Кажется, с помощью громадных штрафов, выборочного “отстрела” наиболее одиозных сервисов и ввода “в строй” обновленных договоров с партнерами операторы сотовой связи смогли притушить волну мошеннических сервисов, которые захватили рынок в начале года. В принципе, это неудивительно — рынок VAS директивно управляется именно ими, поэтому достаточно было деятельного желания руководителей “большой тройки”, чтобы ситуация была если не полностью исправлена, то как минимум приведена в норму.
Правила блокировки
Изучая материалы недавно состоявшегося VAS Forum я поймал себя на мысли о том, что о мобильном мошенничестве игроки рынка говорили весьма неохотно — что поделать, “скользкая тема”. Правда, по оценкам Кирилла Петрова, управляющего директора компании i-Free, объем мошеннических сервисов уменьшился с 15—20% в начале года до 4—6% в настоящий момент. Цифра крайне интересная — за счет чего удалось достичь таких результатов?
Как оказалось, было задействовано несколько основных направлений работы. К примеру, один из важных моментов недавнего прошлого — невозможность оператора связи оперативно блокировать мошеннические префиксы на коротких номерах — кажется успешно преодолен. Теперь игроки “большой тройки”, как они сами утверждают, не убеждают контент-провайдеров в том, что такой-то префикс надо заблокировать, а выставляют директивное требование об этом и засекают время на исполнение. Любое отступление от немедленного исполнения требования — штраф. Кроме экономических требований операторы стараются “отлавливать” фродовые префиксы и не тарифицировать абонента в том случае, если подобное подозрение подтверждается, — утверждает Наталья Потапова, руководитель службы открытых партнерских программ компании “ВымпелКом”.
А вот начальник департамента по борьбе с мошенничеством компании “Мегафон” Сергей Хренов был более откровенен: обновленная платформа CPA, которая позволит оператору связи “видеть” конкретные платежи не только по каждому отдельному короткому номеру, но и по всем префиксам, чтобы можно было автоматически вернуть деньги тем пользователям, которые попались на удочку мошенников, даже без их заявления, будет запущена у оператора к концу этого года. Но это только в столичном филиале, в остальных регионах — в начале 2011 г. Ничего нам не ответили по этому поводу только в компании МТС — несмотря на неоднократные запросы пресс-служба оператора хранит странное молчание.
В целом, основная “рутина” по чистке баз своих субпровайдеров легла на плечи крупных контент-провайдеров. Именно их обязали вести online-мониторинг рекламируемых сервисов (в т. ч. и партнерских) и оперативно вносить в “черный список” коды доступов к тем услугам, которые опознаются как мошеннические. Те, кто делает это “спустя рукава”, не допускаются к новым партнерским программам, “что значительно снижает их выручку”, — уверяет Наталья Потапова. Дополнительным “кнутом” стали обновленные договора операторов связи с контент-провайдерами (определенная часть требований в них унифицирована) — к примеру, положение о том, что “контент-провайдер обязуется самостоятельно урегулировать все претензии и иски от правообладателей и третьих лиц в отношении правомерности предоставления сервисов абонентам в рамках настоящего договора”. Причем, в случае нарушения данного условия оператор вправе расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке, уведомив провайдера за 48 часов. Но таких случаев с крупными игроками рынка еще не было — терять большие деньги никто не готов.
Стоит отметить, что запрещенные мошеннические схемы на коротких номерах теперь перечислены в типовом CPA-договоре, заключенном с контент-провайдерами. При составлении жалобы оператору связи на конкретный фродовый сервис, абоненты могут использовать следующий список нарушений: спам, недобросовестная реклама, получение конфиденциальной информации об абонентах и третьих лицах, распространение вредоносного ПО, вымогательство, организация сервисов с некорректным указанием их стоимости и/или иных параметров. “Кроме того, — говорит Сергей Хренов, — в этот же список запрещенных сервисов входят недобросовестное предоставление услуги (частичное оказание, полное отсутствие услуги после произведенной абонентом оплаты), распространение информации, запрещенной действующим законодательством Российской Федерации, а также сервисы по переводу средств с лицевого счета абонента на электронные кошельки типа WebMoney, Яндекс-Деньги и т. п.” Операторы утверждают, что “список запрещенных сервисов с конкретными примерами мошеннических схем, скриншотами веб-сайтов и текстами SMS-спама с участием коротких номеров периодически обновляется (дополняется) и отправляется контент-провайдерам по электронной почте”. Так это или нет — проверить сложно, поверим на слово.
