Портальные технологии уже давно занимают прочное место на мировом рынке корпоративного ПО. Применяются эти средства и в России, но сейчас можно вполне определенно говорить о серьезном повышении интереса к ним по мере расширения работ в области государственных услуг населению. В этой ситуации полезно посмотреть на спектр предложений и перспективы развития продуктов от ведущих мировых вендоров, поскольку именно это ПО ориентировано на реализацию крупномасштабных проектов. Тем более что как раз недавно компания Gartner опубликовала свой очередной ежегодный “магический квадрант” для горизонтальных порталов.
Портал, согласно определению Gartner, — это программная Web-инфраструктура, обеспечивающая интеграцию релевантных информационных активов (например, источники информации, документы, базы знаний, приложения, и бизнес-процессы) и предоставляющая единую, персонализированную точку доступа к них людей через единый программно-пользовательский интерфейс с использованием механизмов управления правами доступа и широкими возможностями индивидуальной настройки. Являясь во многом самостоятельным сегментом со своим кругом решаемых задач, порталы одновременно являются одним из ключевых компонентов рынка управления корпоративных содержанием (ECM), обеспечивая функции коллективной работы и поддержки документо-ориентированных бизнес-процессов.
В технологическом плане ключевой тенденцией тут является все более широкое проникновение идей и средств Web 2.0 со стороны фронт-офиса, а также расширение применения архитектуры WOA (Web Oriented Аrchitecture) и смешанных (mashup) приложений в бэк-офисе. Со стороны пользовательского интерфейса очень важную роль сейчас играют инструменты создания насыщенных интернет-приложений (RIA), в том числе, с использованием технологий Ajax.
В течение последнего десятилетия шел активный процесс консолидации отрасли. Если в 2003-м в поле зрения Gartner было около 50 поставщиков, то сейчас число заметных игроков сократилось до одного десятка. Но при этом эксперты отмечают, что, несмотря на консолидацию сегмента и повышение спроса со стороны заказчиков, направление порталов не вышло (и вероятно не выйдет) на уровень массового, потребительского рынка: все же тут доминируют крупные проекты с большой долей дополнительной работы по проектированию, настройке и доработке ПО.
Фактически расстановка сил на рынке довольно четко определилась еще пару лет назад. Тем не менее, некоторые — причем весьма характерные — перемещения продолжаются (см. рисунок). Так, по сравнению с прошлогодним квадрантом видно, что Microsoft со своим SharePoint смогла, хотя всего “на полшага”, опередить многолетнего лидера данного рынка, корпорацию IBM. В группу ведущих поставщиков впервые вошла компания Liferay, и тут самым примечательным является то, что это первый поставщик продуктов Open Source в этой престижной команде. Примечательно, что сегмент “нишевых” игроков фактически просто исчез: тут осталась только одна специализированная компания. Sun Microsystems перешла под крыло Oracle, а Fujitsu фактически перестала продавать свои портальные продукты. Продажи ПО компании BroadVision упали ниже требований Gartner по доходам от поставок, но ее место заняла Backbase, сумевшая за последний год поднять свои обороты.
В группе ведущих игроков рынка хорошо видна пара лидеров — Microsoft и IBM, которые, несмотря на близость позиций в квадранте, демонстрируют весьма различающиеся стратегии действий.
IBM WebSphere Portal имеет очень большую историю и опыт применения на рынке и продолжает оставаться технологической основой для реализации самых сложных портальных сценариев, в том числе с комбинированием транзакционной информации и контента, причем как внутри, так и вовне предприятий (в том числе в межорганизационном взаимодействии). Примечательно то, что инициативы внедрения WebSphere идут от бизнес-заказчиков, но при этом они находят поддержку со стороны ИТ-подразделений. Позиции этого продукта в варианте реализации внешних сценариев работы, усиливаются, в том числе, по мере приобретения корпорацией IBM дополнительных интеграционных продуктов, таких как Coremetrics.
Microsoft SharePoint, как известно, появился на рынке десять лет назад именно как портальный продукт, но с тех пор круг решаемых им задач весьма существенно расширился. Но, хотя из его названия слово “portal” исчезло, это направление является важным для данного продукта. Принципиально то, что начав с вопросов поддержки групповой работы внутри предприятия, сейчас он вполне соответствует требованиям портала корпоративного уровня.
Правда, и сейчас основная практика применения SharePoint связана с реализацией сценариев B2E (бизнес — сотрудники), включая управление знаниями и специализированное (ad hoc) сотрудничество. В то же время достаточно большое число заказчиков применяют этот продукт в своих внешних отношениях с партнерами и потребителями.
Любопытно, что IBM, в свою очередь, пытается расширить присутствие в решениях класса B2E, предлагая для этого WebSphere Portal Express, а также целый набор новых технологий семейства Lotus. Хотя большинство новых внедрений WebSphere Portal связано с “внешними” проектами, но все же именно IBM является главным конкурентом Microsoft в сфере B2E.
В отчете отмечается повышение интереса рынка к применению порталов в облачной реализации, но все же реальный процесс внедрения таких моделей идет довольно медленно. Еще год назад эксперты Gartner пять основных облачных форм использования порталов: облачно-дружественные порталы (cloud-friendly portals), портальные облачные сервисы (a cloud-based portal as a service), публично-развертываемые облака (public-cloud deployable), частно-развертываемые облака для внутреннего применения (private-cloud internal use) и частно-развертываемые облака для внешних пользователей (private-cloud internal use).
В принципе, все продукты, включенные в магический квадрант Gartner, по сути своей изначально являются “облачно-дружественными”, вполне готовыми для применения в рамках облачной модели. Но на практике все поставщики в схемах продвижения в этом направления имеют свои особенности. Так Covisint первой из вендоров на корпоративном рынке изначально сделала ставку на облачные модели, акцентируя внимание на поддержку мультиарендной архитектуры и эластичности приложений. Microsoft единственная среди мегавендоров предлагает вариант портального облачного сервиса в виде SharePoint, а также в составе набора Business Productivity Online Suite (BPOS). IBM предоставляет доступ к своим WebSphere Portal Server и Lotus Web Content Management Standard Edition через Web-сервисы Amazon Elastic Compute Cloud (EC2), но нужно отметить, что данное ПО не поддерживает мультиарендность. Oracle WebCenter также доступно в среде Amazon EC2 и может использоваться в варианте “инфраструктура как сервис” (IaaS), но при этом тоже не имеет мультиарендной реализации.
В настоящее время, по мнению Gartner, наиболее актуальным для применения облачных моделей, являются вертикальные направления рынка. Так Covisint была основана в свое время, как торговый посредник в автомобильной промышленности, а сейчас она пытается занять подобную позицию в других секторах экономики — в производственной сфере, в здравоохранении, в финансовых институтах, а также в государственных структурах. А компания CampusEAI предлагает порталы и решения для управления Web-контентом в виде сервисов для системы высшего образования, в том числе для создания порталов университетских кампусов (включая учебные корпуса и студенческие городки), порталы для взаимодействия будущих студентом и тех, кто уже закончил вуз.
Gartner отмечает, что на портальном рынке могут появиться и новые игроки, идущие сюда со стороны как раз облачных приложений. В первую очередь речь идет о Google с ее набором Google Apps Premier Edition и средой разработки Gadget-фреймворк. Однако, надо сказать, что Google уже несколько лет постоянно упоминается как потенциальный участник этого рынка, но дальше этого пока дело не идет. Gartner объясняет такую ситуацию недостаточным уровнем обеспечения безопасности, персонализации и возможностей интеграции, подчеркивая при этом, что данные характеристики являются очень важными для корпоративных заказчиков.