Проект отечественной системы спутникового доступа в Интернет, разработанный московским НИИ радио (НИИР), был одобрен рабочей группой при президентской комиссии по модернизации и направлен в правительство и ряд других руководящих инстанций. По словам гендиректора НИИРа Валерия Бутенко, миссия этого проекта — устранение цифрового неравенства для всех граждан России по доступу к информации и государственным услугам в электронном виде.
Разрабатываться проект обеспечения высокоскоростного доступа к информационным сетям с помощью систем спутниковой связи, сокращенно именуемый РСС-ВСД, стал в 2009 г., а начало предоставления услуг намечено на 2013 г. По техническому заданию РСС-ВСД будет развертываться в Ка-диапазоне на частотах выше 18 ГГц. Для его реализации предусматривается запуск четырех космических аппаратов (КА) на геостационарную орбиту.
Первый вариант системного проекта РСС-ВСД рассматривался на совместном заседании рабочей группы “Космос и телекоммуникации” комиссии при Президенте России по модернизации и технологическому развитию страны и секции Научно-технического совета Минкомсвязи в августе нынешнего года , где получил целый ряд замечаний и предложений. После доработки документ обрел новые черты.
Если в стартовом варианте система спутниковой связи (ССС) строилась на трех КА, то в принятом системном проекте — уже на четырех. Количество лучей на спутниках увеличилось с 24 до 93, а общая пропускная способность ССС повысилась с 18 до 93 Гбит/с. Благодаря таким мерам покрытие территории Российской Федерации выросло с 20% до 97%, а число пользователей — с 1 млн. до 2,2 млн.
При этом возникла необходимость увеличить количество наземных базовых станций с трех до семи, а общая стоимость реализации проекта выросла в два раза с 17 до 33 млрд. руб. Правда, бюджетное финансирование составит всего 4,6 млрд. руб., остальные капиталовложения предполагается получить из внебюджетных источников.
Суть нового решения заключается в следующем: для ускорения начала представления услуг создание системы разделено на два этапа — пусковых комплекса (ПК). Первый ПК создается на базе ресурса строящихся сейчас ГПКС спутников “Экспресс АМ5 и АМ6”. Предоставление услуг связи с их помощью можно будет начать с 2013 г., на год раньше ранее обозначенного срока. Второй ПК создается на базе новых космических аппаратов, запускаемых в 2014 г. на геостационарную орбиту и носящих пока условное название “Западный” и “Восточный”, с бортовым ретрансляционным комплексом и с многолучевыми антеннами. На расчетную абонентскую базу РСС-ВСД выйдет, вероятно, только к 2019 г.
Пропускная способность системы, опирающейся на КА 2ПК, должна соответствовать перспективам роста скорости широкополосного доступа и обеспечивать ужесточение требований к гарантированному качеству обслуживания при переходе сетей России на NGN-архитектуру. Эти критерии характеризуют курс на реализацию приемлемого уровня конкурентоспособности системы и операторского бизнеса в целом, а также возможность повышения коммерческой привлекательности проекта для потенциальных инвесторов, считает Валерий Бутенко. Например, платформа КА “Западный” имеет запас ресурсов по массе и энергопотреблению и, следовательно, на нем будет возможно размещение дополнительного количества лучей (около 20 по 0,45°).
Для обеспечения наиболее рационального размещения зон покрытия лучей КА по территории России и с учетом возможностей международно-правовой защиты необходимого орбитально-частотного ресурса, были выбраны следующие позиции на ГСО: КА “Западный” 60 градусов восточной долготы (ВД), а КА “Восточный” 133 градуса ВД.
Наряду с высокоскоростным двусторонним доступом, данные позиции обеспечивают возможность приема на одну абонентскую земную станцию (АЗС) федеральных программ непосредственного спутникового вещания с запускаемого в производство КА “Экспресс — АТ1” (56 градусов ВД) и “Экспресс — АМ5” (140 градусов ВД). Такое комплексное использование АЗС будет служить дополнительным стимулом для продвижения услуг системы в целом.
