Компания Luhta, основанная в Финляндии еще в 1907 г., представляет на территории России различные виды верхней одежды для спорта еще со времен СССР — правда, тогда товары этого производителя можно было найти только в “Березках”. До недавнего времени фирма продвигала свою продукцию на российском рынке через крупные торговые сети. Но три года назад для создания внутренней конкуренции и с целью выхода на региональные рынки, а также для охвата небольших магазинов, которые могли бы реально увеличить рыночную долю брендов, было принято решение об открытии регионального офиса в нашей стране. Тогда же была выстроена система прямого импорта, открыт первый розничный магазин под собственным брендом — в торговом центре “Мега Белая дача”. Но для динамичного развития компании требовалась информационная система, способная как предоставить сотрудникам компании актуальную и точную информацию о сбыте, так и минимизировать трудоемкость работ по вводу и анализу информации, обеспечить прозрачность деятельности подразделений.
Активный рост
С открытием первой точки розничных продаж заказ продукции в российском подразделении Luhta Fashion Group, одном из самых больших холдингов по производству одежды в Скандинавии, начался напрямую через Финляндию. Правда, работал этот магазин по модели аутсорсинга и значимых результатов не принес — позволил только понять, как не надо делать в плане автоматизации торговли непродовольственными товарами.
Основные открытия магазинов состоялись в течение 2009-го, причем перед этим в компании была осознана необходимость привлечь в штат руководителя ИТ-направления, который бы не только предложил общие правила игры для вновь открываемых торговых точек, но и смог бы организовать доработку типовых решений для автоматизации торговли. Не секрет, что это требуется делать каждый раз под формат заказчика с учетом специфики его деятельности. Таким человеком стал Виталий Кошелев, основной задачей которого был выбор качественного решения для автоматизации розничной торговли непродовольственными товарами, при этом требовалось найти высокопроизводительную фронт-офисную систему, которая бы обеспечила быстрый запуск магазинов.
“Сложность, — вспоминает он, — состояла в том, что система для продаж, учета товаропотока, инвентаризации склада, которая использовалась в головной компании в Финляндии, совершенно не работала в России: они использовали локальный софт, который малоприменим на российском рынке из-за правил оформления документов, бухучета и т. д. Нужно было выбирать что-то из изделий отечественных поставщиков. Причем требовалось единое решение, которое позволило бы сразу избавиться от “зоопарка” разнородного ПО: будущая постепенная перестройка могла бы стоить очень дорого, да и по прежним проектам я видел, к каким реальным трудностям приводили подобные разнородные системы.
Исходя из этого, я начал наводить порядок в запросах, предъявляемых к такой системе. Во-первых, магазины должны были иметь возможность работать как автономно, так и в составе общей сети продаж — товарные остатки, поступления, статистику реализации товаров требовалось получать в режиме online. Во-вторых, загрузку номенклатуры товаров, новых прайс-листов нужно организовать просто — без ручной загрузки каждого кассового терминала (как это происходит в ряде крупных торговых сетей продовольственных товаров — М. Б.). И в-третьих, автор решения и интегратор проекта должны быть готовы к его доработке: от создания модулей под “самосборное” кассовое решение, которое мы бы выбрали, до улучшения системы синхронизации данных между магазинами и головным офисом российского представительства. Задача в целом не очень сложная, но всем требованиям соответствовал только программный продукт “1С:Розница 8” на платформе “1С:Предприятие 8”. Партнером по автоматизации стала компания “1С-Рарус”, которую я знал по прежним проектам в этой же отрасли: тендер мы не проводили”.
Реализация проекта проходила стремительно. “В целом получить, настроить и запустить ПО от “1С” мы смогли своими силами за несколько недель: это не вызвало каких-то трудностей, — рассказал Виталий Кошелев, — Компания “1С-Рарус” потребовалась нам для другого — у них хорошо и быстро получилось доработать и связать с системой ту модель РОS-клавиатуры и фискального регистратора, которую мы выбрали для своего решения автоматизации. Раньше это оборудование никто не устанавливал, поэтому пришлось организовывать все с нуля. Кроме того, мы добавили в свою систему их весьма изящное решение по обмену информацией между базами розничных магазинов и головного российского офиса. В стандартном варианте для таких систем кассовый терминал выкладывает в специальный каталог локальной сети файл для обмена информацией. У “Раруса” был принципиально другой подход — они создали свой вариант обменов на основе Web-сервисов с использованием Internet Information Services (IIS), который достаточно оперативно синхронизировал различные базы данных за минимальное время за счет разбиения передаваемого сообщения на маленькие пакеты. То есть базы обменивались только теми частями документов, которые были действительно изменены с момента прошлого соединения. Кроме снижения объема трафика это существенно увеличило скорость обновления информации по остаткам — на обновление данных всех семи магазинов требуется менее минуты. Периодичность обменов можно установить любую”.
