Слушая докладчиков на очередном VAS Forum в Санкт-Петербурге ловишь себя на мысли о том, что основной тренд развития индустрии дополнительных услуг связи даже не в том контенте, который будут потреблять пользователи. Самое главное — как они будут за это платить. По оптимистичному прогнозу руководителя i-Free Кирилла Петрова, объем рынка контент-VAS составит в 2010 г. 1,25 млрд. долл. (в 2009-м — 1 млрд.), но это “на всех”. И большую его часть, разумеется, заберут себе операторы связи — дело в том, что даже сторонние от них проекты, сервисы и игры оплачиваются с помощью премиальных SMS или подписки (которая активируется все теми же SMSками). А в этом случае минимум половина стоимости услуги уходит в адрес “транспорта”, который всего-то предоставляет, по сути, в аренду свой биллинг сторонним разработчикам и организаторам услуги.
И, знаете, стенания игроков рынка о том, что “это слишком много” или о том, что “надо как-то менять сложившуюся ситуацию”, будут продолжаться ровно до тех пор, пока они не осознают — им своими силами надо воспитывать, стимулировать и развивать желание самых обычных абонентов мобильной связи платить за мобильный контент с помощью пластиковых банковских карт. Через свои шлюзы приема платежей или сторонние процессинги — не суть важно. Дайте возможность абонентам однажды зарегистрировать пластиковую карту, чтобы платить с нее можно было быстро и удобно — вот и решение проблемы.
Главное в этом дешевизна организации платежа — вместо 30—50% за “доведение” денег от абонента до производителя услуги это будет стоить всего 4,5%, и то в пиковом случае использования стороннего защищенного процессинга типа Chronopay или Cyberplat. Все остальные финансовые средства можно делить между производителем услуги, а также теми, кто ее потребляет. Можно даже сделать загрузку такого контента бесплатным для абонента — исчезновение из пищевой цепочки “прожорливого” оператора связи даст на это деньги и только оздоровит рынок, позволив разработчикам снижать цены для стимулирования спроса. Операторы, правда, не прогадают — с помощью своих тарифных предложений они смогут существенно поднять ARPU за счет продвижения тарифов без ограничения трафика, но “прижимая” пиковую скорость передачи данных. И прав вице-президент Nokia и руководитель российского подразделения компании Виктор Сайс, который говорит, что для этого им надо только оптимизировать свои приложения, ибо доступность мобильного Интернета не только для смартфонов и нетбуков, но и навигаторов с обратной связью, бытовой техники типа фотоаппаратов с UMTS-модулями, критична для развития рынка мобильного контента. Недорогой и доступный по скорости канал в Сеть позволит использовать мобильный доступ массово. Но это пока реальность для Европы и США, но не для России.
Но вернемся к оплате приложений — в настоящий момент, по мнению аналитиков Infonetics Research, загрузка приложений для пользователей смартфонов увеличивается лавинообразно. Статистика за прошлый год вполне убеждает — для iPhone усредненный пользователь загружает 37 игр и виджетов в течение первого года после покупки устройства. На втором месте любители Android — здесь 22 приложения. Чуть меньше — пользователи BlackBerry, они ставят себе 10 мобильных приложений. При этом в ТОП-10 доступ к музыкальным и видеосервисам, прогноз погоды, а также клиенты для социальных сетей.
Причем все эти приложения приобретаются, в основном, из сторонних магазинов, которые не относятся к оператору связи, будь это Nokia Ovi или Apple AppStore. За них могут и не взимать никакую инсталляционную плату, поскольку они дают возможность пользователю... тратить деньги в еще больших количествах — подключая себе трансляцию видео или музыкального контента, а также платные услуги в социальных сетях. И везде у него есть потенциальная возможность оплачивать счета с помощью пластиковых карт — не только иностранные, уже и российские социальные сети предоставляют бонусы своим клиентам, которые платят им таким образом. Ведь когда абонент платит с помощью карты, контент-провайдеру и разработчику они достаются практически целиком — делиться в большом масштабе почти нет необходимости.