Как и следовало полагать (это подтверждается практикой, в том числе данными исследований рынка), кризис способствовал повышению интереса заказчиков к средствам бизнес-аналитики. Аналитики говорят, что эта тенденция будет продолжаться и сейчас, в ожидании периода “тучных” годов.
Возможно, именно такое смещение приоритетов заказчиков повлияло на то, что очередная серия ИТ-конферений, проводимых AHConferences, открылась в сентябре мероприятием по BI. Хотя такая BI-встреча была уже седьмой в многолетней истории подобных событий, в нынешнем её варианте впервые были заявлены вопросы управления эффектностью бизнеса (Business Performance Management, BPM).
Нужно вспомнить, что направление BPM имеет уже почти десятилетнюю историю на ИТ-рынке и рассматривается как некий более высокоуровневый круг задач бизнес-анализа, связанных с созданием системы мониторинга за работой предприятия и управления им на основе аналитических рекомендаций. В отечественных ИТ-СМИ BPM-тематика рассматривалась три-четыре года назад, но преимущественно в сугубо теоретическом виде; вопрос, насколько все это будет востребовано на нашем рынке, оставался тогда открытым.
Обзор состояния дел в российской BPM-сфере на конференции сделал руководитель управления маркетинга компании Intersoft Lab Александр Кудинов. Он напомнил, что понятие BPM (термин не очень удачный, так как совпадает по названию с популярной темой Business Processes Management) в 2000 г. сформулировала аналитическая компания IDC. Имеются также альтернативные аббревиатуры — CPM, EPM и BPS, предложенные Gartner и Forrester. Первоначальная концепция ВРМ охватывала замкнутый цикл ключевых процессов управления любой компанией: разработка стратегии, оперативное планирование (прежде всего финансовое на основе бюджетов), мониторинг, анализ выполнения планов и их корректировка (или регулирование) как реакция на изменения внешних факторов и внутренней среды организации.
Эксперты объясняют ее появление постепенным переходом от автоматизации оперативных бизнес-процессов (ведения бухучета и фронт-офисных операций) к автоматизации стратегии управления бизнесом. С одной стороны, такие системы поддерживают процессы стратегического и оперативного планирования, с другой — обеспечивают ответственных сотрудников отчетами о выполнении планов, чтобы повысить эффективность управления оперативной деятельностью. Таким образом, ВРМ обеспечивает прямую и обратную связь процессов управления на стратегическом уровне. Общая схема реализации концепции ВРМ образца 2000го года включает два основных слоя:
- в основе лежит хранилище данных (ХД), в котором консолидируется информация из операционных систем организации, в том числе из ее удаленных подразделений;
- собранная в ХД информация обрабатывается BPM-приложениями для планирования и бюджетирования. Получать отчеты на всех этапах управления помогают инструменты бизнес-анализа.
Видно, что в архитектуре ВРМ задействованы как минимум два BI-компонента — ХД и средства анализа и построения отчетности.
Вполне естественно, что почти все ведущие BI-поставщики развивали свои BI-системы в сторону BPМ (нужно отметить, что Microsoft после почти трех лет движения в этом направлении отказалась от таких планов). Отличие ВРМ от BI заключается в том, что в BPM данные прикладных решений объединяют готовую методологию управления и преднастроенные BI-инструменты и предназначены для поддержки технологий управления и подготовки отчетности.
Еще несколько лет назад аналитики из IDC объединили BPI и BI в общую группу ПО Вusiness Analytics Software.
Сегодня архитектура ВРМ-систем осталась в целом такой же, как десять лет назад, а состав прикладных задач расширился. В качестве ключевых блоков ВРМ-приложений нужно выделить стратегическое управление, планирование и бюджетирование, управление прибыльностью, управленческую и обязательную отчетность, финансовую консолидацию. При этом аналитики подчеркивают, что все приложения должны быть согласованы, причем желательно на основе единой финансовой модели, чтобы формировать прогнозные, плановые и фактические значения интегрированного баланса, отчет о прибылях и убытках и движении денежных средств организации.
По данным Intersoft Lab, сегодня в России выполнено порядка восьмисот проектов внедрения ВРМ-систем различных поставщиков. Недавние исследования показывают, что самый большой опыт накоплен в таких областях, как автоматизация подготовки управленческой отчетности, планирование и бюджетирование (рис. 1).
По всему миру ВРМ-решения создает почти сотня специализированных компаний. Данные Cnews Analytics показывают, что по итогам 2009 г. в России на долю иностранных вендоров приходилось 70% рынка (SAP — 26%, IBM Cognos — 23%, Oracle, включая Hyperion — 17%, SAS — 4%). Российскую часть рынка почти исключительно представляет Intersoft Lab — 27%, R-Style Softlab принадлежит 3%*. Отчетливо просматривается быстрый рост стоимости решений. Если десять лет назад “цена вопроса” составляла около 100 тыс. долл., то сегодня в зависимости от объема внедряемого функционала она колеблется в пределах от 1 до 7 млн. . При этом от 30 до 50% стоимости — это лицензии на ПО, остальное — услуги по внедрению.
