В Москве впервые прошла международная конференция COFES (Congress on the Future of Engineering Software), которая с 2000 г. проходит в США. Проводит её консалтинговая компания Cyon Research с целью обсуждения будущего инженерного ПО, выделения актуальных тенденций и поиска новых направлений.
В последнее время в нашей стране было аналогичное мероприятие isiCAD, которое организовывала компания Ledas. В этом году решено было объединить две конференции, потому что они удачно дополняют друг друга. Оба форума ориентированы на рынок САПР/PLM и являются площадкой для обмена мнениями между вендорами и пользователями.
По словам Брэда Хольца, президента компании Cyon Research, сейчас аудитория COFES расширяется. В 2006-м конференция впервые прошла за пределами США — в Индии, а в нынешнем году помимо России пройдет в Израиле и Китае. Такое расширение охвата, видимо, связано с глобализацией мировой экономики и вовлечением разных стран в мировую систему разделения труда. Это отражается на рынке САПР/PLM и требует от его участников внимания к процессам, происходящим за пределами национальных экономик. Отчасти этим объясняется и интерес Cyon Research к нашей стране. “ Нам нужна информация о том, что происходит на российском рынке, и это одна из целей проведения конференции, — объяснил Брэд Хольц. — Ведь наша компания проводит исследования рынка САПР/PLM, и чем больше данных мы соберем, тем более полные отчеты сможем предоставить своим заказчикам и всем заинтересованным лицам”.
Перспективы рынка САПР/PLM
Брэд Хольц поделился результатами исследований, проведенных в этом году, и кратко остановился на нынешнем состоянии рынка САПР/PLM. По его словам, сейчас ситуацию в этой области определяют четыре ведущих поставщика: PTC, Siemens PLM, Dassault Systemes и Autodesk, которым принадлежит более 60% рынка. А остальную часть делят между собой множество нишевых игроков. Но консолидация растет. Лидеры активно приобретают более мелких вендоров, чтобы расширить функционал и ассортимент продуктов и нарастить клиентскую базу. В 2009-м эта тенденция усилилась.
Кроме того, в некоторых странах пользуются спросом национальные САПР, которые занимают там немалую долю. Так что если рынок достаточно велик, как, например, в России, Китае и Германии, то на нем найдется место и для этих продуктов.
Из-за кризиса объем мирового рынка САПР/PLM сократился, потому что в 2008-м бюджеты были урезаны в разы и заказчики, не зная, что их ждет в будущем, закрыли многие проекты. В 2009-м бюджеты начали расти, но постепенно, поскольку предприятия всё ещё опасались если не полного краха, то застоя экономики.
Несмотря на такие негативные явления, поставщики САПР/PLM не прекратили развитие продуктов, а продолжали вкладывать инвестиции в разработку и в развивающиеся страны в надежде, что по окончании кризиса новые технологии будут востребованы. “Сейчас мы видим признаки выздоровления экономики, восстановления рынков и начала роста, — сказал Брэд Хольц. — Что касается отрасли САПР/PLM, то компании начинают покупать софт”.
Рассматривая ситуацию в нашей стране, г-н Хольц отметил, что потенциал российского рынка позволяет ему стать таким же большим, как европейский, поскольку Россия богата не только природными ископаемыми, но и образованными людьми. Однако развитию экономики мешает консерватизм. Но мировая конкуренция заставит наши предприятия поменяться, так как глобализация приводит к отмиранию барьеров между странами и компаниям суждено либо стать частью мировой экономики, либо разориться.
Рассказывая о результатах двух последних исследований рынка САПР/PLM, Брэд Хольц объяснил, что они получены путем опроса предприятий разного размера, отраслей и стран мира. В первом приняли участие семьсот респондентов, во втором — пятьсот. Рассматривались две основные темы: приверженность софтверному продукту и покупательские предпочтения пользователей.
Опрос показал, что в первой половине этого года наблюдалось снижение расходов на ПО, а во второй начнется рост, который станет более активным в 2011-м. Это значит, что пользователи собираются обновить САПР/PLM и вендорам нужно внимательно следить за заказчиками.