Определенное время было потрачено и на выбор кассового решения. “Самый простой кассовый аппарат в виде моноблока, пусть и умеющий работать с пластиковыми картами, мы отвергли сразу — они требуют постоянной загрузки измененной товарной номенклатуры и новых цен в каждый отдельный кассовый терминал (это надо делать практически вручную — М. Б.) и если номенклатура большая, то этот процесс занимает значительное время, — уверен Виталий Кошелев. — В качестве базового решения была выбрана рабочие станции компании HP rp5000 или rp5700, к которым мы подключили дополнительную внешнюю торговую клавиатуру, современную, со сканером для пластиковых карт, фискальный регистратор для печати чеков на термобумаге, табло покупателя и кассовый ящик с электрическим замком, а также сканер штрихкодов: он используется для авторизации персонала (у всех свои карты) и считывания данных о товарах. Кроме того, все электропитание резервируется с помощью ИБП, автономной работы которого хватает на 10—15 мин для мягкого “заглушения” системы в случае перебоев с питанием.
В каждом магазине у нас одна или две такие кассы, а также сервер HP ProLiant ML150 G6 E5504 (частота процессора 2.00ГГц, оперативная память — 4 Гб, жесткие диски — 2xSAS 300 Gb 15k HotPlug Raid 1) , на котором размещена база данных по представленному ассортименту товаров. Есть компьютер администратора, куда с помощью считывания штрихкодов вновь поступившей продукции “загоняются” данные о вновь поступивших партиях одежды. К нему подключен принтер для автоматической печати ценников. Таким образом, в каждый момент времени, даже до закрытия торгового дня, можно мгновенно узнать остатки на сладе и в торговом зале по каждой торговой точке”.
Система сбора информации представляет собой классическую “звезду": установленный в головном российском офисе сервер собирает данные от магазинов с периодичностью раз в 5 мин (хотя этот интервал можно настраивать). Причем передается весь пакет информации — от движения товара и поступления финансов до отработанного продавцами времени: все данные разделяются в зависимости от предназначения и записываются в ту базу данных, к которой они относятся.
Эффект от внедрения
После внедрения и доработки проектов работа кассира организуется достаточно просто. Сам кассовый компьютер полностью “пуст” с точки зрения дополнительного ПО: на все вновь поступающее оборудование “заливаются” специальный, “обрезанный” образ операционной системы и программа-клиент для доступа на сервер, размещенный в магазине. В начале рабочего дня происходит установление связи по локальной сети с этим сервером, на котором открывается база данных товаров. “Кассовый компьютер — совсем не тонкий клиент, с его помощью происходит открытие торговой сессии на удаленном оборудовании, — сказал Виталий Кошелев. — В этой же базе отрывается рабочее окно кассира, в котором и отражается продажа товаров и учет поступивших денег. Кроме того, сервер оперативно обновляет БД постоянных покупателей, чьи скидки по дисконтным картам зависят от сумм покупок”.
Связь с центральным офисом каждого из семи магазинов (серверов пока пять — в двух торговых центрах у компании по два магазина, которые используют общую локальную инфраструктуру) организуется по проводным каналам связи. “Нам достаточно 512 Кбит/с для оперативного обмена данными, — заметил Виталий Кошелев, — правда, провайдеры каждый раз разные, в большинстве торговых центров царит монополия и сделать единый заказ на подключение даже к крупному оператору связи не представляется возможным. Поэтому мы “поднимаем” VPN-каналы с помощью оборудования Cisco — это, конечно, немного удорожает весь проект”.
Основной плюс в реализации проекта автоматизации — это предельное исключение ручного труда из работы продавцов и руководителей розничных торговых точек. “Мы противники ручного труда там, где все может делать техника, — заявил Виталий Кошелев. — К примеру, что делает персонал других магазинов после того, как двери магазинов закрываются? Правильно — сводит остатки и заполняет массу первичной бухгалтерской документации. Причем хорошо, если данные сверяются по разнокалиберным “тетрадкам” и вводятся руками в Excel. Есть и такой вариант, когда каждый документ составляется заново — особенно по возвратам товаров, если они были. Мы постарались сделать так, чтобы все это проходило нажатием одной кнопки на стандартных листах А4. Вся отчетность формируется не больше чем за 5 минут после закрытия торгового дня, причем основная часть времени — это просто работа принтера. Нам не надо задерживать персонал — налицо экономия на фонде оплаты труда. Кроме того, нет вторичной “перебивки” поступивших данных в головном офисе — к примеру, бухгалтерия только сверяет бумажные документы с тем, что отражено в базе, на следующее утро, это позволяет нам не увеличивать штат сотрудников, значительная часть которых занималась бы внесением данных из магазинов в общефирменную БД с нуля”.
Оперативно происходит и обновление цен на продукцию — все данные по новым ценам и номенклатуре товаров поступают в БД в конце рабочего дня, и обновление происходит автоматически. Персонал в каждом конкретном магазине получает дополнительное сообщение по электронной почте с предложением распечатать новые ценники на продукцию.
Вдобавок “новая информационная система на базе “1С:Розница 8” позволяет видеть состояние дел компании в любую минуту, — отметил Виталий Кошелев, — какой оборот приносит отдельный магазин, какая маржа от продажи продуктовой группы, товаров того или иного бренда или поставщика. Менеджеры могут принимать управленческие решения, исходя из достоверных данных”.