Комплект абонентского оборудования РСС-ВСД по технико-экономическому заданию должен стоить 8000 руб. В рамках проекта предполагается создать условия для обслуживания двух групп пользователей — 1,2 млн. физических лиц и 1 млн. корпоративных пользователей. Для физических лиц, обслуживаемым по социальным тарифам, в ходе 1ПК предполагается обеспечить скорость доступа 512 кбит/с, а в ходе 2ПК — до 2 Мбит/с. Для корпоративных клиентов, обслуживаемым по коммерческим тарифам, скорость доступа составит до 15 Мбит/с. По социальным тарифам абонентская плата будет составлять 300 руб. в месяц. В нее включен трафик 2 Гб. Каждый последующий Гб будет стоить 50 руб.
Успех реализации данного проекта в значительной степени зависит от четкой логистики, связанной со своевременным созданием всех компонентов ССС: космического сегмента, наземной инфраструктуры (центра управления связью, земных базовых станций, системного ПО), организации производства абонентской техники, сети продаж и обслуживания. И если запуск КА первого пускового комплекса пройдет в 2012 году, то уже сейчас на повестку дня выходит вопрос о том, будут ли к этому времени созданы серийные образцы дешевого российского абонентского оборудования в коробочном исполнении, а также обеспечена сервисная поддержка пользователей в регионах. Все это вместе и позволит обеспечить устойчивый рост абонентской базы.
При этом надо принимать во внимание, что нормальную управляемость и эксплуатацию, а также информационную безопасность можно обеспечить, только имея доступ к алгоритмам ПО ЦУС, базовых станций и абонентских терминалов. “Обращаю ваше внимание, что в настоящее время все сети VSAT на территории России построены на оборудовании зарубежного производства: это связано с отсутствием у нас промышленной технологии VSAT, — сказал Валерий Бутенко. —Поэтому при создании нашей системы, безусловно, придется привлекать зарубежных партнеров, готовых обеспечить доступ к алгоритмам программного обеспечения”.
Для решения задачи российского производства терминальных устройств было принято решения о создании на базе НИИР организации, ответственной за подбор зарубежных технологических партнеров и российских заводов-изготовителей. Это будет центр компетенции по разработке и производству наземного оборудования систем спутниковой связи.
Реализации проекта РСС-ВСД на удаленных территориях будет способствовать наличие там местных квалифицированных кадров, поскольку в ходе ранее проведенных государственных программ, таких как “Образование” и “Универсальная услуга”, в регионах уже есть более 1500 обученных специалистов по монтажу и обслуживанию спутникового оборудования VSAT.
Еще один серьезный аспект становления ССС — вопрос создания оператора спутникового Интернета. Решение его поручено “Ростелекому”. Пока не ясно, сохранит ли “Ростелеком” за собой такую функцию или найдет для этого другую компанию. На оператора возлагается довольно трудная задача поиска инвесторов для проекта, который по первоначальным расчетам будет окупаться более восьми лет. Понятно, что такая перспектива вряд ли вдохновит коммерческих провайдеров услуг связи. Да и с точки зрения существующей инфраструктуры “Ростелеком” пока является единственным предприятием, способным обеспечить решение поставленной задачи.
Важным аспектом создания системы является социальная направленность проекта. Прежде всего, это — предоставление социальных тарифов и обеспечение льготных условий продажи терминалов для населения. Все терминалы, реализуемые пользователям 1ПК, а также 48% терминалов для 2ПК, предполагается продавать в рассрочку на срок не менее двух лет.
По данным НИИР, в рамках проекта ожидается появление более пяти тысяч новых рабочих мест в РФ, которые будут обеспечиваться на современных российских производствах оборудования связи. На всей территории страны также планируется организовать центры технической поддержки и сервисного обслуживания пользователей. По оценкам разработчиков проекта, в результате реализации РСС-ВСД создаются условия для ведения бизнеса 150 тыс. малых предприятий в регионах. Так что наряду с устранением цифрового неравенства такой проект поможет и развитию бизнеса в удаленных районах страны.