Если 1995-й считать «неолитом», то мои воспоминания относятся еще к «мезозойской эре» российского ИТ-рынка. Я впервые по-настоящему понял и ощутил, что такое компьютерный рынок, в марте 1992 года, когда попал в Ганновер на CeBIT, крупнейшую международную выставку ИКТ.
В то время ни одна отечественная компания не могла даже помыслить о собственном стенде в передовом немецком Центре офисных и информационных технологий (CeBIT — Centrum der Büro- und Informationstechnik), который ежегодно открывает компания Deutsche Messe AG на самой большой ярмарочной площадке мира. Созданный буквально накануне выставки, 29 февраля 1992-го, под председательством Аркадия Голубкова Комитет информатизации при Министерстве связи РФ (который стал преемником упраздненного Комитета информатизации СССР и предшественником Роскоминформа, появившегося в 94-м) предложил отечественным фирмам поучаствовать в CeBIT на общем российском стенде.
Это потом уже, спустя десятилетие, некоторые наши ИТ-компании доросли до двухэтажных выставочных экспозиций на CeBIT. А тогда на объединенном едином стенде России просто были расставлены столики маленьких российских фирм и министерских организаций, которым и выставить-то по сути было нечего, кроме разработок, сделанных буквально «на коленке», плакатов и диаграмм.
Сюрреализм начался с организации вылета: российская делегация летела в Германию отдельным бортом, стартовав с военного аэродрома Чкаловск и приземлившись на военном же аэродроме под Берлином, где некогда дислоцировался ограниченный контингент советских войск. Пограничный и таможенный контроль мы прошли весьма своеобразно: делегатов погрузили в автобус, распахнулись ворота военной части, и так мы въехали на территорию Германии.
По прибытии в Ганновер начался реалистичный этап поездки — расселение делегатов в частном секторе. Я, например, оказался в семье анемичной польки, сын которой изводил меня громыхающей рок-музыкой. Каждое утро автобус объезжал дома и собирал по одному человеку, чтобы всю делегацию доставить в выставочный павильон.
От НТЦ Kami, президентом которого я был, на стенде работали Константин Шляхов, ныне генеральный директор «Марвел-Дистрибуции», а тогда 24-летний заместитель начальника отдела рекламы и маркетинга компании Kami, и 26-летний Евгений Касперский, ныне генеральный директор «Лаборатории имени себя». К слову, «Микроинформ» на стенде представляла небезызвестная Ольга Дергунова, а самую крупную на тот момент фирму «Аквариус», старейшего российского производителя компьютерной техники, — Игорь Галкин.
Пока Костя и Женя осваивали роль стендистов-сейлов, я ходил по павильонам и «впечатлялся». И, стоит заметить, впечатлился преизрядно! Я увидел, как и куда движется семимильными шагами ИТ-человечество, ведомое в светлое hi-tech-будущее HP, IBM, Siemens и другими «корпорациями интеллектуальных монстров», чьи выставочные стенды занимали по полпавильона. И ощутил всю детскость тогдашнего компьютерного бизнеса в России, который находился в зародышевом состоянии, был абсолютно «микки-маусовским», каким-то мультяшным, ненастоящим. А вот специалисты у нас были самые что ни на есть настоящие: именно тогда появились у нас молодые и энергичные пассионарии (по Льву Гумилеву), которые и создали отечественный ИТ-рынок.
Стоит ли упоминать, что в том далеком 92-м никто на нашем стенде ничего не продал. Да и ездили-то мы тогда не столько за контрактами, сколько за контактами: мир посмотреть и себя показать. Впоследствии мы еще не раз бывали на мартовской выставке достижений мирового айтишного хозяйства, летая знакомиться с мировыми ИТ-новинками уже бизнес-классом и проживая в первоклассных отелях... Но никогда больше я не испытывал того сильного впечатления и пронзительного ощущения пропасти между большими/взрослыми ими и маленькими/детскими нами. Впрочем, молодость — это тот единственный недостаток, который с годами проходит. К счастью, наш ИТ-рынок повзрослел и возмужал довольно быстро.