Вместе с постепенным восстановлением всех сегментов ИТ-рынка в 2010-м, первом посткризисном, году рос и рынок средств печати. Эта общемировая тенденция отмечается в отношении профессиональных, корпоративных и персональных печатающих устройств, а также расходных материалов для них. Российский рынок средств печати, впрочем, несколько отличается от общемирового. Темпы его роста заметно превышают глобальные, что отмечают, пожалуй, все ИТ-аналитики. В чём причина такого отличия; какие процессы определяют нынешнее состояние российского рынка печати; чего ждать от него в будущем — попробуем разобраться вместе с нашими экспертами.
Рекордный год и перспективы
Экономический рост в уходящем году сменил собой рецессию, и рынок средств печати не стал исключением. По словам Игоря Пасюкова, руководителя подразделения устройств лазерной печати компании Hewlett-Packard Russia, в 2009 г. отмечалось значительное снижение поставок в Россию: падение рынка в штуках превышало 30%. Теперь же продажи печатающих устройств растут, причём наиболее значительно — в корпоративном сегменте, где самые завидные достижения демонстрируют монохромные и цветные лазерные принтеры и МФУ.
Аналитики из IDC свидетельствуют, что в одном только II кв. 2010 г. в стрвну по официальным каналам поставок поступило 843 тыс. принтеров, копиров и МФУ общей стоимостью 203,2 млн. долл. — это на 65,7% в количественном и на 94,6% в денежном выражении превышает показатели аналогичного периода 2009-го. Олег Бондарев, директор по маркетингу OKI Printing Solutions в России, подтверждает: “Объёмы продаж на печатном рынке растут, и хотя к докризисным объёмам в этом году они, конечно, не вернутся, показатели 2009 г. явно будут превышены процентов на двадцать-тридцать”.
Более чем на треть (на 36,5%, до 320 тыс. штук) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились поставки струйных устройств печати. Выросла и стоимость поставок — на 39,2%, до 30,4 млн. долл., хотя цена единицы продукции в этой категории упала почти на 10% по сравнению с прошлым кварталом. По-прежнему львиную долю в поставках струйной техники (до 75,5%) составляют МФУ. Другая определяющая тенденция струйного рынка — превалирование дешёвых (стоимостью до 100 долл.) устройств, на которые приходится 72,5% всех поставок.
И хотя рост сегмента струйной печати уже внушителен, по-настоящему впечатляюще смотрится ситуация на российском рынке лазерных печатающих устройств. Во II кв. 2010-го, по данным той же IDC, поставки монохромных лазерных принтеров, копиров и МФУ составили немногим менее 485 тыс. штук — на 94,7% больше, чем за аналогичный период 2009 г. В денежном выражении рост ещё заметнее: на 121%, до 147,5 млн. долл. По замечанию Марии Хлюстовой, менеджера по печатной технике московского представительства компании Epson Europe B.V., в потребительском сегменте пользователи чаще всего останавливают свой выбор на многофункциональных устройствах, так как они при компактных размерах позволяют решить множество задач по работе с документами и фотографиями. А в корпоративном сегменте тенденцией является увеличение доли более функционального и производительного оборудования с более низкой стоимостью владения, что объясняется желанием корпоративных заказчиков рационально управлять затратами на печать.
Такой баланс между приростом денежной ёмкости лазерного сегмента и количественным насыщением его новыми устройствами позволяет заключить, что российские покупатели отдают здесь предпочтение более дорогим моделям. И действительно, пусть относительно дешёвые монохромные лазерные принтеры с невысокой производительностью не теряют популярности, именно во II кв. вырос интерес рынка к более функциональным и дорогостоящим МФУ — на них пришлось 47% от общего числа поставок монохромных лазерных устройств. Аналитики из ITResearch отмечали заметный рост интереса рынка к многофункциональным устройствам ещё в I кв. 2010-го, и тенденция эта обещает сохраняться и в дальнейшем. Кирилл Судариков, руководитель отдела маркетинга продукции департамента ИТ ООО “Самсунг Электроникс Рус Компани”, указывает, что рост в корпоративном сегменте ощутим в большей степени вследствие более глубокого спада в данном сегменте в период кризиса.
Темпы прироста “цветного лазерного” сегмента не столь высоки — однако всё же почти вдвое выше, чем увеличение продаж струйных устройств. Количество продаж в этом сегменте выросло до 26,5 тыс. единиц (на 64,1% больше, чем во II кв. 2009-го), а денежная его ёмкость — до 20,9 млн. долл. Отметим, что именно на цветные лазерные устройства (особенно в корпоративном сегменте) в России имеется наиболее заметный отложенный спрос, обусловленный объективным отставанием от Запада (и Юго-Востока) в плане общего развития офисной инфраструктуры. Всё чаще компании различного масштаба сталкиваются с необходимостью ситуационной цветной печати, когда на значительный объём чёрно-белого текста и таблиц должно приходиться несколько ключевых (особенно с точки зрения восприятия руководством, партнёрами по переговорам, инвесторами и т. п.) цветных диаграмм и схем.