На рынке, кажется, осталась только одна значимая проблема — она заключается в том, что до сих пор здесь нет запрета на “пограничные” сервисы, которые, формально, можно признать законными, но по сути — они совершенно бесполезны и могут обманывать ожидания абонента. Сюда можно отнести различные сервисы “узнать тайну вашей фамилии”, “советы по диете”, “гороскопы” и т. д. В отличие от “сканеров тела”, “вирусов-блокираторов”, “GSM-локаторов” их операторы пока защищают: “ведь эти услуги относятся к категории развлечений, — уверена Наталья Потапова, — Есть категория пользователей, которая интересуется данными тематиками, так же как и индивидуальными гороскопами и гаданиями и т. п. И готова платить за эти развлечения какие-то деньги. Если нет желания пользоваться этими сервисами. абонент просто не станет отправлять на них SMS”. Проблема только в том, что большинство подобных “пограничных” сервисов обычно поставляют в качестве своего наполнения банальную перепечатку общедоступных и бесплатных ресурсов — но пока никакого явного криминала операторы связи в этом не видят. А зря.
Нерешенным остается и вопрос т. н. “подписок” (периодическое получение информации за абонентскую плату) — часто согласие на их получение у абонента “выбивают” обманом. Кроме того, многие контент-услуги предоставляются клиенту даже при недостатке денег на счету — своеобразный мини-кредит, что влияет на повышение уровня мобильного мошенничества. Неоднозначным остается и вопрос проведения операторами “большой тройки” весьма странных по своему наполнению и организации процесса лотерей — к примеру, в компании “ВымпелКом” каждый раз их организацией занимаются небольшие компании с минимальным уставным капиталом, совершенно не известные на рынке.
Сервисы безопасности
Кроме пассивных методов безопасности операторы связи развернули и программы целевого информирования своих абонентов о мобильных мошенничествах — правда, разной степени эффективности. Если у МТС это носит весьма поверхностный характер, то самым активным и бескомпромиссным борцом с мобильными мошенниками выступает “МегаФон” — у этого оператора самый лучший веб-ресурс, призванный противостоять преступникам в сотовых сетях. Компания “ВымпелКом” занимает промежуточную позицию, но с большим отрывом от МТС — темой мобильного мошенничества здесь занимаются весьма активно. Отметим только одну особенность: самый пассивный в части информирования своих клиентов оператор, компания МТС, имеет, как ни странно, аж три метода информирования о мошенничествах — от специально выделенного адреса электронной почты и отдельного раздела в веб-форме до короткого номера, куда можно присылать SMS и MMS, полученный в ходе спам-рассылок.
Развиваются у “большой тройки” и сервисы самозащиты, которые подходят для того, чтобы пользователи могли самостоятельно заблокировать, к примеру, получение рекламы от оператора связи с новыми навязанными услугами и сервисами, призывы поучаствовать в “лохотереях” и запретить отправку SMS на короткие номера. Кроме того, вполне стабильной популярностью пользуются интерактивные сервисы проверки стоимости отправки SMS на тот или иной короткий номер — именно этот показатель чаще всего повергается мошенниками “коррекции": просят гораздо меньше, чем стоит на самом деле. К настоящему моменту спектр таких сервисов уже сложился — у “МегаФона” и “ВымпелКома”, к примеру, определенной популярностью пользуется возможность запрета отправки SMS на премиальные номера, на середину третьего квартала ей воспользовались 2,4 и 50 тыс. человек соответственно. Разница заключается в том, что у “МегаФона” подобная услуга при запуске сервиса стоила 150 руб. в месяц — сейчас она все-таки стала бесплатной. А у “ВымпелКома” она пока бесплатна — надеюсь, оператору хватит такта не взимать за нее 30 руб. абонентской платы, как планировалось. МТС, как мы и отмечали, такую услугу под надуманными предлогами делать вовсе не хочет.
