Отладив свои сервисы мобильной коммерции, МТС, “МегаФон” и “ВымпелКом” принялись за развитие технологии NFC: разумеется, перечисление денег за проезд в питерском или московском метро или в столичных аэроэкспрессах будет осуществляться со счета мобильного телефона. Провайдеры мобильной связи будут, конечно, получать комиссию за проведение транспортных платежей — дело в том, что они готовы активно поучаствовать в получении хотя бы небольшой части “пирога” NFC-платежей, который, несмотря на последствия финансового кризиса, к 2014 г. превысит 110 млрд. долл. (оценка Juniper Research).
Кроме того, значимая мотивация для реализации подобных проектов — повышение лояльности клиентов, которым не придется стоять в очереди в кассу для того, чтобы миновать турникеты. Вдобавок, операторы инвестируют деньги в воспитание клиентской базы — “платежи через мобильник удобны”, уговаривают они своих абонентов. Таким образом, NFC-платежи на транспорте — это только первый шаг.
В “подземку” с оплатой по мобильному
Практически одновременно, с разницей в час, “МегаФон” и МТС объявили 22 ноября о начале тестовой эксплуатации услуги по оплате проезда в метро с помощью мобильного телефона. Тестовая партия чипов для проекта “МегаФона” составляет 50 шт., для МТС — порядка 300. Время, которое потребуется на финальную отладку систем, — не больше месяца. Основная задача “раннего старта” — обкатать все возможные сложности, которые будут встречаться у пользователей: выявить потенциальные ошибки ПО, скорость зачисления платежей, точность начислений за осуществленные перевозки, чувствительность NFC-чипов и т. д. Причем в отличие от ранних проектов Visa и Nokia (2007 г. — тестовый запуск на станции “Трубная” столичного метрополитена), это действительно предтечи массовой эксплуатации.
В каждом случае это стало возможным благодаря партнерству с ГУП “Санкт-Петербургский Метрополитен” и ГУП “Московский Метрополитен” при деятельном содействии правительств указанных метрополий — в каждом из них профильные комитеты транспорта и связи какой уже год стараются выработать индивидуальный подход к развитию различных форм безналичной оплаты за проезд в общественном транспорте. Отметим, что на этих двух транспортных предприятиях уже несколько лет применяются бесконтактные смарт-карты для оплаты проезда, используются автоматы для продажи билетов (правда, фрагментарно и эти терминалы обладают далеко не самым дружественным интерфейсом) Кроме того, в столичном метрополитене есть возможность оплатить проезд с помощью банковских карт, но только оснащенных FRID-чипами (их эмитируют Банк Москвы, банк “Авангард”, Ситибанк, Альфа-банк, Росбанк и Мастер-банк).
Если зона действия подобных проектов будет расширена и на наземный пассажирский транспорт, то в двух крупных российских мегаполисах вполне возможна реализация полноценной безналичной оплаты проезда в любом виде транспорта, включая автобусы (как это осуществляет оператор О2 в чешском городе Плзень) для самых обычных пассажиров не только льготных категорий (там во многих регионах давно есть единая социальная карта с транспортным приложением). Будет хорошо, если операторы связи смогут сделать единые транспортные приложения для начала хотя бы для двух городов и предусмотреть возможность покупки билетов на поезд (как у Vodafone с испанским оператором железных дорог Renfe), самолет и оплату такси, расчеты за бензин. Но пока это только в будущем.
В тестовых внедрениях оба мобильных оператора используют различные форм-факторы NFC-чипов. В случае с “МегаФоном” это прямоугольная наклейка, которую можно разместить в кошельке или на батарейном отсеке смартфона — по мнению директора по новым технологиям и услугам Северо-Западного филиала компании Романа Рудакова, это наилучший вариант, который позволяет получить самый быстрый отклик от валидатора турникета. В случае с решением МТС NFC-чип подключается к SIM-карте мобильного телефона, а антенна для улучшения связи со сканером подключается с помощью гибкого шлейфа и размешается между аккумулятором и съемной задней крышкой телефона. Этот вариант наиболее адекватным считает Владимир Гаев, генеральный директор компании “Ситроникс смарт технологии”, которая поставляет эти решения для МТС (проект реализуется еще и при технической поддержке компании “Экспресс Кард”). Если не учитывать весьма субъективные показатели чувствительности NFC-чипа, то решение “МегаФона” в виде стикера представляется более функциональным — к примеру, его можно использовать на тех телефонах, которые не позволяют пользователю получить доступ к батарейному отсеку (скажем, iPhone).