Александр Кудинов сформулировал несколько советов по выбору поставщика ВРМ-системы.
- Систему нужно выбирать “на вырост”. Желательно, чтобы заказчик сразу определился, что он хочет — комплексную ВРМ-систему или приложение, которое должно решить конкретную управленческую задачу. В последнем случае подойдут не только ВРМ-системы, но и продукты-заменители, у которых отсутствует интегрированная модель данных, а значит, расширить функциональность такой системы нельзя. При выборе “на вырост” требуется методическая модель и полный набор ВРМ-функциональности.
- Промышленным BРМ-системам имеются более дешевые альтернативы. Например, можно использовать заказную разработку, сэкономив таким образом на лицензиях, но в результате клиент получит решение без методической модели, что создаст большие проблемы, если систему нужно будет развивать. В случае отказа от хранилищ данных (т. е. их сбора непосредственно из учетных систем) может резко снизиться как время получения информации, так и качество самих данных.
- Качество данных — “ахиллесова пята” ВРМ-проектов, на решение этой задачи уходит до 70% трудозатрат по проекту. Известный способ удешевления — приемо-сдаточные испытания на “тестовых данных”. Заказчик быстро понимает, что купленная функциональность работает, но не в реальных условиях его компании.
- Не нужно полагаться на авторитет вендора, следует проверить дополнительно, есть ли в его решении единая модель, заявленная функциональность и главное — имеется ли опыт выполнения аналогичных проектов.
Вице-президент и начальник управления финансовой и аналитической отчетности ВТБ 24 Сергей Анохин рассказал о практических аспектах перехода от традиционного анализа данных к управлению реализацией стратегии на основе BPM-методов. В качестве основных задач BPМ он выделил формирование контура стратегического и оперативного планирования и оценки достижения целевых показателей (количественных, процессных и качественных), а также оптимизацию процессов управления деятельностью и принятия решений на всех уровнях управления банка.
Для повышения эффективности бизнеса проводится анализ бизнес-процессов с учетом их стоимости (функционально-стоимостной анализ, ФСА). В результате такого исследования можно получить детальное представление о цепочках процессов продажи и обслуживания продуктов и их стоимости, имея в виду задачу оценки эффективности мероприятий по оптимизации работы компании. Кроме того, процессное представление деятельности со стоимостными оценками позволяет рассчитывать затраты на клиентов в зависимости от продуктовых корзин, способов, каналов и интенсивности взаимодействия с банком.
В качестве основных векторов развития BPМ-системы своего банка г-н Анохин назвал такие направления:
- запуск системы показателей стратегии, их мониторинга и иллюстрации взаимосвязи;
- выделение “владельцев” показателей стратегии, их декомпозиция, в результате которой получаются наборы ключевых показателей руководителей блоков;
- дальнейшая декомпозиция на более низких уровнях (управления, отделы, точки продаж) и иллюстрация связи с верхнеуровневыми стратегическими показателями;
- обеспечение связи с системой оперативной отчетности (KPI/Dashboard);
- регулярное использование оперативной отчетности для прогноза исполнения бизнес-плана и стратегии;
- организация интегрированного и регулярного мониторинга информации об эффективности процессов и её представления получателям;
- более полное внедрение данной информации в процессы принятия решений.
Советник директора Центра информационных технологий ЦБ РФ Валерий Артемьев подробно осветил опыт создания информационно-аналитической системы (АИС) в Центробанке на базе программных технологий и решений IBM. Реализация такого проекта на его нынешнем этапе состоит в решении таких задач, как тематическая привязка прикладных систем, интеграция корпоративных данных на основе хранилища, модернизация и расширение централизованного ведения и распространения нормативно-справочной информации, переход к многоуровневой архитектуре “клиент — сервер” с тонким клиентом и порталом, централизация сбора по одноступенчатой схеме с использованием унифицированных форматов на основе XML, типизация средств бизнес-аналитики, применение схем управления метаданными, внедрение методов и средств управления бизнес-процессами, интеграция приложений с прицелом на SOA, консолидация и виртуализация вычислительных и информационных ресурсов.
Напомнив о том, что для создания комплексной аналитической системы нужно много различных инструментов (рис. 2), представитель ЦБ привел перечень проблем, обнаруженных при внедрении ключевых компонентов АИС.
