По давней традиции отечественного ИТ-рынка завершающая треть его календарного года открывается сообщениями аналитиков о прошлогоднем развитии отрасли. Как это может помочь оценить текущую ситуацию, сказать сложно (тем более, что 2009-й был все же аномальным), но и оглянуться назад довольно любопытно.
В конце августа компания IDC сообщила о завершении своего исследования в российском сегменте интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) за 2009 г. и опубликовала основные результаты своих оценок из отчета “IDC Russia Enterprise Application Software 2010—2014 Forecast and 2009 Vendor Share”. Сама по себе новость интересная и почти знаковая: не только потому, что ИСУП — это важнейшая часть нашего корпоративного ИТ-рынка, но и потому, что подобные исследования IDC проводит уже много лет, позволяя отслеживать динамику развития этого напс начала текущего столетия.
Опубликованные сейчас данные в целом лишь подтверждают то, что на качественном уровне прогнозировалось еще год назад. Два главных, вполне ожидаемых изменения: общий объем рынка ИСУП в условиях кризиса снизился по сравнению с 2008 г.; фирма “1С” заметно усилила свое присутствие в этой сфере.
По оценкам IDC, общий объем рынка программных средств ИСУП (затраты заказчиков на приобретение новых лицензий и услуги вендоров по технической поддержке, включая обновление установленного ранее ПО) в 2009 г. составил 498 млн. долл., что на 19% меньше, чем годом ранее. В комментарии агентства говорится, что в условиях кризиса существенно снизилось число новых проектов, но обширная база имеющихся клиентов, существенно возросший спрос на решения бизнес-аналитики и расширение мощностей уже внедренных решений позволили избежать резкого падения рынка ИСУП в условиях, когда российский ИТ-рынок в целом сократился более чем на треть.
Необходимо отметить: нынешняя оценка спада продаж средств ИСУП заметно оптимистичнее, чем та же IDC говорила год и даже полгода назад. Напомним, что в начале 2010-го аналитики в частных беседах в предварительном порядке оценивали снижение ERP-рынка на 30% на фоне общего спада российского рынка ПО, по данным разных источников, на 35—40%. За счет чего произошла столь заметная корректировка оценок, можно только догадываться; наиболее вероятная причина — резкое увеличение продаж в самом конце 2009 г. Впрочем, есть еще одно объяснение “небольшого” провала в прошлом году: на самом деле падение рынка началось еще годом ранее (в 2008-м рост был всего 5% при том, что до этого два года подряд превышал 50%).
В составе и в последовательности списка пятерки ведущих вендоров, на долю которой прошлось 93% рынка (как и в 2008 г.), изменений не произошло, но относительные подвижки на лесенке рейтинга заметны и весьма характерны (см. рисунок).
Безусловным лидером рынка ИСУП по версии IDC остаётся SAP, которой принадлежит ровно половина продаж плюс 0,1%. Но нужно отметить, что впервые за последние годы компания снизила уровень своего присутствия (спад продаж в абсолютных показателях в 2009 г. составил 25%). Является ли это разовым сбоем в условиях кризиса или началом общей тенденции на снижение доли? На этот вопрос ответить пока сложно.
А вот Oracle, главный конкурент SAP среди крупных клиентов (по крайней мере в мире), наоборот, после многолетнего спада рыночной доли в России в кризисный год смогла почти удержать абсолютный уровень 2008-го и увеличить свою долю. Правда, говорить о каком-то переломе многолетней неблагоприятной тенденции для Oracle еще явно рано, особенно если учитывать, что 2008-й для направления ее бизнес-приложений в России был годом крайне неудачным (спад продаж в абсолютных показателях составил 41%).
У “1С” никаких сбоев в многолетнем графике повышения ее статуса на отечественном ИСУП-рынке в прошлом году не наблюдалось: компания уверенно повысила свой рейтинг, почти точно подтвердив наш прогноз, данный полгода назад — тогда мы говорили, что у нее будет доля как минимум 21—22% по итогам 2009-го . Однако нужно обратить внимание на одну не очень понятную вещь. По данным IDC, абсолютное снижение поставок ИСУП-средств “1С” составило 3%, а сама “1С” сообщала об уменьшении продаж продуктов для платформы “1С:Предприятие 8” на 21%. Если объем ее “тяжелых” продуктов остался почти неизменным, то получается, что по малому деловому софту (типа “1С:Бухгалтерия”) спад составил не менее 40%, что представляется маловероятным.
По итогам 2008 г. казалось, что Microsoft нужно сделать всего один шаг, чтобы вернуться на третье место российского рынка ИСУП, которое она занимала шесть лет назад. Но сейчас сделать это корпорации не удалось. Более того, IDC произвела переоценку данных двухгодичной давности по Microsoft и выяснила, что ее доля на рынке ИСУП в 2008-м составила 6,9%, а не 8,0%, как сообщалось год назад. Такая корректировка позволила Microsoft показать в нынешнем отчете хоть и небольшую, но все же положительную динамику по сравнению со среднеотраслевым показателем изменения рынка по итогам 2009 г.
“Галактика” по-прежнему замыкает ведущую группу вендоров; даже устойчивая тенденция снижения доли этой компании на рынке не угрожает ее пятому месту, так как серьезных претендентов на данную позицию, похоже, просто нет.
Сегмент рынка, который IDC именует ИСУП, по традиции часто продолжают называть ERP, хотя на самом деле сейчас туда включается более широкий спектр продуктов. Отметим, что отчеты IDC, в том числе и методика исследований, носят закрытый характер, но ряд косвенных сведений говорит о том, что резкие скачки роста российского рынка ИСУП в прошлые годы объясняются еще и тем, что в его объеме стали учитывать продукты, которые раньше в расчёт не принимались.
Из представленных сейчас данных по функциональной структуре рынка (табл. 1) хорошо видно, что кризис явно способствовал заметному повышению интереса российских заказчиков к средствам бизнес-аналитики. Однако нужно сказать, что в целом к подобной категоризации рынка (и оценке долей отдельных категорий) нужно относиться очень осторожно, учитывая, что многие комплексные ERP-продукты включают в себя и специализированные средства (например, SCM и OMA). Отметим также, что довольно странным выглядит отсутствие среди ИСУП такой категории ПО, как управление документами, которая уже давно является важной частью корпоративных информационных систем.
С точки зрения отраслевых потребителей тройка лидеров осталась неизменной (табл. 2), хотя видно, что розничная торговля в условиях кризиса заметно снизила свою рыночную долю.
Функциональное направление | Доля рынка,% | Изменение объема продаж в 2009-м по сравнению с 2008-м,% |
---|---|---|
ERM (Enterprise Resource Мanagement, управление ресурсами предприятия) | 51 | -25 |
BA (Business Analytics, бизнес-аналитика) | 20 | 46 |
CRM (Customer Relationship Management, управление отношениями с клиентами) | 8 | -26 |
Другие сегменты: <p>SCM (Supply Chain Management, управление цепочками поставок); <p>OMA (Оperations and Мanufacturing Аpplications, управление производством и производственными операциями) | 21 | -33 |
Отрасль | Доля рынка в 2008 г.,% | Доля рынка в 2009 г.,% |
---|---|---|
Процессное (непрерывное) производство | 34,9 | 32 |
Розничная торговля | 16,1 | 11 |
Дискретное производство | 9,7 | 10 |
Остальные | 39,3 | 48 |