В отличие от схемы с пластиковыми картами, средства, которые перечисляют абоненты за проезд в метро по мобильникам, — это невозвратный аванс. Деньги поступают сразу в метрополитен на “транзитный счет” NFC-чипа и списываются за каждый проход через турникеты “по факту касания”, то есть достаточно поместить стикер или телефон в круг валидатора (дальность чувствительности NFC-метки 5—10 см), чтобы турникет сработал “на вход”. Вернуть авансированные средства невозможно — можно только потратить. Причем никакого подтверждения о списании средств абонент в момент прохода через турникет не получает — не надо прикасаться к экрану или отправлять USSD-команду: это банально затруднило бы такую схему оплаты. Правда, опасаться того, что с чипа спишутся “лишние” поездки не стоит — NFC-чип настроен только на взаимодействие с оборудованием метрополитена, кроме того, для обеспечения безопасной передачи информации в SIM-карте (в случае проекта МТС) используется приложение, которое работает по сертифицированному протоколу SWP, одобренному Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). Вдобавок по факту прохода абонент получит информационную SMS (в случае с проектом “МегаФона”), где будет четко указано, на какой станции он вошел, через какой турникет и сколько у него осталось денег на его предоплатном счете.
В идеале к каждой SIM-карте можно будет привязать несколько NFC-билетов (в случае с проектом компании “МегаФон”) — деньги можно отправлять максимум на четыре билета. Возможно, когда компания все-таки выпустит на рынок приложение для управления услугой, там можно будет настроить автопополнение того или иного “билета” по исчерпании средств. Ну или, как минимум, получение оповещений о том, что деньги заканчиваются. Лимит пополнения у обоих операторов — 15 тыс. руб. в месяц.
Компании предлагают два разных варианта оснащения пользователей NFC-функциональностью. В варианте МТС на станциях метро (вероятно, далеко не на всех) начнут работать специальные точки, где абонентам МТС установят внутрь мобильного телефона NFC-антенну и помогут загрузить специальное приложение для покупки билетов в метро. В этих точках абоненты смогут бесплатно заменить SIM-карту МТС на новую со специальным приложением, позволяющим пользоваться сервисом оплаты услуг проезда, или приобрести новую SIM-карту. Заменить SIM-карту и установить антенну также можно будет в любом салоне МТС в Москве. По схеме “МегаФона” NFC-стикеры сначала будут реализовываться в офисах компании, но со временем их будут продавать даже в кассах метрополитена — не во всех, а там, где можно будет установить дополнительный валидатор для “привязки” ID NFC-чипа к номеру мобильного телефона. Занимает это несколько минут, и для этого надо банально расширить щель приемника документов и денег в кассах — даже небольшой смартфон туда никак не просунуть. Кстати, в случае утери NFC-чипа его, в отличие от обычного билета, можно будет восстановить — ведь он привязан к SIM-карте абонента сотовой связи.
Управление услугой реализовано в двух разных вариантах. У “МегаФона” ее использование рассчитано на самый широкий круг абонентов — тех, кто может управиться с SMS-командой перевода средств. Для пополнения счета надо отправить команду на сервисный короткий номер, указав 10-значный номер билета и сумму взноса, подтвердить свою операцию. МТС предполагает выпустить специальную программу для управления переводами — там все будет реализовано, как в МТС.Pay, — красивое клиент-серверное решение.
Очень вероятно, что “под шумок” обе компании выпустят на рынок новые тарифы, где SIM-карта будет сочетаться с NFC-модулем: тема быстрого прохода в метро без “зависания” в очередях может не только увеличить лояльность текущих клиентов, но и привлечь новых абонентов для операторов связи. Все-таки возможность заплатить за услуги скоростного транспорта, по сути вечного бизнеса, может увеличить подключения — это, разумеется, будут вторые-третьи SIM'ки, но они обеспечат хороший приток средств за счет пополнения транспортных приложений. А дальше, глядишь, новые абоненты и звонить с этой SIM-карты научатся.
