Диаграмма 1. Заинтересовало ли вашу компанию известие о том, что в России разрешен электронный обмен счетами-фактурами?
Диаграмма 2. Будет ли ваша компания переходить на электронный обмен счетами-фактурами со своими партнерами в ближайшее время?
Диаграмма 3. Если ваша компания не собирается в ближайшем будущем переходить на электронный обмен счетами-фактурами со своими партнерами, то почему?
Диаграмма 4. Если ваша компания собирается в ближайшем будущем перейти на электронный обмен счетами-фактурами со своими партнерами, то с какой целью
Диаграмма 5. Сколько примерно счетов-фактур принимает и отправляет ваша компания в год?
Интересные результаты показал опрос “Электронный обмен счетами-фактурами”, проведенный осенью этого года среди читателей PC Week/RE. Как следует из его итогов (см. диаграмму 1), почти всех наших респондентов (свыше 94%) в той или иной степени заинтересовало известие о том, что в России наконец-то разрешен электронный обмен счетами-фактурами.
В то же время переходить на такие отношения со своими партнерами в ближайшее время собираются менее 30% опрошенных (см. диаграмму 2). Чем же объясняется столь массовая нерешительность? Как выяснилось (см. диаграмму 3), свыше двух третей из тех, кто дал отрицательный ответ, считают, что соответствующие нормативно-правовые акты ещё сыроваты, а почти половина добавляет, что используемые в их компаниях информационные системы не умеют работать с электронными счетами-фактурами. Примерно каждый шестой из “нерешительных” утверждает, что затраты на организацию этого процесса не оправдают себя.
Называются и другие причины того, что многие компании не планируют в ближайшем будущем переходить на электронный обмен счетами-фактурами со своими партнерами. Вот лишь некоторые из них: “инертность сотрудников бухгалтерии”; “неготовность управленческого аппарата”; “электронный документооборот с банком уже вызывает проблемы, ввод еще одного электронного звена породит хаос”, “унифицированный клиент Сбербанка дает много пищи для нецензурной брани ИТ-персонала и бухгалтерии. Во что выльется новая инициатива правительства, предсказать сложно, но делаю ставку 10:1, что в законе присутствуют дырки, позволяющие мошенничества, и эти дыры будут долго и болезненно латать”; “в государстве, где нет грамотного управления, изменения вновь вводимого порядка могут происходить (и происходят!) постоянно. Мы не можем влиять на это”.
“Нашу компанию заинтересовало известие о том, что в России разрешен электронный обмен счетами-фактурами, — говорит финансовый директор АСБИС Ольга Воробьева. — Но мы с осторожностью относимся к этому известию и будем ждать внесения изменений в Налоговый кодекс РФ и опубликования комментирующей информации Федеральной налоговой службы и Минфина. К тому же любое начинание требует отладки, временных и человеческих затрат, а также сопровождается неточными и размытыми толкованиями в области законодательства. Будем ждать гарантированного принятия соответствующих практик налоговыми органами”.
В то же время около трети наших респондентов (назовем их “решительными”) в ближайшее время хотят перейти на электронный обмен счетами-фактурами со своими партнерами. Подавляющее большинство из них (см. диаграмму 4) основную цель данного перехода видят в ускорении бизнес-процессов и повышении их эффективности. Немаловажна здесь и экономия затрат на хранение счетов-фактур. Размеры этих затрат в денежном выражении оценить трудно, но можно смело предположить, что они весьма велики. “Ежегодно наша компания принимает и отправляет около 100 тыс. счетов-фактур”, — сообщила нам Ольга Воробьева. Представление о том, сколько счетов-фактур ежегодно принимают и отправляют участники нашего опроса, дает диаграмма 5.
“Переход на электронные счета-фактуры на порядок облегчает процесс обмена документами, упрощает процедуры сверки, снижает нагрузку на бухгалтерские службы компаний, — отмечает вице-президент OCS по финансам и экономике Андрей Голышкин. — Остается только понять, насколько четко это будет работать. Например, до сих пор идут споры о том, какие неточности и ошибки в счете-фактуре делают ее недействительной, а какие не делают”.
“Уже сегодня наша ERP-система позволяет предоставлять партнерам электронные копии первичных документов на заказы лицензий автоматически, как только поступает заказ, что значительно ускоряет соответствующие бизнес-процессы, — сказала Ольга Воробьева. — Несомненно, возможность использования электронных счетов-фактур в документообороте сократит время и затраты на отправку документов, а также на их хранение. Но численные оценки можно будет дать только после того, как электронный обмен получит широкое распространение среди российских компаний”.
