Реализация национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, утвержденной Президентом РФ в январе текущего года, меняет стандарты и задачи общего образования. Главная цель этой стратегической политики — создание школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. И сегодня руководители многих учебных заведений уделяют особое внимание обновлению инфраструктуры, а методисты и преподаватели в программе школьного образования отводят важное место новым формам предметного обучения с помощью современного цифрового инструментария. Одним из пионеров в этой области стал Центр образования № 1811 “Измайлово”, созданный в 1989 г. на базе общеобразовательной школы № 716 и включающий начальную и среднюю школы. В середине 2010-го там был реализован проект по организации компьютерного класса на базе комплексного решения Aquarius MultiClass.
Новому времени — новые технологии
Как рассказал заместитель директора и руководитель начальной школы Центра образования “Измайлово” Алексей Муранов, это учебное заведение использует информационные технологии в образовательном процессе очень давно. Первые компьютеры (это были советские серийные ПК “Агат”, специально разработанные для сферы образования) появились в школе в далеком 1989-м. За прошедшие с тех пор двадцать с лишним лет было опробовано много разных решений — как технических, так и программных. Сегодня в школе есть локальная сеть, объединяющая все кабинеты, выход в Интернет, компьютеры на рабочих местах учителей и проекторы.
В течение нескольких последних лет в начальной школе опробовалась модель компьютеризации, когда в предметных кабинетах есть по одному ноутбуку на двух учеников, которые могут пользоваться им на уроке. Такая модель, по мнению Алексея Муранова, является вполне успешной, однако при этом возникают определенные трудности, связанные с обслуживанием большого количества отдельных ноутбуков. Да и без стационарных компьютеров обходиться сложно, в ряде случаев удобнее иметь настольные ПК, четко закрепленные за определенными местами, например, в школьной библиотеке — медиатеке. Более практичным является их использование и в классе английского языка, выполняющего роль интеллектуального лингафонного кабинета. Однако отдельные стационарные компьютеры также сложно обслуживать, поэтому когда ПК в кабинете английского языка отслужили свой срок, руководство Центра образования озаботилось поисками нового, современного решения.
Вариант с внедрением решения на базе Open Source был отвергнут сразу, несмотря на его кажущуюся экономическую привлекательность. “Возможность использования свободного ПО мы анализируем очень давно, но здесь существует серьезная проблема — для него нет большого количества разных программ, необходимых в процессе обучения. Сейчас, правда, появляются многие мультиплатформенные решения и ресурсы, но их всё еще недостаточно. Да и наши учителя давно уже привыкли работать с ОС Microsoft и Apple. Так что переход на свободное ПО для нас, к сожалению, стал бы очень дорогим удовольствием”, — пояснил Алексей Муранов.
В результате руководство школы сочло целесообразным испытать комплексное решение Aquarius MultiClass, созданное компанией “Аквариус” на базе новой технологии Microsoft Windows MultiPoint Server 2010. “Весной нынешнего года корпорация Microsoft предложила нам протестировать Aquarius MultiClass, — уточнил Алексей Муранов. — Мы попробовали и увидели, что его использование сулит нам экономию средств и сокращение нагрузки на техническое обслуживание благодаря удобству администрирования и настройки”.
Первой площадкой для внедрения был выбран кабинет английского языка в начальной школе.
Альтернатива традиционным решениям
С точки зрения специалистов компании “Аквариус”, проект по внедрению мультикомпьютерного решения в Центре образования “Измайлово” представляет собой интересный альтернативный вариант организации компьютеризированных учебных мест. Дело в том, что традиционный подход, подразумевающий установку на ученических местах полноценных ПК или ноутбуков и объединение их в одну сеть с компьютером учителя и сервером цифровых образовательных ресурсов, зачастую оказывается избыточным, поскольку компьютерные мощности класса в этом случае остаются недовостребованными.