Основная же задача метрополитенов в этих проектах — снизить очереди в кассу. Транспортные предприятия готовы платит комиссию любому агенту, который обеспечит удаленную покупку билетов в метро с разумным уровнем безопасности, по одной простой причине: содержать кассовые узлы дороже всего. Разумеется, в метро рано или поздно придут все операторы связи, и, быть может, увеличится количество банков (о планах внедрения системы оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона, привязанного к банковскому счету, в мае этого года объявил крупнейший банк России — Сбербанк), причем каждый со своим решением, вряд ли они будут унифицированными.
NFC для Аэроэкспресса
Поскольку “на долю” компании “ВымпелКом” тестовых проектов в метро российских мегаполисов пока не хватило, оператор решил “засветиться” в полезном деле продажи билетов по NFC на столичные Аэроэкспрессы, с помощью которых пассажиры могут добраться до аэропортов, минуя порядком поднадоевшие дорожные пробки. Пассажиропоток здесь не такой мощный, как в метро, но и средний чек выше — билет стоит от 300 руб. Правда, реализовали весь проект в компании “Технологии процессинга” из Санкт-Петербурга, “ВымпелКом” же просто предоставил свои SIM-карты и получает комиссию за каждую транзакцию по приобретению билета. Интересно, что, по мнению аналитиков Juniper Research, к 2014 г. каждый шестой мобильный пользователь будет иметь мобильный телефон если не с поддержкой технологии NFC, то с NFC-стикером, деньги на который будут отправляться со счета оператора сотовой связи. Правда, в основном это “грозит” северо-американскому и западно-европейскому регионам.
Но в этом случае, чтобы воспользоваться новым сервисом, участникам “пилотного проекта” потребуется мобильный телефон с NFC-функциональностью — в компании “Технологии процессинга” рекомендуют терминалы Nokia с поддержкой NFC на аппаратном уровне. “В тестовых целях в Россию завозились небольшие партии Nokia 6131 NFC и 6212, но коммерческих поставок ни одного из этих аппаратов не было, — констатирует Дмитрий Логвинов, менеджер по продукции российского представительства Nokia, — так как на тот момент не было ни одного официально запущенного NFC-проекта”. Таким образом, аудитория у проекта весьма небольшая — в основном те пользователи, которые приобрели подобное “железо” за рубежом. В будущем организаторы сервиса не исключают переход к NFC-стикерам, как это представлено в решениях сотовых операторов для метро – ведь телефонов с поддержкой NFC на аппаратном уровне в России крайне мало.
Схема работы аналогична тому, что предлагает МТС: в телефон пользователя загружается приложение AeroexpressMobile, с помощью которого у специального стенда формируется запрос на приобретение билета. В отличие от проектов доступа в метро пользователю требуется подтвердить разрешение транзакции нажатием на кнопку “ОК” телефона — спешки перед турникетами здесь нет, а стоимость билета все-таки в 10 раз выше. И только после подтверждения деньги с его счета отправляются на оплату поездки. То есть никакого авансирования не происходит — происходит оплата только конкретного билета. Во время действия пилотного проекта (он продлится три месяца, до начала 2011 г.) 45 тестеров из числа постоянных клиентов Аэроэкспресса получат преднастроенные телефоны с приложением для заказа билетов. В будущем загружать подобное ПО можно будет и по Bluetooth. Пока что этот сервис представлен на маршруте Белорусский вокзал — Шереметьево.
В настоящий момент одна транзакция соответствует одному билету (купить билеты можно только в эконом-класс), но в будущем с помощью одного заказа можно будет купить 4--5 посадочных талонов. Доставка билета на телефон может быть осуществлена несколькими способами — SMS, MMS и ссылка на WAP-сайт, используя которую, пользователь может загрузить электронную маршрутную квитанцию в свой телефон (правда, в данном случае придется заплатить за трафик). Дополнительный контроль оплаты проезда осуществляется действующей в Аэроэкспрессе инфраструктурой: валидатором у контролера на маршруте или системой турникетов, для этого достаточно поднести NFC-телефон вплотную к считывающему устройству. Представители компании “Технологии процессинга” уверяют, что “предъявить билет контролеру можно, не прерывая разговора по телефону, — процедура не требует ни запуска приложения, ни каких-либо других действий”. Вероятно, что после тестового периода возможность приобрести билеты с помощью NFC получат пассажиры, вылетающие и прибывающие не только в Шереметьево, но также в Домодедово и Внуково.