ЭЦП уже не экзотика
Согласно действующему в нашей стране законодательству, для того чтобы документы, переданные в электронном виде, приобрели юридическую значимость, они должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП) руководителя организации или другого уполномоченного лица.
Главный специалист по стратегическому развитию компании “СКБ Контур” Петр Диденко поясняет: “Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением ЭЦП будет устанавливаться Минфином. А формат электронного счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур — Правительством РФ. Пока не утвержден формат электронного счета-фактуры, эти документы оформляются с учетом требований, установленных до вступления в силу Федерального закона № 229-ФЗ. Но в любом случае подписание данного закона означает, что вопрос о постепенном переводе в “цифру” десятков миллиардов ежегодно создаваемых бумажных счетов-фактур наконец-то сдвинулся с мертвой точки. Теперь всю “первичку”, которую компании шлют друг другу в конвертах по почте, можно отправлять по телекоммуникационным каналам связи. И такие документы будут юридически значимы, то есть “довысылать” их на бумаге не потребуется. Такая коммуникация между компаниями намного быстрее, дешевле и удобнее”.
Готовы ли руководители организаций и другие уполномоченные лица к использованию ЭЦП при составлении и пересылке юридически значимых документов? Итоги нашего опроса показывают (см. диаграмму 6), что свыше половины наших респондентов пользуются ЭЦП уже сейчас. Иными словами, для большинства руководителей электронная подпись является уже не экзотикой, а рабочим инструментом. К примеру, ответственные сотрудники АСБИС регулярно используют ЭЦП при взаимодействии с банком в системе “клиент — банк”, а также при отправке отчетов и деклараций в инспекции Федеральной налоговой службы и различные фонды.
Главное “бревно” на пути к электронному обмену — “дыры” в законодательстве
ERP-системы, предлагаемые серьезными игроками соответствующего рынка, практически уже сейчас готовы к работе с электронными цифровыми подписями, удовлетворяющими требования российских компетентных органов. “Наша компания, используя новейшие технологии и механизмы электронного обмена данными, обращает пристальное внимание на локализацию своих продуктов под региональные требования, — говорит архитектор бизнес-решений центра отраслевой экспертизы “SAP СНГ” Владимир Побегайло. — Так, например, технологическая платформа SAP NetWeaver позволяет интегрировать решения, предоставляющие механизмы для выработки и проверки ЭЦП. Решение SAP ERP использует механизмы платформы SAP NetWeaver для реализации электронного обмена документами, в том числе они будут использоваться и для счетов-фактур, заверенных ЭЦП в соответствии с нормами российского законодательства. В этом году в рамках очередного пакета расширения была реализована возможность электронного обмена данными с Автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (ЭТРАН), а также оформление таможенных документов, специфичных для российской действительности. Однако в соответствии с законом до утверждения Правительством РФ и профильными ведомствами ряда документов (формат электронного счета-фактуры, порядок заполнения и т. д.), составление и выставление счетов-фактур осуществляются пока по старым правилам”.
Очень близко подобрался к электронному обмену счетами-фактурами по нормам российского законодательства и другой известный поставщик ERP-решений. “Наши приложения поддерживают формы и форматы сообщений, передаваемых в электронном виде, — сообщили нам в московском представительстве “Oracle СНГ”. — В частности, в Казахстане, где соответствующий закон вступил в силу, пользователи приложений Oracle уже сейчас имеют возможность работать с электронными счетами-фактурами. Соответствие конкретным локальным формам выполняется в рамках локализационного пакета”.
Опыт работы с электронными счетами-фактурами есть и в России. Например, ещё в 2009 г. компания “Такском” в качестве оператора электронного документооборота совместно с ФНС по поручению Минфина реализовала пилотный проект по обмену счетами-фактурами в электронном виде при взаимодействии поставщиков и покупателей между собой и с налоговыми органами. Сообщалось, что в ходе пилотного проекта принципиальных недостатков предложенной технологии, по которой электронные документы передаются через оператора электронного документооборота и подписываются электронной цифровой подписью, выявлено не было.