Техническая особенность и уникальность предложенного комплексного решения Aquarius MultiClass, как считают разработчики, заключается в том, что его внедрение позволяет помимо увеличения числа рабочих мест существенно сократить энергопотребление и расходы на техническую поддержку решения в расчете на одного пользователя. Ядро решения, установленного в кабинете английского языка Центра образования “Измайлово”, представляет собой высокопроизводительную рабочую станцию Aquarius Elt с предустановленной ОС Windows MultiPoint Server 2010. К узловому компьютеру посредством USB и специальных устройств доступа подключаются мониторы, клавиатуры и компьютерные мыши. Технология MultiPoint Server 2010 распределяет системные ресурсы компьютера и обеспечивает комфортную независимую работу нескольких учеников одновременно. Таким образом, каждый из них получает рабочее пространство, на котором расположен необходимый для учебы комплект оборудования, и работает в привычной среде Windows в личной сессии, как при использовании отдельного компьютера. Фактически оборудование из подсистемы рабочего места перенесено в подсистему ядра предметного класса. Доступ к рабочему ядру имеет только преподаватель, следовательно, ученик не сможет повлиять на работу системы — например, загрузить на компьютер вирус или слишком большой объем данных.
Администрирование рабочих мест, включая их взаимодействие с центральным компьютером, осуществляется через предустановленную программу MultiPoint Manager, которая имеет интуитивно понятный пользовательский интерфейс и упрощает управление учетными записями (удалять их, создавать новые и менять пароли можно централизованно, что очень просто и удобно). Преподаватель без труда может вести контроль за всей системой, сидя за узловым компьютером, обеспечивать общий доступ к файлам, видеороликам и другим учебным материалам для нескольких групп учащихся одновременно, а также приостанавливать работу с помощью функции “Разъединить”, которая позволяет учащимся сохранить свой сеанс работы, не выходя из системы, и делает рабочую станцию доступной для других пользователей. При этом для настройки комплекса умение обращаться с серверными системами совершенно не требуется, что немаловажно, поскольку в школе есть всего один выделенный технический специалист.
Среди других особенностей решения Aquarius MultiClass можно назвать простую процедуру установки новых программ на рабочие места учеников (загрузка приложений на центральный компьютер обеспечивает их автоматическое появление на всех пользовательских станциях), а также организацию работы в независимой сессии с возможностью персональных настроек меню “Пуск”, внешнего вида рабочего стола и прочих атрибутов. В результате у ученика создается ощущение, будто он работает на собственном компьютере. Настройки можно сохранить таким образом, чтобы в следующий раз продолжить работу с ними, сев за любое другое учебное место, имеющее доступ к узловому компьютеру.
Вместе с тем решение Aquarius MultiClass имеет два существенных ограничения. Во-первых, при его внедрении в классе должны быть проложены не только силовые кабели с розетками электропитания, но и кабели USB. Поэтому решение будет эффективно лишь при определенной расстановке школьной мебели — как в детской творческой мастерской или в медиатеке, когда учитель (мастер) и дети сидят за круглым столом.
Стандартное же расположение школьных парт требует прокладки большого количества USB-кабелей от центрального ПК к рабочим местам учеников, что может вызвать определенные неудобства. Следовательно, для удачной инсталляции и монтажа системы необходимо тщательно продумать схему расположения столов. Пока это непривычно для российской школы, зато интересно и ново как для учителя, так и для учеников, считают в компании “Аквариус”.
В Центре образования “Измайлово” этих сложностей удалось избежать, поскольку заранее планировалось расположение рабочих мест вдоль одной короткой стены (4 м), как они размещались там и раньше.
Во-вторых, для достижения максимального эффекта от использования Aquarius MultiClass необходимо прикладное ПО, оптимизированное для работы именно в этом решении. Однако в настоящее время таких программных средств пока недостаточно.
