Полтора десятилетия назад ГИС-специалистов окружал романтический ореол, как первых покорителей Антарктиды, воздухоплавателей и контактеров с НЛО. — Мы... эта... гисанутые, — доверительно сообщили мне двое бородатых мужчин, встретив меня в темном коридоре подмосковного пансионата, где проходила очередная ГИС-конференция.
«Гисанутые» прозвучало гордо, как будто парни были адептами культа невидимого картографического бога, который залез в компьютер, и сидит там, требуя от паствы песнопений и ритуалов. Песнопения проходили в форме докладов, ритуалы заключались в посещении мероприятий свежеорганизованной российской ГИС-Ассоциации, а также конференций фирмы ESRI и, с чуть меньшим шумом, MapInfo. Темы тем временем менялись, фокус смещался, после затянувшегося на пару лет обсуждения, что же такое ГИС и как мы раньше без них жили, общественность принялась муссировать такие темы, как кадастр, муниципальные ГИС и ГИС по Интернету. Широко обсуждались вопросы сбора данных для ГИС, включая геодезическую съемку, лидары, дешифрацию аэро- и космоснимков, а также различные форматы, в которых хранятся данные.
Постепенно культ картографического демона исчез, а тема приобрела сугубо прикладное значение. Появились ГИС-продукты, известные не только узким специалистам, но и широкой общественности, типа Google Maps и wikimapia.org. Цифровые карты переместились с ПК в мобильные телефоны и автомобильные навигационные системы. В настоящее время ГИС сами по себе фактически никого не интересуют: многие из нас ездят на автомобилях, но мало кого занимают принципы устройства... сайлентблока, например. Хотя бы потому, что сайлентблок был сконструирован давно и никаких особых новостей на этом фронте не намечается, хотя автомобилей много, постоянно появляются новые марки, и дизайны, стили, интерьер и экстерьер у них меняется.
Сами по себе ГИС в настоящее время интересуют общественность не в пример меньше, чем их использование: потребитель видит живую, динамическую карту, готовую отвечать на вопросы, оптимально управлять автомобильным парком, прокладывать маршруты мимо пробок и показывать местонахождение друзей. В частности, даже появился такой анекдот: «Одиночество — это когда начинаешь спорить с автомобильным навигатором». ГИС вырвались из душных объятий «гисанутых» и шагнули в широкий мир в обнимку с Интернетом и средствами спутниковой навигации.