Внимание к подобным сервисам дает свои плоды — улучшается статистика по рекламациям, их становится меньше. К примеру, в федеральном масштабе у “ВымпелКома” количество обращений по категории “мошенничество” (сюда, отметим ради справедливости, входят жалобы и на SMS-спам, фишинговые сайты, вирусы-блокираторы и т. д.) снизилось в 2,5 раза — с 200 тыс. в первом квартале 2010 г. до 79 тыс. по итогам третьего квартала 2010 г. (включая три декады ноября). Чуть другие цифры у компании “МегаФон” — в III квартале 2010-го с жалобами на мобильное мошенничество в компанию обратилось чуть меньше 0,03% абонентов сети, это порядка 16 тыс. заявлений. Но с января по октябрь таких набралось 50 тыс. чел. Правда, специалисты по работе с претензиями считают, что обращается лишь каждый 28-й абонент из пострадавших — то есть так или иначе затронуты мобильным мошенничеством 1,4 млн. клиентов. Отметим, что только 12—15% из этих жалоб — мошенничество с “короткими” номерами.
Самая благоприятная статистика — у “Скай Линка”, здесь массовых жалоб абонентов на SMS-мошенничества практически не зафиксировано, что позволяет операторы по каждому из единичных случаев принимать весьма оперативные меры. Например, в Москве, традиционно самом “активном” в этом отношении регионе, за весь 2010-й поступило всего пять претензий на эту тему.
| МТС | “МегаФон" | “ВымпелКом" |
---|---|---|---|
Наличие <p>отдельного информационного ресурса о мобильных мошенничествах | Нет — только раздел на официальном веб-сайте | Да — четкие рекомендации, способы защиты от мошенничества в реальной жизни, по SMS, в Интернете | Да — общие рекомендации, схемы мошенничества, информация о подключении защитных услуг |
Регулярное обновление — новые методы мошенничеств | Нет — весьма общие рекомендации, новостей нет, примеров — нет. | Да — минимум три раза в месяц: новые схемы мошенничества и примеры | Да — но редко, нет особенной системы |
Возможность сообщить о мобильном мошенничестве с сайта | Да — на 911@mts.ru и www.mts.ru/feedback/. Работа сервисов и услуг (можно загрузить скриншоты), а также форвард полученного сообщения на бесплатный номер 1911 | http://stopfraud.megafon.ru/feedback/ Весьма подробная форма — можно загрузить скриншоты. Поля формы оптимизированы для скоростной обработки заявления | Нет, только общая рекомендация звонить в абонентскую службу по 0611 |
Веб-адрес раздела/сайта | www.mts.ru/safety/ | http://stopfraud.megafon.ru | http://safe.beeline.ru/main.html |
| МТС | “МегаФон" | “ВымпелКом" |
---|---|---|---|
Информация о стоимости SMS при отправке на короткий номер | Услуга “Инфоконтент” — отправка SMS со знаком “?” на короткий номер, который требуется проверить. Или отправить SMS с текстом XXXX (цифры короткого номера) на сервисный номер 2282. На сайте — www.mts.ru/services/short_voice/ | Услуга “Мобильный прайс»: отправка SMS со знаком “$” на короткий номер, который требуется проверить. Или набрать USSD-запрос *107*короткий номер# и нажать клавишу вызова. На сайте — www.megafon.ru/content/ | На сайте http://safe.beeline.ru/rec.html — в разделе Стоимость платных номеров. Информация представлена в виде Excel-файлов. |
Запрет отправки SMS/USSD на короткий номер | Для массового рынка услуги нет, создание ее в ближайшее время не планируется. | Да — услуга “Стоп-контент”. Стоимость — уже бесплатно. Подключение — *105*801# | Да — услуга “Черно-белые списки”. Стоимость — пока бесплатно.
Подключение — по номеру 0858 |
Возможность отказа от любых рекламных сообщений, включая “лохотереи" | "Запрет приема SMS с целевыми предложениями МТС” и “Запрет исходящего обзвона с целевыми предложениями МТС”. Для подключения — позвонить по 0809. | "Отказ от Try&Buy”, а также “Запрет SMS рассылки”. Для подключение — позвонить по 0500. | Отключить SMS-рассылку от партнеров компании. Для подключения — набрать USSD-команду *110*20# |