Одновременно со стабильным снижением цен на цветные лазерные устройства будет расти их востребованность, поскольку в настоящее время в распоряжении российских пользователей таких принтеров и МФУ совсем не много. Когда же поднимается вопрос о покупке устройства для ситуационной цветной печати, выбор в пользу лазерных технологий оказывается, строго говоря, безальтернативным. Струйные печатающие узлы крайне не толерантны к большим перерывам в циклах эксплуатации: чернила в соплах редко используемых цветных головок могут попросту засохнуть, что приведёт их в негодность.
Игорь Пасюков отмечает, что рынок печатных устройств неразрывно связан с рынком компьютерным — и потому увеличение поставок ПК в страну говорит о повышенном потенциале роста рынка устройств печати. По словам Олега Бондарева, многие программы по обновлению парков оборудования в компаниях — потребителях печатных устройств заморожены или сокращены; в связи с сокращениями рабочих мест появился даже некоторый излишек компьютерного оборудования и периферии, в том числе принтеров. В такой ситуации заметной тенденцией становится устойчивый дрейф в сторону монохромной печати, обусловленный экономически: некоторые компании ввели прямые ограничения на цветную печать.
Что же касается позиций ведущих игроков российского рынка печати, то IDC во II кв. 2010-го назвала лидером HP, на чью продукцию пришлось 38,5% общего объема поставок (в штуках). На втором месте расположилась Canon, которая увеличила своё присутствие до 21,6%; на третьем — Samsung. Эта картина, судя по “Магическому квадранту для рынка МФУ и принтеров” 2010-го года компании Gartner, заметно отличается от общемировой. По совокупности целостности видения и способности к реализации запланированного лидером в этом квадранте выступают Xerox и Canon, тогда как НР (вместе с Ricoh, слабо представленной на российском рынке) незначительно от них отстаёт. Samsung же по этой схеме и вовсе угодила в разряд претендентов (challengers), тогда как у российского покупателя явно ходит в лидерах.
Аналитики полагают, что к исходу 2010-го общий объём поставок на рынке устройств печати в России может вырасти по сравнению с 2009-м на 34,5%, причём этот рост будет наиболее заметен в среднесрочной перспективе: в период с 2011-го по 2014-й гг. рынок обещает расти заметно более низкими темпами. По словам Олега Бондарева, на состояние печатного рынка не может не повлиять развитие систем электронного документооборота — к примеру, “электронный билет” медленно, но верно убивает соответствующий сегмент матричных принтеров. И всё же принтерам в том или ином виде, безусловно, суждено просуществовать на рынке ещё от полусотни до ста лет — на радость вендорам и их партнёрам.
Вызовы современного рынка печати
Смена экономического спада ростом — явление отрадное, однако и при выходе из кризиса отечественный бизнес продолжает испытывать проблемы. В области средств печати — в частности. Как указывает Игорь Пасюков, основные проблемы связаны с российским законодательством, поскольку в последнее время существует очень много новых законов (“О безопасности низковольтного оборудования”, “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности”), которые могут повлиять на условия поставки электроники в Россию в целом, в том числе и печатных устройств. Из-за некоторой неопределенности и возможности различного толкования этих законов вполне вероятно временное снижение поставок техники в страну в первом квартале 2011 г., до тех пор, пока не станет более ясной новая правовая база.
Чаще всего взрывной — или просто очень заметный — рост того или иного рыночного сегмента свидетельствует о том, что в этом сегменте до сих пор не всё было в порядке. Либо никто попросту не был в состоянии уловить невысказанные потребности потенциальных покупателей (как это произошло в 2009 г. с нетбуками, а в 2010-м — с планшетными компьютерами), либо по каким-то объективным причинам реальный спрос долгое время откладывался — и лишь теперь начал наконец удовлетворяться.
Солидный посткризисный рост российского рынка печати, пожалуй, объясняется именно последним соображением. По замечанию Кирилла Сударикова, перед конечными потребителями продуктов для печати сейчас стоят две основные задачи: обеспечение оптимальных расходов на печать и достижение бесперебойности функционирования данного процесса. Игорь Пасюков отмечает особую важность оптимизации парка печатных устройств для заказчиков из сегмента малого и среднего бизнеса. Поскольку традиционно устройства печати не являются главным фокусом для таких небольших компаний, то закупки принтеров здесь зачастую носят спонтанный характер, что приводит к формированию крайне неоднородного парка установленных устройств печати, обслуживание и эксплуатация которого могут быть неэффективны с точки зрения времени и затрат.
