Тарифные опции для корпоративных клиентов операторы “большой тройки” вводят весьма осторожно, но стараются с их помощью “закрыть” основные направления, интересные для компаний. Конкурируя с фиксированными операторами связи, провайдеры связи мобильной еще несколько лет назад стали задумываться о пакетах трафика и скидках на локальные вызовы, пока не дошли до вполне разумного предложения в виде фиксированных зон. Его суть состоит в том, что в зоне действия одной БС мобильный абонент, работающий, по сути, как фиксированный, получает значительные скидки на услуги связи, если вызывает местные номера “домашнего” региона. Такой подход позволял операторам связи достаточно быстро оптимизировать нагрузку на свою сеть (умощнять по каналам связи и количеству секторов приходилось весьма небольшое число БС) и дать возможность клиентам не выпускать из рук “мобильник” даже для совершения звонков на городские телефоны.
Схема работы
Отметим, что на российском рынке родоначальником подобных сервисов (была предложена и “домашняя” версия — для частных клиентов) стала столичная сеть “МегаФон” (“Офисная зона Корпоративная, Городская, Местная”) — подобная услуга была в прайс-листе компании еще несколько лет назад. Следом за ней активировали свою “Территорию бизнеса” в МТС. Ну и совсем недавно, в октябре, “ВымпелКом” запустил “Офисный безлимит”, что дало возможность нам сравнить услуги всех операторов “большой тройки” применительно к столичному региону. Отметим, что подобную тарифную опцию можно подключить к любому корпоративному ТП как для ИЧП, так и для коммерческих компаний с любым количеством телефонов.
Все подобные услуги базируются на трех основных постулатах. Во-первых, корпоративный клиент имеет возможность самостоятельно выбирать зону действия льготной тарификации — обычно с радиусом в 300—500 м. Фактически, это радиус соты БС, которая “накрывает” офис того или иного клиента в плотной городской застройке. Причем границы этой зоны не четкие — вполне возможно, что с одной стороны здания это будет 200 метров, с другой — всего 100: сеть все-таки “дышит”. Кроме того, предупреждения о выходе из офисной зоны операторы для своих клиентов не предоставляют — поэтому недорогая связь точно будет доступна только внутри здания. К примеру, в условиях “Офисного безлимита” достаточно точно определено, что “адрес действия льготной тарификации с гарантированным минимальным радиусом действия опции 75 м”. У остальных операторов не больше.
Разумеется, при каждом звонке из “офисной зоны” на дисплее телефона отображается служебная информация — к примеру, “Звонок тарифицируется согласно опции “Офисный безлимит"” или “Вы находитесь в офисной зоне”. Кроме того, чтобы подтвердить факт нахождения на территории действия опции, абонент может либо позвонить по номеру 0881 (в случае с “ВымпелКомом”) или отправить бесплатное SMS-сообщение с текстом STAT или цифрой 2 на номер 133 или с помощью USSD-команды *133*2 (для МТС) и т. д.
Во-вторых, в случае изменения местоположения офиса клиент может поменять зону действия услуги своей “офисной зоны”. Правда, подключение какого-то определенного адреса может быть не таким уж и быстрым. У “МегаФона” все решается с помощью USSD-команды, у “ВымпелКома” управление осуществляется через специальный веб-интерфейс. А вот для абонентов МТС подключение и отключение услуги “Территория бизнеса”, а также смена зоны действия льготной тарификации производится... по письменному заявлению абонента.
Ну и, в-третьих, ответственный сотрудник корпоративного клиента сам может выбрать определенные номера телефонов из своего контракта, для которых будет действовать льготная тарификация. Все-таки за каждый такой номер приходится платить отдельную абонентскую плату.
По сути, в подобных услугах приобретается пакет трафика, который может расходоваться при нахождении в строго определенной географической точке на карте. При нахождении терминала в любой другой точке, кроме обозначенной, в действие вступают стандартные тарифы на услуги связи, которые обычно свои для каждого корпоративного клиента. Кроме того, подобные “офисные зоны” снижают стоимость только местного телефонного трафика — они не предусматривают изменения тарификации междугородных и международных вызовов, исходящих вызовов при нахождении абонента во внутрисетевом, национальном и международном роуминге, а также услуг передачи данных, SMS и прочих услуг связи (к примеру, отправка запросов на премиальные номера).
Кроме того, надо помнить, что если сотрудник компании, чей номер зарегистрирован в другом филиале оператора сотовой связи, приедет, к примеру, в столицу и окажется в зоне действия “офисной зоны” своего работодателя, то это для него все равно будет неактуально. Дело в том, что для него будут действовать стандартные роуминговые цены согласно тарифу клиента. Организовать точки “недорогой связи” для своих региональных сотрудников пока, к сожалению, не представляется возможным.
