Нельзя сказать, что американская по своим корням компания CA Technologies торопилась на российский рынок. Так, ее первая продажа была сделана в нашей стране в 1986 г., уже на десятом году жизни самой CA (тогда называвшейся Computer Associates). Однако и новичком эту компанию в России тоже не назовешь — ее официальное представительство в Москве было открыто в 1993 г.
Как говорит новый глава представительства Сергей Никифоров, сменивший в июне текущего года на этом посту Васила Борзакова, интерес у CA к России был всегда, хотя процесс проникновения на здешний рынок простым не назовешь. И тем не менее если зайти в среднестатистический российский ВЦ — коммерческой или государственной структуры, то наверняка мы встретим там продукты CA. С их помощью здесь управляют сетями, обеспечивают защиту информации, строят службу технической поддержки.
Компания до недавнего времени позиционировала себя в качестве поставщика интеграционных решений ИТ-задач. По мнению Сергея Никифорова, изначально стратегия CA в России заключалась в продвижении в страну продуктов, а не бренда. Именно этим он объясняет невысокую узнаваемость CA в среде российских ИТ-специалистов.
За последние два года, как отметил г-н Никифоров, компания пересмотрела этот подход, что связано с произошедшими в ней самой изменениями. “Мы переходим от способа функционирования, который на Западе называют режимом дойной коровы (cash cow), когда из квартала в квартал от сотрудников требовалось увеличение доходов, к режиму роста. А это связано с инновациями, взвешенным формированием продуктовой линейки, выбором путей ее продвижения и реализации, с созданием механизмов предоставления ИТ-решений”, — сказал он.
По мнению руководства CA, в этой ситуации естественным выбором места активизации компании становятся растущие рынки с развивающейся высокими темпами экономикой. Россия входит в число таких стран, и поэтому она выбрана CA как рынок корпоративного роста. Работа на этом рынке, заявил Сергей Никифоров, теперь будет поддерживаться отдельной организационной структурой с большими полномочиями. Компания обещает сформировать новый маркетинговый подход, пересмотреть взаимоотношения с игроками на российском ИТ-рынке. При этом приоритетными CA оставляет те направления, в которых чувствует себя особенно уверенно. Это — мэйнфреймы, мониторинг ИТ, виртуализация и автоматизация ИТ-сервисов. CA готова принести в нашу страну опыт, накопленный ею в этих направлениях на западных рынках.
Последние два года, подчеркнул г-н Никифоров, CA усиленно вкладывалась в развитие облачных решений. Компания за это время завершила ряд научных и опытно-конструкторских работ, а также приобрела несколько новых технологий через покупку других компаний. “Эта активность связана с нашим убеждением в том, что в ближайшее время бизнес будет вынужден перейти на платформу предоставления информационных технологий в виде услуг” — сказал Сергей Никифоров, упомянув, что этот процесс активно подпитывается такими компаниями, как Google, Yahoo, Amazon и др.
В результате такой трансформации бизнес будет предъявлять к ИТ-подразделениям компаний такие же требования, как и к внешним ИТ-провайдерам, что породит конкуренцию между этими поставщиками ИТ. CA полагает, что наступил момент, который корпоративные ИТ-отделы могут использовать, чтобы усилить свою значимость внутри компаний и свое влияние на развитие их бизнеса до стратегического уровня. Облачные технологии дают корпоративным ИТ-службам возможность выбирать между внутренними и внешними ИТ-ресурсами, исходя из поставленных бизнесом задач, а также руководствуясь соображениями безопасности, условиями капитализации, стоимостью, требованиями к динамичности и надежности предоставления услуг. Новые технологии CA позволяют ИТ-службам сделать этот выбор, построить надлежащую ИТ-среду и поддерживать ее функционирование.
Отвечая на вопрос о конкурентах CA в России, Сергей Никифоров сказал: “Наш конкурент — это в первую очередь устаревающий образ мышления, связанный с необходимостью капитализации ИТ исключительно внутри компании. Боремся мы с ним, выводя на рынок технологии, которые позволяют потреблять ИТ как услуги, подобно тому, как мы потребляем сегодня электричество — по факту его использования. Однако это не значит, что мы полностью отторгает старую модель. Возможность гибридизации старой и новой модели позволит российским компаниям с пользой для себя сочетать традиционные ИТ и облачную парадигму”.
По мнению CA, грядущие изменения в организации ИТ заставят системных интеграторов внимательно присмотреться к модели MSP (Managed Service Provider, провайдер управляемых сервисов), являющейся по сути развитием модели хостинга. В основе MSP лежит фактически та же технологическая составляющую, что и в хостинге. Однако продается в ее рамках уже не оборудованная под ИТ-ресурсы площадь, а ИТ-сервисы. Как считает Сергей Никифоров, в начале это может быть выделение вычислительных компьютерных мощностей, мощностей СУБД или СХД, обеспечение информационной безопасности.
В дальнейшем MSP начнут взаимодействовать с узкоспециализированными сервис-провайдерами, занимающимися бизнес-приложениями. Специалисты таких компаний хорошо понимают предметные области обслуживаемых ими бизнес-приложений, они в состоянии говорить на одном языке как с бизнесом, так и с системными интеграторами, их сервисы работают поверх поставляемой MSP платформы, выстраиваемой для таких сервисов. В итоге будет формироваться каталог сервисов, реализующих цельные бизнес-приложения.