Если вы думаете, что мобильная связь — самый спокойный бизнес на свете, то сильно ошибаетесь. Ничто так не портит настроение руководству компаний-операторов, как необходимость взаимодействовать с чиновниками регулирующих органов, которые, если пожелают, могут работать очень медленно и “вдумчиво”. Особенно когда речь идёт о выдаче разрешительной документации на базовые станции (БС) сотовой связи. То есть на те объекты, с помощью которых и производится оказание всех базовых и дополнительных услуг связи для частных абонентов, корпоративных и государственных клиентов. И весьма острой эта проблема становится в преддверии внедрения в России сетей LTE — строить их операторы будут наперегонки, особенно в крупных городах, где и сосредоточен платежеспособный спрос.
Строительство — перманентный процесс для любой сети связи в нашей стране: осваиваются новые регионы, на старых площадках меняется оборудование, выставляются новые позиции для улучшения покрытия. Так что поток документов от оператора в разрешительные органы с тем, чтобы каждая мачта работала законно, не уменьшается. Для этого, кстати, у каждого оператора связи на вторых ролях крутится множество небольших компаний, каждая из которых образует некий “отдел согласования”, решающий все вопросы с чиновниками на местах в ускоренном порядке. На индивидуальных условиях, разумеется. Но даже при этом скорость ввода в строй БС в техническом плане может составлять три месяца, а в юридическом — полгода-год. Ясно, что всё это — “зависшие” инвестиции и ухудшение сервиса для клиентов. Но госорганам власти думать об этом, похоже, недосуг.
Помните печальные события на Саяно-Шушенской ГЭС и недавний проект с видеокамерами премьер-министрав регионах, где лесные пожары уничтожили несколько населенных пунктов? Их объединяет только одно — невероятная скорость чиновников, которые сумели выдать разрешения на новые объекты связи (проводные каналы и VSAT-терминалы) буквально за несколько часов. Аналогично развивалась ситуация и с 3G в столице: как только президент Медведев посоветовал Правительству РФ решить вопрос побыстрее, ситуация исправилась за несколько дней. Но бывает и обратный эффект: недавно руководители “ВымпелКома”, МТС и “МегаФона” написали Президенту РФ открытое письмо о своем видении распределения частот для LTE, призывая не отдавать их без конкурса проектам Министерства обороны РФ. Не всем понравилась такая активная позиция, поэтому Роскомнадзор пытается затруднить компаниям оперативную работу. И, в частности, проверяет у компаний связи... использование ими ранее выданных частот. Нарушения, я уверен, найдутся.
Кстати, любопытная вещь произошла со “Скартелом”. Выдав этому оператору множество частот для развития “мобильной беспроводки” в первые пять месяцев 2010 г., Роскомнадзор недавно вдруг “прозрел” и решил, что подобные частоты для LTE выданы незаконно — второго августа на сайте ведомства по этому поводу было даже размещено отдельное заявление. Формально специальная комиссия “выявила факты нарушений со стороны ряда должностных лиц ФГУП ГРЧЦ и Роскомнадзора законодательства о связи, нормативно-правовых актов в сфере присвоения радиочастот и решений ГКРЧ”. Но, странное дело, никаких дополнительных заявлений о персональной ответственности этих “должностных лиц”, если они были, так и не слышно.
Самая распространенная проблема, на которой можно поймать кого угодно, — незаконная эксплуатация объектов связи, что можно квалифицировать уже по статье 171 УК РФ как незаконное предпринимательство, если через эти БС пропускался тарифицируемый трафик клиентов. Тут мне вспоминается один из этапов “войны” вокруг СМАРТС трехлетней давности, когда основному акционеру самарской сотовой компании Геннадию Кирюшину пытались “впаять” именно эту статью. Причем основание было смехотворным: в ходе проверок, проведенных в 2005 г., Россвязьнадзор выявил, что аж на девять базовых станций сети СМАРТС (из многих тысяч) оператор не получил разрешения на эксплуатацию.
Кстати, судя по информации информационных агентств, а также из блогов уже известно, что за несколько дней активной работы Роскомнадзор уже нашел нарушения у МТС и “МегаФона” в Воронежской и Волгоградской областях. Вполне прогнозируемо — они касаются использования частот для самых распространенных сетей GSM и... да-да, незаконной эксплуатации тех самых базовых станций. Правда, в этот раз операторы, без сомнения, отделаются штрафами и административными наказаниями.
Такая активность смотрится странно вдвойне, если вспомнить, что технология работы проверяющих в регионах давным-давно отработана до мелочей, как пишут мне посетители моего блога. Обычно никто не хочет обострять ситуацию, поэтому все игроки рынка заранее знают, когда специальные мобильные пеленгационные комплексы выйдут из своих гаражей, чтобы совершать плановый объезд территории того или иного города. А когда они выезжают, маршрут движения идеален — из центров контроля сети операторов связи те БС, которые имеют не все разрешительные документы, “гасятся” на некоторое время, а после включаются заново. Такая вот имитация бурной деятельности.