Столичное метро приступило к апгрейду своей информационной системы экстренной связи и информации. “Начинка” всем знакомых терминалов экстренного вызова (ТЭВ), которые в виде красно-синих колонн установлены на каждой станции метро в рамках комплексной автоматизированной системы информационной поддержки и обеспечения антитеррористической защищенности метрополитена, будет заменена на более совершенную. Часть инфоколонн, как в Санкт-Петербурге, где инфоколонны нового образца размещены на всех пересадочных узлах, оснастят сенсорными дисплеями, с помощью которых можно будет получить справочную информацию без разговора с диспетчером.
Главной функцией ТЭВ является передача тревожных сообщений оператору ситуационного центра метрополитена при возникновении чрезвычайных или любых других внештатных ситуаций (падение человека на путь, задымление, пожар, драка и т. д.) на станциях метрополитена для оперативного реагирования. При вызове с кнопки экстренного вызова “SOS”, расположенной в левой части терминала и выполненной в виде красной подсвеченной клавиши, осуществляется соединение с оператором ситуационного центра метрополитена, который был создан еще в 2005 г.
В настоящий момент в столичном метро установлено 445 инфоколонн (хорошее дополнение к системе из 4,8 тыс. камер метрополитена), причем 10% из этого числа — уже нового образца. По сути, каждая “информационная колонна” представляет из себя видеотерминал с возможностью голосового общения. В компьютерах, которые являются управляющим центром этой систем и базируются на ОС Linux (по характеристикам это неттоп с процессором Intel Atom, правда, с жестким диском емкостью 1 Тб), установлено ПО для VOIP от компании Cisco. Кстати, сам компьютер похож на автомобильный — пылезащищенный корпус без вентиляторов, возможность крепления к любой ровной поверхности.
При инициировании вызова со станции оператор в ситуационном центре метрополитена сразу получает информацию о том, где расположена та или иная колонна на плане конкретной станции метро. Либо проблема решается своими силами, либо вызов переадресуется в ситуационный центр УВД на метрополитене, УФСБ по Москве и области, пожарную охрану или Центроспас МЧС. Вся информация по видеозвонкам логируется, а видеозапись вызовов по категории SOS дополнительно сохраняется как на локальном жестком диске, так и забирается в централизованную систему хранения метрополитена. По статистике столичного метрополитена за 2009 г. с помощью инфоколонн поступило 345 тыс. информационных и 15 тыс. тревожных вызовов. Лидировали запросы по вызову сотрудников УВД и медиков скорой помощи.
В состав решения, кроме того, может входить несколько видеопанелей для демонстрации оперативной информации или социальной рекламы, цифровая видеокамера (без функции zoom), направленный микрофон с шумоподавителем и динамик. Кроме того, к центральному блоку компьютера по специальным интерфейсам подключены две кнопки инициирования вызова. Кстати, в колонне есть место для установки Wi-Fi-роутера и точки доступа, которые по USB-портам можно было бы подключить к системному блоку. Антенны для улучшения качества связи можно закрепить на внешней стороне колонны — для вывода кабеля там предусмотрены специальные технологические отверстия и крепеж. Таким образом, кроме 3G в столичном метро вполне может появится и Wi-Fi, как на остановкахназемного общественного транспорта.
Каждая колонна (вне зависимости от технологического “поколения”) подключена к опорной сети метрополитена с помощью ВОЛС, никаких радиотехнологий. Типичная скорость, реально выбираемая при установлении сеанса видеосвязи или загрузке видеоконтента в систему хранения метрополитена составляет 3—4 Мбит/с. Кроме того, к колоннам нового поколения (за счет подключения специальной формы широковещания, при которой копии пакетов направляются определенном подмножеству адресатов), может одновременно подключаться несколько спецпотребителей. Кроме ситуационного центра это, в основном, все силовые структуры. Все что “видит” камера колонны автоматически записывается в память компьютера — диска хватает на круглосуточную запись в течение 10 дней.