На российском ИТ-рынке уже стало традицией открывать в середине сентября новый деловой сезон отрасли с его многочисленными мероприятиями и ежегодной конференцией “Программные миры HP”, которая в этом году пройдет уже в седьмой раз. Накануне форума директор департамента программных решений HP в России Андрей Кутуков рассказал обозревателю PC Week/RE Андрею Колесову об общей ситуации на ИТ-рынке, итогах работы подразделения HP Software в нашей стране за прошедший год и его планах на будущее.
PC Week: Так получается, что ваша конференция открывает новый деловой сезон всего российского ИТ-рынка. Поэтому хотелось бы начать с оценки прошедшего года для всей отечественной ИТ-отрасли.
Андрей Кутуков: Тогда нужно сначала вспомнить о сентябре 2008 г., когда стало понятно, что весь мир ожидают экономические проблемы, но их глубину и тяжесть в том момент почти никто не представлял. В сентябре прошлого года уже начали говорить о возможном завершении кризиса, но опять никто не брал на себя смелость сказать, что самые тяжелые времена позади. Относительно уверенные прогнозы стали появляться только к концу года. Более того, в последние месяцы 2009-го наблюдался довольно резкий всплеск активности заказчиков, которые наконец смогли воспользоваться бюджетами, замороженными “на черный день”. Начало года было немного осторожным, но потом рынок поверил, что новых катаклизмов уже не ожидается и нужно поскорее возвращаться от тактики экономии расходов к стратегии развития. Возобновились приостановленные проекты, начались новые.
Но кризис оказал серьезное влияние на ИТ-политику компаний. Никто денег на “ИТ вообще” теперь давать не будет. Все расходы сейчас четко привязываются к достижению конкретных бизнес-задач с вполне определенными сроками. Думаю, что такой подход будет преобладать и в будущем. Если раньше доминирующей линией ИТ-политики компаний было развитие ИТ-инфраструктуры и основные инвестиции шли именно в это направление, то теперь основное внимание направлено на конкретные бизнес-проекты и на снижение операционных расходов. Раньше чаще тратили средства, имея примерное представление о результате, и оценивали результат уже после внедрения. Сегодня, чтобы запустить проект, нужны четкие обоснования и доказательства, как именно его реализация отразится на бизнес-результатах компании в целом.
PC Week: Как чувствовал себя софтверный бизнес HP в этот период выхода экономики из кризиса?
А. К.: Я считаю, что в целом очень даже неплохо. Конечно, кризис негативно сказался на наших деловых показателях. Но в долгосрочном плане он нам помог — изменился подход заказчиков к ИТ. Если раньше только самые продвинутые клиенты понимали необходимость “упорядоченных ИТ”, то сейчас это требование большинства компаний, что полностью соответствуют стратегическим планам HP. Ведь еще четыре года назад наша компания взяла курс на реализацию концепции Business Technology Optimization (BTO, оптимизация бизнес-технологий), подразумевающей тесную увязку ИТ с решением задач бизнеса. Как раз накануне кризиса мы начали продвижение на российский рынок наших новых предложений в этой области. Но в условиях экономического благополучия заказчики к призывам заняться оптимизацией расходов на ИТ относились не очень внимательно, а когда кризис грянул, то тут было уже не до внедрения новых технологий и решений. Но кризис их многому научил.
Это уже выразилось в старте ряда новых проектов, часть которых будет анонсирована на нынешнем форуме “Программные миры HP”. Там же мы представим обновленный портфель наших программных решений.
PC Week: Как можно в общих чертах охарактеризовать степень обновления этого вашего портфеля? Речь идет о новых версиях ранее известных продуктов?
А. К.: Обновленные продукты, конечно, будут анонсированы. Но главное — это представление концепций HP для ИТ-подразделений, смещающих акценты на результативность и бизнес-выгоды. Мы стратегически начали этот разговор несколько лет назад, но сейчас наступает новый качественный этап.