При реализации транснационального обмена счетами-фактурами в электронном виде обычно пользуются услугами посредников, которые оперативно отслеживают законодательство различных государств и находятся в курсе используемых там форматов данных. В частности, услуги транснационального обмена счетами-фактурами в электронном виде оказывает компания Tieto, имеющая договора на обслуживание с различными предприятиями и учреждениями из сорока стран. При этом, как отмечает директор по развитию бизнеса Tieto в России Инга Майор, количество электронных B2B-транзакций, ежегодно обрабатываемых Tieto, исчисляется миллиардами.
Итак, мы видим, что практическая реализация бизнес-процессов, использующих электронные счета-фактуры, упирается не в технологические проблемы (хотя они порой тоже встречаются), а в своего рода “дыры” российской нормативно-правовой базы. И чем быстрее эти “дыры” будут залатаны, тем лучше для корпоративных заказчиков. Главное, чтобы потом не пришлось ставить заплатки на заплатки.
Напомним, что долгое время Россия оставалась единственным европейским государством, законы которого не позволяли компаниям, работающим в нашей стране, создавать юридически значимые оригиналы счетов-фактур в электронном виде. Особенно страдали от этого пробела в законодательстве крупные международные торговые предприятия.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=125379]Электронные счета-фактуры: еще не всё дорешено[/URL]
А вот "Корус-К" сообщил, что уже реализовал сервис по обмену электронными счетами-факттуры и что сам пользется им при работе со своими контрагентами http://www.pcweek.ru/forum/forum44/topic4220/
Андрей Колесов 21.09.2010 17:18:17
"В частности, в Казахстане, где соответствующий закон вступил в силу, пользователи приложений Oracle уже сейчас имеют возможность работать с электронными счетами-фактурами." (с) В Казахстане курирует эти вопросы непосредственно премьер министр, поэтому в ближайшее время там можно ожидать существенного прорыва в электронном обмене. Вообще "казахи" в последние годы всё чаще удивляют своими инновационными проектами. Как бы не пришлось их догонять!
Зануда 21.09.2010 21:23:59
Почему государство поставило на самотёк этот вопрос? Можно же изучить и перенять, сложившуюся законодательную практику в других странах - в Европе, Австралии... в Казахстане наконец!
Сложившаяся действительность настоятельно требует перехода всей страны на систему электронных СФ!
Илья Муромский 21.09.2010 21:32:47
Насчет сервиса "Корус-К". Там, похоже, перегоняемые по Сети электронные счета-фактуры в силу несовершенства российского законодательства пока являются не оригиналами (которые, в случае необходимости можно предъявить налоговым органам), а лишь копиями бумажных оригиналов. Этот сервис многие компании давно реализуют...
Владимир Митин 21.09.2010 21:37:49
Я в начале лета попал по собрание велообщественности (чуть ли не страны). Обсуждали, что нужно сделать, что улучшить "велосипедное дело" в стране. Решили, что единственный вариант написать письмо Президенту. Кажется, написали и даже отправили...
Андрей Колесов 21.09.2010 21:39:39
Надо было писать не Путину, а Лужкову. Чтобы в Москве повсеместно были не только автомобильные и пешеходные дорожки, но и велосипедные. Как в Мюнхене, к примеру. А за Москвой и регионы, глядишь, подтянутся. Правда, на организации велосипедных дорожек много не наворуешь... В этом-то и беда... А вовсе не в дураках и дорогах...
Владимир Митин 22.09.2010 01:31:44
Цитата
Владимир Митин пишет: Надо было писать не Путину,
У нас сейчас президентом работает другой И кстати, в этом примере хорошо видно и аналогии с ИТ. Так вот велопроблемы в Москве носят как раз не городской, а федеральный характер. Основные трудности с вело: 1. Коррекция Правил дорожного движения 2. Улучшение экологии (дышать невозможно) 3. Возможность провоза вело в транспорте (в первую очередь электрички, метро) 4. Изменение строительных норм (для дорог)
Это все связано с необходимостью коррекции нормативно-правовой базы).
Что касается писем, то нужно не письма писать, а к урнам голосования ходить...
Андрей Колесов 22.09.2010 08:56:33
Как непосредственный «участник событий», т.е. — как чистокровный казах, рассказываю: наши государевы мужи уже порешили вопрос с электронным правительством и документооборотом, осталось только внедрить повсеместно, чтобы не было нестыковок в столичных и провинциальных акиматах. А то одни могут продолжать работать на бумаге, когда другие уже на .doc-файлы перейдут.
