Практически в любой стране Европы радует повсеместно “разлитый” Wi-Fi. Это может быть бесплатный доступ в McDonalds, Starbucks или отеле с любым приличным количеством звезд, в аэропорту (часто логин — internet, а пароль — free), туристическом информационном центре или телефонной будке (как в историческом центре Риги). Главное, что при наличии смартфона или нетбука можно выйти в Сеть даже без UMTS-модема. Очень приличный вариант, который порадовал меня недавно в Швеции — бесплатный Wi-Fi в шаттле “аэропорт-отель”, а также во всех без исключения туристических автобусах: от миниатюрных на 10—15 человек до громадных, куда вмещается до 50 туристов. Получается, что в стране с развитыми телекоммуникациями это стандартный сервис для путешественников в транспорте — наряду с телевизором, ремнями безопасности и работающим кондиционером.
В большинстве случаев решение для мобильных объектов достаточно простое — 1—2 модема с роутерами, которые подключены к оператору мобильного ШПД, и режим работы free для пассажиров. Встретить это можно, кстати, и в поездах. Очень удобно поставить нетбук на столик и почитать почту, двигаясь к месту своего назначения.
В России, даже в мегаполисах, с Wi-Fi напряженка. Нет, он конечно, есть, но обычно, за исключением Москвы, почти всегда в платном режиме и преимущественно в стационарном состоянии, а также в редких “Сапсанах”. Еще пару лет назад ответственные чиновники управления транспорта и связи администрации города Сочи обещали, что скоро на этом курорте не останется ни одной остановки без табло, где было бы показано время приходи нужно вам номера автобуса, располагалась бы интерактивная информационная картой транспортной системы города, а также был бы устойчивый доступ в Сеть по Wi-Fi (в качестве транспортной сети предполагалось использовать фиксированный ШПД или WiMAX). Но в преддверии Олимпиады 2014 г. ничего такого пока не случилось даже в тестовой эксплуатации.
Быстро работают чиновники в Сан-Франциско — сейчас там несколько десятков таких проектов, а к 2013 г. в этом городе должно быть 1,1 тыс. остановочных пунктов, оснащенных Wi-Fi. Причем основная их часть будет еще и экологически чистыми: электроэнергию будут обеспечивать солнечные батареи. Крыша построек сделана из специально разработанного поликарбоната, на 40% состоящего из материалов вторичной переработки, и снабжена фотоэлектрическими пластинами. Пластины эти собирают энергию Солнца, обеспечивают работу точки интернет-доступа, энергетически экономичной подсветки и информационного табло, а также способны передавать излишки энергии (если таковые образовываются) городской электросети. Да и сам каркас остановки представлен сплавом, который на три четверти состоит опять же из вторично использованного сырья.
Единственный отечественный проект современного остановочного пункта с подключенным Wi-Fi пока можно найти в Красноярске — пилотный проект запустили силами компании “ВымпелКом”. Оснащение остановки, помимо дизайн-проекта и изготовления конструкции (это сделали в фирменном стиле компании), а также получения разрешений, “влетело” оператору в значительную сумму — оборудование, в принципе, можно было выбрать и более дешевое. К примеру, в качестве роутера использован маршрутизатор Cisco 871-K9 (около 26 тыс. руб.), точка доступа — D-link DWL-2700AP (еще такая же сумма). Кроме того, в комплект входит модуль защиты APC PNET1GB для компьютерных сетей 10/100/1000 ProtectNet. Дополнительный железный ящик для сохранности оборудования не применялся — только защитный кожух, который установлен на опоре освещения на высоте 6 м. Формально решение выдерживает температурный режим от -40 до +60, — разработчики специально ориентировались на наши морозы. Уверенный прием сигнала Wi-Fi должен быть в радиусе 100 м от остановки. Электропитание оборудования осуществляется по технологии Power over Ethernet от ближайшего бизнес-центра, где расположен центр обслуживания и продаж компании “ВымпелКом” (порядка 80 м). Кабель, по которому осуществляется передача данных и электропитание — фольгированная экранированная витая пара (S/FTP — Screened Foiled twisted pair).
В принципе, такие проекты вполне можно было бы развивать в мегаполисах, где количество смартфонов у пассажиров достаточно велико, а транспорт ходит совсем не регулярно. В качество логина/пароля можно использовать номер проездного билета — 15—20 минут доступа в Сеть за каждый билет на одну поездку. Во всяком случае, это более окупаемая бизнес-модель, чем городская Wi-Fi сеть: можно предлагать пользователям просматривать рекламу для получения доступа в Сеть. Причем Wi-Fi мог бы быть приятным дополнением к электронному табло, на котором бы демонстрировалось время подхода нужного транспорта (все равно для него надо организовывать доступ в Сеть). Информация для таких табло может передаваться от уже внедренных проектов — значительная часть парка общественного транспорта в крупных городах уже оснащена системами учета передвижений с помощью Глонасс/GPS-трекеров. Не помешал бы и доступ в Сеть хотя бы в маршрутках, которые едут в аэропорт, ведь в аэроэкспрессахон уже есть.