Смотрите. Раньше для нас главным направлением были решения для мониторинга ИТ-инфраструктуры, а также автоматизация и оптимизация процессов эксплуатации ИТ-систем. Сейчас мы выходим на новый уровень, продвигая концепцию финансового управления ИТ — IT Financial Management (ITFM). Она помогает оценивать эффективность использования ИТ-ресурсов с точки зрения именно тех результатов, которые важны для собственников, акционеров и топ-менеджеров. ITFM — это естественное продолжение идей ITSM, пропагандой и продвижением которых мы активно занимались на рынке в течение последнего десятилетия. Сейчас ITSM не просто популярен, это де факто стандарт для всех, кто хочет упорядочить ИТ процессы. Мы нацелены повторить собственный успех с ITSM и создать рынок ITFM.
Логика такова: компания построила сервисную модель обслуживания ИТ, теперь нужно оценить созданную систему, т. е. показать связь между используемыми ИТ-услугами и получаемыми результатами для решения конкретной бизнес-задачи. В результате появляется инструментарий для оценки стоимости этих услуг.
PC Week: Но ведь об ITFM и на ваших прошлогодних “Мирах” говорилось. Тогда, помнится, были анонсированы некоторые продукты этого семейства.
А. К.: Да, это так. Год назад это был анонс темы, начало продвижения наших новых подходов и решений. Мы видели академический интерес слушателей, была заметна некоторая настороженность, может быть даже недопонимание. Однако кризис подстегнул интерес, помог заказчикам понять, зачем это им нужно, а начавшийся экономический подъем позволяет реализовать такую концепцию на практике.
ИТ-директора уже давно в целом осознали важность выхода на бизнес-результаты. Теперь им нужны конкретные методики, рекомендации и инструменты для реализации такой стратегии. Применение ITFM позволяет ИТ-подразделениям выйти на качественно новый уровень общения с бизнесом и вести диалог на основе конкретных финансовых показателей.
В последние годы мы много говорим про аутсорсинг — передачу тех или иных задач на внешнее исполнение. Но в России больше внимания уделяется внутренней модели взаимоотношений “ИТ — бизнес” — то, что называется “инсорсинг”. Для этого поставщик услуг, в данном случае ИТ-отдел, должен определить состав ИТ-сервисов, предложить методики оценки их количественных и качественных показателей и определить их стоимость. Связка ITSM+ITFM и позволяет решать эти задачи.
PC Week: Но ведь такие вопросы решают и аутсорсеры, можно взять их методы и перенести внутрь организации.
А. К.: Внешние подходы не всегда годятся для внутренних дел. При аутсорсинге цена определяется рыночными показателями — соотношением спроса и предложения. Себестоимость услуг не участвует в этом в явном виде, она проявляется через механизм конкуренции со стороны поставщиков.
Инсорсинг — не рыночный механизм, ИТ-отдел — это “естественная монополия” в миниатюре, ее тарифы нужно регулировать административными методами. Тут стоимость услуг должна определяться именно с учетом себестоимости, которую нужно уметь подсчитать. А это всегда очень непростая задача, в основном из-за большого количества казалось бы малозначительных параметров, при учете которых результат расчета может в разы отличаться от предварительной оценки.
Вообще говоря, для ее решения одного применения ITFM тоже недостаточно. Тут еще нужна методика, которую мы называем управление бизнес-услугами (Business Service Management). Она обеспечивает связку ИТ- и бизнес-процессов.
Вот простой пример. Есть банк, использующий процессинговую систему, обеспечивающую карточные транзакции. Берем конкретную бизнес-услугу — например, перевод денег с одного карточного счета на другой. Теперь нам надо посчитать, какова цена применения ИТ для этой операции: какие ИТ-сервисы (оборудование, инфраструктура, программное обеспечение и пр.) и в каком объеме задействованы, сколько они стоят. Также может стоять обратная задача: например, по объему деловых операций рассчитать распределение денег по ИТ-сервисам. Таким образом, руководство банка может достаточно точно определить ИТ-составляющую в бизнес-услуге, оценить влияние ИТ на конечный результат.