При этом особое внимание они должны уделять именно пользователям своих продуктов, потому что, как показал опрос, заказчики неохотно меняют САПР и PLM. На вопрос, что их удерживает от перехода, подавляющее большинство респондентов ответили, что им нравится используемый инструмент; далее следовали опасение высоких затрат и наличие наработанных данных. Однако компании стараются сократить число разных САПР, которые они применяют: 35% крупных предприятий сейчас находятся в процессе консолидации.
При выборе САПР компании разного размера руководствуются различными критериями. Так, для крупных организаций начальная стоимость ПО более важна, чем для предприятий из сегмента СМБ (средний и малый бизнес). А интеграция с продуктами других поставщиков, наоборот, важнее для СМБ. В регионе СНГ главный приоритет отдается начальной стоимости, далее следуют возможности моделирования и техническая поддержка на месте эксплуатации.
Критерии зависят и от должности людей. Скажем, простота использования продукта имеет первостепенное значение для первых лиц, а поддержка спецификаций и соответствия нормативным требованиям — для инженеров. Совокупная стоимость владения продуктом более важна для тех, кто принимает решения, чем для рядовых сотрудников.
В дискуссиях рождается истина
Как уже отмечалось, главная изюминка конференции COFES заключается в обсуждениях актуальных тенденций отрасли САПР/PLM. На этот раз дискуссия охватила целый ряд тем.
Рассматривая влияние Интернета и социальных сетей, аудитория пришла к выводу, что сейчас руководители промышленных предприятий не доверяют этим технологиям, считая, что они отвлекают сотрудников от работы. Но в будущем, когда на производство и в проектные организации придет молодежь, которая привыкла ими пользоваться, значение передовых подходов возрастет. Так что перемены произойдут неизбежно — если не завтра, то послезавтра.
Такой же вывод был сделан и при рассмотрении использования социальных сетей для маркетинга и рекламы. Сейчас эти методы почти не применяются, но пора уже начинать, чтобы привлекать новую аудиторию.
При обсуждении интеллектуальных методов трехмерного моделирования в САПР рассматривался вопрос сохранения конструктивной концепции модели без истории ее построения. Оказалось, что аудитория слабо знакома с набирающим популярность методом прямого моделирования, но ведущий этой секции, известный блоггер Дилип Менезис, отметил, что участники дискуссии заинтересовались этим подходом и узнали много нового.
Рассмотрение темы подготовки кадров, способных эффективно использовать инженерное ПО нового поколения, выявило ряд проблем, главная из которых — отсутствие понимания на государственном уровне того, как должно быть построено образование в вузах. С другой стороны, от компаний не поступает достаточно информации о том, какие специалисты им нужны. Поэтому преподавателям приходится самим решать, чему учить студентов.
Интересная дискуссия развернулась при обсуждении новых бизнес-моделей рынка САПР/PLM, связанных с облачными вычислениями, применением открытого кода и появлением бесплатного софта. Аудитория пришла к выводу, что мир САПР будет меняться на наших глазах и это уже началось. Так, низкоуровневые САПР становятся потребительским товаром, который вендоры продают недорого или вообще распространяют бесплатно. Но многим компаниям нужен расширенный функционал, и за это они готовы платить. Что касается облачных вычислений, то все ведущие поставщики уже создают такие продукты или собираются приступить к их разработке. Открытый софт пока занимает небольшую нишу, но его популярность растет.
Что касается перспектив развития оборудования для поддержки САПР, то их рассмотрение позволило выявить общую тенденцию, присущую всему рынку оборудования, используемого в инженерной работе. Сейчас возможности “железа” намного опережают то, что реализуется в софте. При этом новые качества оборудования позволяют по-новому использовать имеющееся ПО. Поэтому поставщикам отрасли САПР следует подумать над тем, как задействовать аппаратные возможности.
Заключение
Подводя итоги COFES, глава компании Ledas Давид Левин оценил ее эффективность на уровне 35—40%. По его мнению, в первой половине конференции было многовато маркетинговых выступлений, но дискуссии вызывали интерес. Он считает, что такие мероприятия нужны, потому что необходима площадка, на которой вендоры и пользователи смогут собираться для обсуждения проблем и перспектив отрасли. С ним согласен и Брэд Хольц, который отметил, что дискуссии были живыми, но недостаточно целенаправленными и продолжительными для того, чтобы можно было получить четкие выводы. Однако он уверен, что COFES в России стоит продолжать.