Сам же процесс установки Aquarius MultiClass, по словам Алексея Муранова, прошел без каких-либо проблем. Развертывание необходимого оборудования и ПО заняло один вечер, а наутро в классе уже можно было вести занятия. Причем дети не заметили ничего нового и необычного — они лишь обратили внимание, что всё стало загружаться значительно быстрее, чем раньше. А то, что на самом деле они все вместе работают на одном компьютере, им было невдомек. Да и учителю английского языка не пришлось ничего объяснять.
Установкой решения занимались всего два человека — специалист компании “Аквариус” при участии системного администратора начальной школы, который помогал с настройками сети и специализированного ПО для учебного процесса.
Алексей Муранов уверен, что никаких проблем с внедрением Aquarius MultiClass быть не может, если учителя имеют опыт использования компьютера в учебном процессе. Однако если это решение будет устанавливаться в школах, где информационные технологии не получили широкого распространения, то там можно предвидеть методические проблемы — общие для всех педагогических решений на базе ИКТ. Технических же проблем возникать не должно, и их точно будет меньше, чем при установке персональных компьютеров.
Первые результаты
Сегодня кабинет английского языка уже работает, к компьютеру подключено шесть рабочих мест. Однако этап опробования Aquarius MultiClass еще не закончился, и тестирование этого решения будет продолжено в начинающемся учебном году.
Говоря о полученных результатах, Алексей Муранов подчеркнул, что судить об экономической эффективности пока еще рано и говорить сейчас можно только об удобстве использования и эксплуатации.
Со времени установки Aquarius MultiClass прошло уже около двух месяцев, а решение так и не потребовало никакого вмешательства со стороны школьного технического специалиста, тогда как раньше ему приходилось заходить в кабинет английского языка раз в неделю, а то и каждый день. Уроки проходят без сбоев, всё необходимое программное обеспечение работает быстро и четко.
Вместе с тем, со своей стороны, специалисты компании “Аквариус” убеждены, что организация совместной работы на одном компьютере позволяет сэкономить средства на приобретении и сопровождении техники в учебном заведении. По их расчетам, в зависимости от ситуации и потребностей школы экономия может составить от 20 до 50% по сравнению с использованием отдельных ПК.
Перспективы развития
С точки зрения Алексея Муранова, дальнейшая компьютеризация Центра образования “Измайлово” может идти по двум направлениям: внедрение Aquarius MultiClass или схожих по технологии решений и использование ноутбуков. Он поясняет: “В настоящее время компьютеров в школе много, поэтому мы абсолютно уверены, что основной моделью компьютеризации учебных классов в будущем должно стать использование ноутбуков. Так или иначе, мы постепенно будем переходить к модели “один ученик — один ноутбук”. Причем этот ноутбук может быть его собственным, купленным его родителями”.
А вот использование мультикомпьютерного решения, по словам Алексея Муранова, полезно только там, где в одном кабинете требуется поставить несколько стационарных ПК, например, мощный компьютер для сложного видеомонтажа. Подобных мест в начальной школе не так много, среди них — компьютерный класс и библиотека, где в ближайшем будущем и планируется внедрить Aquarius MultiClass.
Вопрос же о распространении этого опыта на среднюю школу пока не ставился. Одна из проблем — финансирование. “Будут средства — будем расширять использование решения”, — сказал Алексей Муранов.
В целом же, говоря о компьютеризации начальной школы, Алексей Муранов отметил, что сегодня, к сожалению, многое по-прежнему ложится на плечи учебных заведений. Школам нужны комплексные решения от одной компании, включающие поставку оборудования, системного и прикладного ПО, образовательных ресурсов. Такая компания должна провести настройку и полностью обслуживать внедренное решение, включая удаленное обслуживание ПО через Интернет. Кроме того, она должна полностью отвечать за всю инфраструктуру информационно-образовательного пространства школы.
В заключение Алексей Муранов с сожалением констатировал, что в целом у московских школ сегодня нет большого выбора в решениях, поскольку техника закупается централизованно на уровне города или округа.