Большинство глобальных навигационных группировок только разворачивается на орбите, но клиентское оборудование для них уже готово. В том числе для M2M-решений, применяемых для контроля за автотранспортом, а также транспортных решенийи логистических систем сбора информации, где используются индустриальные мобильные терминалы.
Производители такого оборудования полагают, что до 2015 г. определенным нишевым спросом будут пользоваться многофункциональные устройства, которые смогут работать не только с американской системой GPS и российской ГЛОНАСС, но и с европейской системой Galileo, а также китайской Beidou (последние две будут развернуты к 2015 г.). Подобные разработки, к примеру, были недавно представлены на всемирной выставке Expo-2010 в Китае: речь идет о устройствах от компаний “Интеллект Телеком” и китайской ZTE. Причем по ним можно проследить основные особенности построения подобных систем.
Во-первых, рынку интересно два основных класса решения. Это навигационные трекеры для автотранспорта, которые позволяют организовывать не банальный мониторинг, а управление автопаркомлюбого коммерческого клиента. Кроме того, подобные устройства (к примеру, M2M-решение от “Интеллект Телеком” построено на базе навигационного приемника NV08C разработки КБ “Навис”) можно использовать для отслеживания перемещения контейнеров и важных грузов (тогда трекер оснащается источником питания). Второй класс — многофункциональные терминалы для спецпотребителей (к примеру, с цветным тачскрином диагональю 2,8 дюйма): сотрудников милиции, МЧС, скорой помощи, работников ЖКХ, строителей и сотрудников транспортных компаний. С их помощью они могут не только выдать в ведомственную сеть координаты, к примеру, места происшествия, дать целеуказание, определить свое местоположение (к примеру, для столичной “Системы управления мобильными нарядами”, которая эксплуатируется в ГУВД), но и получить доступ к информации специализированных межрегиональных информационных центров, ведомственным локальным сетям по VPN-каналу.
Во-вторых, мобильные модемы, которые встраиваются в эти системы для передачи информации, не “завязываются” только на одну сеть — как и в случае с навигационными системами они сочетают в себе не только GSM/UMTS, но и CDMA2000, причем в различных частотных диапазонах (правда, для используемого в России диапазона 450 МГц решения создаются редко — чаще для 900/1800/1900/2100 МГц). Основная идея подобных решений состоит в том, что любая существующая система сотовой связи и навигации может иметь проблемы с зонами покрытия в определенные моменты времени. Тогда на помощь ей придут другие системы, и клиент сможет точно определить свое местоположение и передать сигнал, несмотря на возникшие проблемы. Кроме того, часто в подобные решения добавляют сразу два радиоблока, куда устанавливают SIM- или RUIM-карты от разных операторов связи для повышения надежности системы: поскольку все это носимые решения, а покрытие операторов связи явно не идеальное, то дуальность в таких терминалах — явное благо.
В-третьих, большинство подобных решений исполняется в пылевлагозащитном корпусе для расширения спектра условий эксплуатации. Обычно они защищаются по классу IP54. Кроме того, в носимых решениях используется батарея повышенной емкости (от 3200 мА·ч): дело в том, что масса для подобных решений не принципиальна, поэтому главное — насытить их функционалом по максимуму.
Вдобавок, к мобильным терминалам добавляется возможность подключения считывателя RFID-меток и различных типов штрихкодов (для ускорения обработки служебной документации). К автомобильным трекерам подключается не только видеокамера (с возможностью накопления и передачи информации), но и кнопка аварийного вызова “112” (автоматическая передача координат), ридер для карточки идентификации водителя (без нее, даже при наличии ключей, бортовой компьютер не запустит двигатель), клавиатуру вызываемых номеров и текстовых сообщений, а также различные типы пультов. Один из них — стандартный буквенно-цифровой, а второй — цветной графический индикатор с диагональю 5—7 дюймов, который можно использовать как бортовой навигатор.