Бизнес-аналитика:
- вопросы интеграции (качества) данных и несогласованности витрин, для их решения нужно создавать хранилище данных;
- программисты отвергают инструменты бизнес-аналитики;
- ориентация пользователей на регламентированные отчеты;
- особенности банковской отчетности (агрегаты в источниках, несбалансированные иерархии, неполные расшифровки, разрядность чисел);
- нужны типизация BI-средств и обмен BI-метаданными;
- множество режимов работы — нужно типизировать и настроить (персонализировать) интерфейсы пользователей;
- необходима типизация структур витрин данных для упрощения разработки и сопровождения приложений;
- для внедрения новых технологий требуется обучение пользователей и ИТ-специалистов.
- проблемы производительности для удаленных пользователей;
- для обеспечения масштабируемости нужен серьезный тюнинг многозвенных приложений и инфраструктуры.
Корпоративное хранилище данных (КХД):
- создание КХД — задача не столько технологическая, сколько организационно-методическая;
- недостаточное участие специалистов функциональных подразделений;
- нужна методология создания, непрерывного развития и сопровождения КХД;
- необходима организационная структура для корпоративного управления данными (Data Governance);
- нарушение принципа интеграции и неизменяемости;
- громоздкая архитектура КХД;
- требуется политика формирования витрин;
- необходимость выбора оптимальных методов сбора и интеграции данных;
- много новых средств при недостатке компетенции специалистов.
Управление метаданными:
- слабое вовлечение бизнес-подразделений, трудности при адаптации моделей IBM BDW (Banking Data Warehouse);
- не завершены методика создания каталога показателей банковской статистики и его интеграция с подсистемой управления метаданными;
- не адаптирована методология разработки КХД, не сформирована служба его сопровождения;
- нет опыта работы с CASE-средствами, с концептуальной моделью и моделями аналитических требований;
- по соображениям информационной безопасности затруднен анализ качества реальных данных (профилирование);
- метаданные КХД сейчас слабо связаны с метаданными форматов сбора и метаданными бизнес-аналитики;
- нет возможностей для генерации ROLAP-витрин и BI-метаданных в новой BDW, не все модели импортируются в общий репозитарий;
- не организован обмен метаданными бизнес-аналитики;
- затруднена поддержка версионности метаданных.
Эксперт по BI- и CPM- системам компании КРОК Юрий Кудрявцев проанализировал опыт внедрения средств бизнес-аналитики в компаниях сектора FMCG (Fast Moving Comsumer Goods, товары широкого потребления). Он отметил, что сейчас большинство BI-проектов заканчивается созданием системы отчетов, а для многих заказчиков в настоящее время этого уже недостаточно. Необходимо переходить к применению BI-приложений, которые позволят проводить более глубокий и гибкий анализ. При наращивании функционала BI пользователи должны понимать, как и для чего они применяют аналитические отчеты в своей работе. Внедренцам нужно обращать внимание не только на простоту построения типичных запросов, но и на скорость работы системы.
И наконец, проблема визуализации данных. Вспомнив известное определение “иллюстрация — это искусство прояснения и объяснения”, г-н Кудрявцев отметил (и показал на примерах), что большая часть современных графиков (в том числе трехмерных) в отчетах не отвечают этой формулировке.
Генеральный директор компании Contour Components Владимир Некрасов остановился на вопросах создания и использования публичных BI-сервисов. Он сформулировал три основных аспекта реализации “статистики для масс”:
- куб — данные публикуются в виде многомерного “куба”, на который можно смотреть под разными углами;
- интерактивность — пользователь задает множество вопросов за один сеанс работы с данными, система отвечает;
- богатая визуализация — таблицы, графики, карты, приборы превращают множество цифр в ясные образы, фокусируя внимание на главном.
Если в традиционных отчетах таблицы, графики, карты выводятся отдельно и их можно только смотреть как фотографии, то новые технологии позволяют все эти визуальные компоненты объединить, сделать их интерактивными, “живыми”. Пользователь может сам фильтровать данные, сворачивать представление информации и углубляться в него, менять масштаб карты и фильтровать в ней данные, включать и выключать слои (рис. 3).
В таком современном понимании задачи OLAP из калькулятора или генератора отчетов превращаются в категоризатор, который выстраивает данные в иерархии, позволяет мгновенно менять вид иерархий и искать данные по всем возможным маршрутам.
Были приведены примеры использования BI-подходов на практике:
- каталог квартир, офисов — весь сайт в одном кубе, пользователь сам строит себе каталог, ищет по измерениям и картинкам;
- интернет-магазин — все товары в одном кубе, весь сайт — один отчет. Пользователь группирует товары по своему вкусу — по производителю, по цвету, форме, весу, цене. Тут же видит и картинки;
- видео- и музыкальный хостинг — пользователь строит дерево для поиска по жанрам, авторам, годам, странам и видит предварительный вид в кубе;·
- библиотека художественной литературы, каталог документов — всё в одном кубе. Пользователь группирует их по жанрам, авторам, странам.
*Два года назад на этот рынок со своими продуктами вышла также фирма “1С”.