Но, насколько я знаю, работа ведётся, деньги не оседают по карманам, а идут на дело, иначе бы результатов не было бы видно. Берите пример с нас, соседи! :)
Азамат 22.09.2010 13:32:22
Цитата
Азамат пишет: Как непосредственный «участник событий»,
Спасибо! Опыт "братских народов" особенно ценен! Сожалею о нашем отставании, но искренне рад за ваши успехи.
Цитата
Азамат пишет: Но, насколько я знаю, работа ведётся, деньги не оседают по карманам, а идут на дело, иначе бы результатов не было бы видно. Берите пример с нас, соседи! :)
Так вот и поделитесь "секретом" - как вам это удается? И скажите (как это видно со стороны) - почему у нас не получается?
Андрей Колесов 22.09.2010 14:18:16
Это не велопроблемы, касающиеся отдельных физических лиц-энтузиастов (любителей быстрой езды и здорового образа жизни). В данном случае обращаться к Президенту нет необходимости. Он сделал свое дело: конце июля подписал Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ (www.rg.ru/2010/08/02/nalogi-dok.html), который, среди прочего, предусматривает возможность выставления счетов-фактур в электронном виде по взаимному согласию сторон. А то, что слуги народа рангом ниже до сих пор не удосужились издать соответствующие подзаконные акты (хотя должны были это сделать ещё к концу августа -- то есть до вступления закона № 229-ФЗ в силу), в том Дмитрий Анатольевич -- дай Бог ему крепкого здоровья! -- не виноват. Он и так ежедневно подписывает сотни документов. Причем не ЭЦП, а обычной авторучкой. Так оно быстрее и удобнее.
Владимир Митин 22.09.2010 16:21:54
Цитата
Владимир Митин пишет: А то, что слуги народа рангом ниже до сих пор не удосужились издать соответствующие подзаконные акты (хотя должны были это сделать ещё к концу августа -- то есть до вступления закона № 229-ФЗ в силу), в том Дмитрий Анатольевич -- дай Бог ему крепкого здоровья! -- не виноват.
Это, конечно, офтопик, но высказывание странное. Я всегда был уверен(и уверен сейчас), что руководитель должен выстраивать систему управления, а не просто бумаги подписывать, которые ему секретарь приносит. У нас все же Президент - это не королева Великобритании :)
Андрей Колесов 22.09.2010 16:36:12
Мы все очень ждем, когда будет принята единая форма электронных счетов-фактур. Естественно, что на законодательные доработки уйдет какое-то время. Но тем, не менее, уже сейчас есть прецеденты по успешному внедрению подобных систем в реальном бизнесе. И не в небольшой компании, а в крупнейших компаниях-ритейлерах (Metro Cash&Carry и Kraft Foods). Подробнее можно почитать здесь: http://www.buhonline.ru/pub/tks/2010/6/3422 Там в конце 2009 – начале 2010 был реализован пилотный проект по системы электронного юридически значимого обмена документами Диадок (http://diadoc.ru/ ), разработчиком которой является наша компания (компания СКБ Контур). Сейчас к нашей системе подключено около 350 000 организаций (в основном это клиенты системы «Контур-Экстерн»). Спрос на систему очень большой. Причем активность проявляют не только крупные компании, но и совсем небольшие.
Евгений Куприенко, бренд-менеджер СКБ Контур 22.09.2010 16:40:25
Если бы г-н Колесов подписывал в день сотни документов (на десятки и сотни листов каждый), то ему было бы не до выстраивания отношений со своими подчиненными и подчиненными своих подчиненных. А ведь у Президента РФ есть ещё и протокольные мероприятия, на которых он обязан присутствовать... Да и множество других дел...
Причина перманентного пробуксовывания так называемой "вертикали власти" кроется в не самых лучших традициях: ещё при Романовых на Руси многие подчиненные (по сути -- холопы) в душе ставили себя выше руководителей (бояр, помещиков и т. д.). А давать советы каждый может: у нас все очень хорошо разбираются в спорте, политике и медицине. Только вот страна в целом ни в одной из этих областей сильно не блещет (хотя и есть редкие исключения).
Владимир Митин 22.09.2010 20:01:59
Цитата
Владимир Митин пишет: Если бы г-н Колесов подписывал в день сотни документов
No Comments :o
Андрей Колесов 22.09.2010 20:06:41
Ну, смотрите сами: у нас есть портал http://e-gov.kz. Сейчас можно оплатить штрафы, некоторые налоги, сборы, госпошлины. Принимают карты виза, мастеркард, со счёта сбербанка можно платить. Дальше, я думаю, будет больше. Это уже удобно, а впоследствии будет ещё удобнее. А так как проект курирует премьер, всё должно быть в лучшем виде.