PC Week: Давайте отойдем немного назад и вспомним о решениях, про которые говорилось на ваших конференцию два-три года назад. Что можно сказать об использовании в России продуктового направления, полученного в результате приобретения Mercury в 2006 году?
А. К.: Та покупка для HP была очень важна, потому что она позволила нам перейти на качественно новый уровень работы на рынке: от чисто ИТ-проблем к решению задач бизнеса. Ведь именно в результате слияния наших традиционных решений OpenView и приобретенных технологий Mercury появился наш программный комплекс Business Technology Optimization. Говоря языком ИТ, мы перешли от управления инфраструктурой к управлению приложениями.
Это произошло не потому, что HP всего лишь хотела расширить свое присутствие на рынке программных решений. Дело в том, что наша компания, если сформулировать это в очень тезисном виде, занимается обеспечением надежности и устойчивости работы крупных ИТ-систем. А эти вопросы сейчас на чисто инфраструктурном уровне уже решать нельзя. В этом слое в целом все отлажено. Основная задача надежности и производительности уже давно связана с более близкими к конечным пользователям понятиями (программные приложения, их взаимодействие, человеческий фактор). И именно в этом направлении абсолютно логично развивается комплекс программных решений HP.
Более того, нужно иметь в виду, что значительный объем бизнес-приложений разрабатывается внутри компаний собственными силами — это общемировая практика, которая в России особенно распространена. Эти задачи успешно решаются в рамках другого нашего направления — управление жизненным циклом приложений (Application Lifecycle Management).
PC Week: А как идет ваше движение в сторону расширения спектра предлагаемых бизнес-решений? В прошлом году на конференции HP говорила о прикладных направлениях, в частности об управлении информацией, бизнес-аналитике. Что происходит с ними?
А. К.: Для начала я должен подчеркнуть: наша задача — поддержка функционирования (надежность, отказоустойчивость, производительность) прикладного ПО. Да, мы развиваем названные вами направления (их список немного шире), особенно перспективным считаем проблематику управления информацией и контентом. Это особенно актуально для России, так как именно сейчас страна вплотную подошла к этапу действительно массового перехода на электронный документооборот.
Но обратите внимание: и управление контентом, и бизнес-аналитика ведущими мировыми экспертами (Gartner, IDC) относятся к категории платформенного ПО, а не бизнес-приложений.
PC Week: Чем предстоящий форум “Программные миры HP” будет отличаться от шести предыдущих мероприятий?
А. К.: Мы хотим повысить планку обсуждаемых вопросов, сместившись от задач ИТ на уровень бизнеса. Там соберутся руководители ИТ и бизнес-менеджеры, и в центре внимания будет развитие конструктивного диалога между ними.
Мы изменили сам формат: теперь основным способом общения на конференции будет открытое обсуждение с участием заказчиков, независимых экспертов и специалистов нашей компании. На дискуссиях будут обсуждаться четыре основные темы: управление финансами в ИТ, управление бизнес-сервисами, управление жизненным циклом приложений и вопросы взаимосвязи ИТ и бизнеса.
Традиционно на конференции будут и продуктово-технологические анонсы и выставка решений. Ведь все перечисленные направления базируются на конкретных решениях. Но все-таки мероприятие будет сосредоточено не на конкретном ПО — для этого мы будем использовать общение с профессиональной аудиторией в техническом плане на других встречах, — а на концепциях и методиках эффективного использования ИТ в организациях.
PC Week: Будет ли обсуждаться на конференции тема облаков?
А. К.: В той или иной степени, конечно, будет. Сегодня, с технологической точки зрения, реальный уровень применения облачных вычислений — это виртуализация. Процесс перехода компаний в виртуальные среды поставлен “на поток”, он нарастает. Вопросы управления виртуальными, а точнее гибридными виртуально-физическими средами — это перспективное направление развития нашего ПО. Стратегия HP в направлении использования облачных моделей на форуме, конечно же будет представлена. Но я хотел бы подчеркнуть, что сейчас эти вопросы уже больше технические, их нужно детально обсуждать на уровне ИТ-специалистов.
PC Week: Спасибо за беседу.