Стоимость владения
Все затраты на организацию связи с помощью “офисных зон”, таким образом, разделяются на три части. Основная — это совсем не стоимость подключения, а абонентская плата. Она зависит от филиала оператора связи, а также от того, какие возможности предоставляются абоненту — толи только бесплатные вызовы абонентам одного и того же корпоративного клиента, толи бесплатные исходящие вызовы на городские номера Москвы и Московской области в рамках лимита (или любой другой ГТС — в зависимости от филиала). Третий вариант — когда в лимит трафика включаются не только фиксированные номера, но и мобильные: это, правда, самый дорогой вариант тарификации.
К примеру, у “ВымпелКома” нижний размер для варианта “локального безлимита” для городских и мобильных телефонов зафиксирован на уровне 300 руб. в Самарском филиале и даже 295 руб. в Нальчикском и Черкесском, а самый высокий — порядка 950 руб. можно найти в Барнаульском или Горно-Алтайском филиалах. Для сравнения, в столичном филиале абонентская плата — от 690 руб. в месяц (если адресов льготной тарификации 1—3), в Санкт-Петербурге от 495 руб. Аналогичный пакет услуг “Офисная зона Городская” от столичной сети “МегаФон” стоит 350 руб. за каждые четыре недели пользования услугой, а “Офисная зона Местная” (кроме ГТС добавляются и мобильные телефоны) будет стоить 1,5 тыс. руб. Абонентская плата за услугу “Территория бизнеса” от МТС тоже различается в зависимости от региона — начинается от 290 рублей, а в Московском регионе ее величина уже 1,2 тыс. руб.
Существуют дифференцированные значения и по ограничению времени вызовов — лозунг “безлимитная связь” в таких услугах обычно заканчивается звездочкой, за которой пользователю и рассказывается о лимитах. Разумеется, делается это для противодействия возможному фроду, но по сути безлимита в офисных зонах нет. Среднее значение для московской лицензионной зоны у всех операторов — порядка 3 тыс. минут, причем при подключении услуги бесплатные минуты предоставляются пропорционально количеству дней, оставшихся до конца месяца. Но в зависимости от филиала эти показатели могут быть различны. Нам досталась весьма интересная табличка с лимитами от компании “ВымпелКом”, по которой можно проследить общие закономерности. К примеру, максимальный размер лимита — 3,5 тыс. мин. на номер в месяц в Приволжском федеральном округе или 4 тыс. мин. в Северо-Западном (сюда, кстати, входят как все местные вызовы на телефонные сети общего пользования, так и мобильные), а также звонки на все мобильные номера всего региона. Минимальный — около 1 тыс. мин в Сибирском федеральном округе. У остальных операторов подход примерно аналогичный.
Стоимость же подключения офисной зоны может составлять 30—35 руб., аналогичная плата (в МТС, правда, 100 руб.) — за каждое переключение зоны. Причем таких зон у одного клиента может быть несколько. К примеру, в “Офисном безлимите” клиент может назначить до 15 адресов действия опции: максимальный показатель на рынке.
Специфика использования
Появление “офисных зон” в арсенале предложений операторов связи вполне объяснимо — в отсутствие нормально работающих проектов фемтосот такие сервисы — практически единственный вариант предоставления корпоративным клиентам возможности сэкономить на локальной связи, находясь в зоне обслуживания “домашнего” оператора связи. Кроме того, развитию “офисных зон” поспособствовал финансовый кризис, когда большинство компаний захотело достаточно оперативно сэкономить на услугах связи. Причем даже поглощения операторов связи, предоставляющих услуги фиксированной телефонии (“ВымпелКом” и “ГолденТелеком”, МТС и “Комстар-ОТС”, “МегаФон” и “Синтерра”), не приведут к сворачиванию таких предложений — скорее, они будут расширены за счет пакетных предложений или увеличения лимита минут. Кроме всего прочего, активизация в направлении МГ/МН-сетей уже сейчас дает возможность операторам “большой тройки” предлагать льготную тарификацию по звонкам в масштабах федеральных округов (как у “ВымпелКома”), а в будущем “офисные зоны” могут быть дополнены пакетами международных вызовов.
В любом случае лозунг таких тарифных опций — “офисный стационарный телефон уйдет на задний план вместе с проводами” — обычно соответствует реальности: “офисные зоны” интересны тем компаниям, где фиксированная связь в офис не проведена, которые часто меняют адрес офиса или если сотруднику необходима мобильность в пределах офиса.
Отметим, что подобные предложения удобно использовать в комплекте со стационарно-мобильными устройствами, которые как раз предназначены для использования в фиксированном режиме.