Азамат 22.09.2010 20:51:50
D
Цитата
Азамат пишет: А так как проект курирует премьер, всё должно быть в лучшем виде
Все же чувствуется наше "братство". Главный залог успеха - кураторство премьера :)
Андрей Колесов 22.09.2010 21:07:59
Цитата
Владимир Митин пишет: Если бы г-н Колесов подписывал в день сотни документов (на десятки и сотни листов каждый), то ему было бы не до выстраивания отношений со своими подчиненными и подчиненными своих подчиненных. А ведь у Президента РФ есть ещё и протокольные мероприятия, на которых он обязан присутствовать... Да и множество других дел...
Если руководитель подписывает в день больше двух десятков документов, значит, он не умеет организовать свой рабочий день, не умеет делегировать полномочия, и у него плохой секретарь.
Andrew 22.09.2010 21:18:11
В нашей стране исторически сложилось так, что полномочия стремятся не делегировать, а концентрировать. Оно и понятно -- где власть, там и деньги. Главное -- не дать фактические полномочия народу. А то вдруг этот народ распорядится данными ему полномочиями совсем не так, как хотелось бы "владельцам заводов, газет, пароходов"....
В то же время по количеству чиновников на душу населения Россия занимает одно из первых мест в мире. Как, впрочем, и по количеству удостоверяюших центров на душу населения. Последнее обстоятельство сильно тормозит использование ЭЦП в юридически значимом межведомственном обороте. Вся надежда на новый "Закон о цифровой подписи", который скоро должен быть подписан. Возможно, после подписания этого закона начнутся "шевеления" и по поводу официально признанного стандарта электронного счета-фактуры.
Владимир Митин 23.09.2010 12:14:33
Цитата
Владимир Митин пишет: Последнее обстоятельство сильно тормозит использование ЭЦП в юридически значимом межведомственном обороте.
Так и хочется сказать - "с чужого голоса поешь!" Ссылки на какие-то проблемы с ЭЦП - это типичные отговорки тех, кто просто не хочет ничего делать.
Андрей Колесов 23.09.2010 15:41:19
Делать вид, что юридических проблем с ЭЦП нет -- это "вставать в позицию страуса". Ни один нормальный человек (тем более -- руководитель компании любого масштаба) не хочет иметь лишние проблемы с налоговыми органами. Теория ECM (и её так называемые "концептуальные аспекты") -- это одно, а практика CЭД (в соответствии с отечественными реалиями) -- совсем другое... Однако просьба держатся ближе к теме публикации.
Владимир Митин 24.09.2010 00:00:34
Сомневаюсь, что все компании захотят перейти на электронный обмен. Часть контрагентов обязательно захочет работать «по старинке» с бумажными носителями. Соответственно, на бухгалтерию ляжет двойная задача по отслеживанию – кому, в каком виде отправлены счета-фактуры. На реорганизацию бизнес-процессов уйдет много времени и средств. Так что удовольствие будет не дешевое, если учесть, что многие компании до внедрения полноценной ERP еще не дошли. По поводу "инертности сотрудников бухгалтерии". К сожалению, проверяющие органы тоже привыкли к бумажкам, любая точка-запятая не в том месте действительно может повлечь за собой признание счета-фактуры недействительной со всеми вытекающими последствиями. Ответственность несет главный бухгалтер, любые революционные действия в направлении электронного обмена вызывает негативную реакцию, т.к. бухгалтерия находится на "передовой" общения с налоговиками, очень хорошо понимает все последствия и предпочтет «оставить все как есть». Вот поменяется менталитет и подход проверяющих органов - исчезнет и инертность. А до этого нам, похоже, идти и идти...
Анастасия Куприянова, финансовый директор Landata 27.09.2010 14:03:51
На самом деле тут многое от решительности перехода на электронные формы государством. Вот посмотрите: Сбербанк в Москве установил везде терминалы для опталы коммунальных услуг. Первые месяцы ими никто не пользовался. Потому народу надоело сидеть в очередях, они начали вводить через терминалы. И сейчас огромное число людей (в том числе и сильно пожилых) пользуются ими.
Андрей Колесов 27.09.2010 22:29:34
Хочу обратить внимание на вот эту публикацию http://www.pcweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=126150 по данной теме
Андрей Колесов 27.10.2010 23:05:48
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.