Когда самый первый iPhone компании Apple только появился на рынке, сотрудники по информационной безопасности крупных иностранных и российских компаний не один раз говорили мне лично или писали в блоге о том, что портировать свои приложения для этого устройства их компании будут весьма осторожно. Прошла пара лет, и все изменилось с точностью до наоборот: почта, расписание контактов, контроль ключевых показателей работы предприятия, приложения для телеметрии и мобильной торговли, даже доступ в банк — всё это теперь работает для данного или подобных ему устройств. Похоже, аналогичная ситуация будет и с iPad: за последние две-три недели я видел его на столах многих руководителей российских компаний.
Однако согласно результатам опроса компании “Корус Консалтинг”, “планшетники” в корпоративном сегменте пока не очень-то популярны. “Кажется, — пишут эксперты в своем исследовании, — что нетбуки произвели первую революцию в мире персональных компьютеров, а iPad произведет вторую: скоро все “белые воротнички” будут работать с “планшетников” и других компактных карманных устройств из любой точки мира”. Правда, проведя опрос среди сотни топ-менеджеров (руководители компаний различных отраслей, ИТ-директора, финансовые менеджеры), выяснилось, что 40% руководителей уже активно пользуются коммуникаторами, КПК, смартфонами и другими гаджетами для работы с корпоративными информационными системами (КИС). Причем 90% этих “продвинутых” сотрудников для доступа к корпоративным ресурсам применяют именно “умные” телефоны и только 5% — iPad (такая же цифра приходится и на “другие устройства”). То есть в деловых кругах iPad, как и его аналоги, пока явно не являются “предметом первой необходимости”.
Объяснений этому, кроме высокой стоимости “чемоданных” поставок iPad в Россию, несколько. Основная — технологическая отсталость. Даже при том, что потребность в мобильной работе среди топ-менеджеров весьма высока (о ее необходимости заявили 95% опрошенных), большинство внедренных в компаниях ИТ-систем просто не позволяет организовать мобильный доступ к системам управления предприятием. “Обеспечивают” такую ситуацию отсутствие оптимизированных под мобильные устройства интерфейсов корпоративных систем, а то и вовсе “тонкого клиента”. Об этом говорят 55% менеджеров, использующих стационарный доступ к системам. Немаловажным фактором являются и корпоративные политики безопасности — айтишники компаний пока еще не “разобрали на запчасти” это устройство, чтобы четко сказать, в каком направлении возможны утечки и где находятся критически значимые уязвимости.
Вторым препятствием на пути внедрения “планшетников” (его назвали 20% опрошенных) называют... отсутствие необходимости в таких решениях. Для большинства сотрудников до сих пор проще позвонить, чем полагаться на связь через Интернет: ICQ и другие IM-клиенты, электронную почт, Skype они не воспринимают серьезно. Или, судя по всему, не готовы учиться ими пользоваться.
Третье место (15%) — неудобство использования КИС с мобильного устройства. По мнению одного из участников исследования, “...доступ к корпоративным информационным системам с помощью мобильных устройств рассматривается как резервный вариант, с неудобством которого приходится мириться для получения срочного результата”. И это действительно самая серьезная из выявленных с помощью опроса проблем: даже если интерфейс системы приятен, а сама система вполне хорошо работает, то о доступе к ней с помощью мобильных устройств мало кто думает.
Отрадно, что абсолютное большинство опрошенных руководителей считает: “Работа только на рабочем месте за стационарным рабочим компьютером не отвечает потребностям бизнеса и личного развития сотрудников, а новые способы работы с информацией именно с помощью мобильных приложений увеличивают производительность в целом, а следовательно — повышают эффективность и конкурентные преимущества компании”. Осталось только эти благие тезисы воплотить в реальность.