить только через полмесяца под конкретный заказ. В итоге в назначенный Москвой час Ч, пишет источник, “мы приехали в сторожку охранников автостоянки с ноутбуком, камерой и CDMA-модемом, показали стоящие на улице машины в течении часа, отключили все и уехали”. А реальное подключение пяти камер по периметру было осуществлено через пару месяцев — с прокладкой кабеля до места, установкой опор, размещением камер в термокожухах, растягиванием FTP-кабеля по периметру и установкой концентраторов через каждые 100 м в качестве повторителей. Еще через полгода к стройплощадке подтянули оптику. “В общей сложности этот проект для МРК обошелся в 700 тыс. руб., — сообщает источник. — Правда, прокладка оптики конечно сейчас оправдывается, так как через нее подключили услуги связи кардиоцентру и хотя бы часть денег “отбивают”, но кардиоцентр до сих пор не работает, сроки ввода уже переносили несколько раз”.
Боюсь, в случае с видеонаблюдением за восстановлением жилья, все будет организовано аналогичным образом. Кстати, ни связисты, ни МЧС до сих пор не имеют типовых комплектов видеонаблюдения для работы в критических ситуациях. Отдельные решения есть, но они всегда самосборные, никакой системной работы в этом направлении не ведется.
Видеонаблюдение в сгоревших деревнях сейчас налаживается сотрудниками МРК бесплатно и ценой героических усилий на местах. Получается, только для того, чтобы федеральные чиновники могли доложить наверх об исполнении поручения. Нормальная связь в отстроенных деревнях, видимо, все же появится, но уже потом.