Рынок аренды делового программного обеспечения по модели SaaS переживает в России далеко не лучшие времена — его объем за прошлый год составил 3 млн. долл., лишь 0,4% от всего российского рынка делового ПО, объем которого оценивается на уровне 710 млн. долл. (оценка J’son & Partners Consulting). Причем большую часть рынка составляют CRM-решения и системы коллективной работы (в западной классификации ССС — Сontent, Communication and Сollaboration). Средняя стоимость одной лицензии за месяц в сегменте CRM-решений вполне доступна и составляет 500—1800 руб., в категории систем коллективной работы — 470 руб., бухгалтерских программ — 300 руб.
Тем интереснее рассматривать все новые предложения, которые появляются на этом рынке. Разумеется, модель предоставления ПО как услуги с некоторым недоверием воспринимается российскими заказчиками во многом из-за отсутствия у них опыта эксплуатации программных продуктов в подобном режиме. Для многих ИТ-специалистов как минимум странно отдавать на аутсорсинг сторонней компании-оператору сервис бухгалтерии или почты, когда можно закупить лицензии, “железо” и работать в автономном режиме. Но финансовый кризис заставляет считать — SaaS снижает для компаний “порог входа” и абонентские платежи тоже некритичны, подобные сервисы доступны даже компаниям СМБ. С другой стороны, в существовании “магазинов SaaS-решений” заинтересованы такие производители, как Microsoft, Google, Symantec, Trend Micro, Oracle, IBM, Entensys и т. д.: это позволяет им охватить даже категорию низкомаржинальных клиентов.
SaaS-решения в области электронной почты — это тот базовый сервис, который работает в компаниях любого масштаба. Одно из интересных предложений — это комплект из Microsoft Hosted Exchange и Symantec Hosted Email Security, который можно найти в интернет-магазина Softline.
Преимущества для клиента, который будет работать по модели SaaS, вполне заметны — это быстрое внедрение, низкая стоимость решения за счет отсутствия затрат на приобретение серверного оборудования и программного обеспечения, а также отсутствие необходимости расширять собственную ИТ-инфраструктуру для обслуживания решений. Базовая стоимость “входного билета” для компаний с числом пользователей до 24 составит 300 руб. в месяц, дальше — чем больше, тем дешевле (если больше ста аккаунтов — уже 245 руб.). За это компания получит 3 Гб места на каждый почтовый ящик, настройку сервиса, интеграцию как с AS&AV-сервисами, так и другим ПО компании Microsoft, обучение пользователей и доступ в call-центр для решения всех технических вопросов. Аналогичная ситуация и с Symantec Hosted Email Security, которое защитит корпоративную электронную почту от спама, вирусов и другого нежелательного содержимого — его стоимость составит 80 руб. за каждого пользователя в месяц.
Очень вероятно, что по модели предоставления услуг, а не сервисов, скоро пойдут и операторы связи. К примеру, в “ВымпелКоме” в конце сентября будет запущен аналогичный проект — корпоративные клиенты смогут заказывать у поставщика не отдельные услуги в виде IP VPN или голосовых каналов для связи. Всем клиентам по умолчанию будет предложен стандартный веб-интерфейс, где они сами смогут выбрать, какое количество рабочих мест надо оснастить доступом в Сеть, где “обрезать” коммуникации и дать доступ только к локальным ресурсам, каким сотрудникам можно обеспечить выход на межгород. Такие услуги будут подключаться ИТ-специалистом заказчика в режиме реального времени без участия оператора связи — управление планируется сделать не сложнее виртуальной АТС. Да и вместо множества телекоммуникационных устройств будет минимум “железа” и один мощный канал связи. Очень возможно, что именно такой подход крупных телекоммуникационных операторов даст возможность предлагать в будущем полностью преднастроенные рабочие места по модели SaaS, когда клиенту для работы потребуются только компьютеры с установленным там веб-браузером: остальное будет догружено по Сети.