В тяжёлом 2009-м и даже во второй половине беспокойного 2008-го трудно было найти средства на модернизацию или расширение парка печатающих устройств. А гарантийный ресурс принтеров и МФУ ограничивается двумя-тремя годами, после чего начинает проявляться вполне объективное снижение их рабочих характеристик. Даже с чисто механической точки зрения пластиковые шестерёнки, протяжные механизмы и прочие детали физически не способны служить долго. Но если бы не они, цена печатающих устройств по-прежнему оставалась бы весьма высокой.
Нужда учит не только калачи есть, но и ножки протягивать в точности по одёжке. Как ни превозносят производители печатного оборудования качество оригинальных расходных материалов, как ни предостерегают от закупки тонера и чернил на стороне — множество российских предприятий и фирм, в особенности небольших, в кризисный период были вынуждены экономить на всём, в том числе и на расходниках. Как следствие — дополнительный износ печатающего парка (потому что неоригинальные чернила действительно в состоянии испортить принтер), а значит, рост потребности в его обновлении.
Но потребности-то выросли, а средств на их удовлетворение по-прежнему отнюдь не в избытке. Трудно изыскивать деньги на непрофильные расходы в период экономического спада, но ещё сложнее делать это на этапе активного роста рынка — когда каждый вложенный в развитие и отвоёвывание рыночной доли рубль поистине бесценен. Ведь в условиях экономической стабильности борьба за присутствие на рынке крайне затратна, а значит, тот, кто сумеет увеличить свою долю в период подъёма, окажется в заведомо выигрышной ситуации.
Российские потребители средств печати в известной мере подвержены и другой напасти: отсутствию чёткой организации и стратегии развития этого непременного элемента бизнес-процессов. Мария Хлюстова отмечает, что выбор на рынке печатной техники огромен, у пользователей есть возможность подобрать устройство, максимально отвечающее конкретным требованиям, но проблема зачастую кроется именно в том, чтобы эти требования реалистично сформулировать. Принтеры, МФУ и копиры в делопроизводстве необходимы, это понятно. Но какие именно? Сколько? Как организовать печатный парк, чтобы оптимизировать не изначальную его цену, но стоимость владения на весь период действия гарантийного срока?
Недостаточная чёткость ответов на эти вопросы приводит в итоге к перерасходу средств, так или иначе — по мере неизбежной надобности — выделяемых на поддержание офисной печатной инфраструктуры. К сожалению, можно с большой уверенностью полагать, что превалирование дешёвых моделей печатных устройств на российском рынке 2010 г. как раз в очередной раз свидетельствует об отсутствии внятной стратегии создания и развития этой инфраструктуры. Приобретаемыми по крайней нужде принтерами и МФУ начального уровня затыкают самые зияющие дыры, не сильно задумываясь ни о недолгом гарантийном сроке, ни об относительно высокой стоимости владения.
Кирилл Судариков сетует, что на первом месте среди проблем, мешающих стратегическому развитию бизнеса средств печати, стоит консервативность конечных заказчиков по отношению к аппаратным и сервисным новинкам на этом рынке. С другой стороны, наблюдаемый рост интереса к цветным лазерным печатным устройствам даёт основание верить, что хотя бы у отдельных заказчиков развивается прогрессивный взгляд на собственную инфраструктуру печати. При заметно повышенной по сравнению со струйными моделями цене лазерные МФУ и принтеры выигрывают в плане стоимости владения, а также с точки зрения универсальности — организовать с их помощью ситуационную цветную печать оказывается совсем просто, и дополнительные расходы в таком случае минимальны.
Что же касается производителей печатающих устройств, то тяготеющие над ними проблемы неразрывно связаны с теми, что испытывают их конечные потребители. Высокая востребованность дешёвых продуктов серьёзно обостряет конкуренцию, а заодно снижает планку качества. Гораздо проще заказать разработку и производство печатающего устройства начального уровня китайскому контрактному производителю, чем вкладывать в него труд и идеи собственных разработчиков — и продавать затем готовый аппарат себе в убыток.
Однако выбившаяся в лидеры начального сегмента компания может столкнуться с совершенно иной проблемой — невозможностью удовлетворить стремительно выросший спрос и угрозой потерять отвоёванную с такими затратами рыночную долю. И однозначного решения этой проблемы нет. Расширять собственное производство — значит пойти на риск содержать простаивающие мощности в дальнейшем, если конъюнктура рынка снова изменится. Заказывать дополнительные объёмы востребованного аппарата на стороне — столкнуться с опасностью снижения качества продукта (который затем необходимо будет обслуживать в собственных сервис-центрах). Словом, как и в иных отраслях экономики, эрозия цен и откровенный демпинг в области средств печати играют — в средней и дальней перспективе — против всех участников рынка, аукаясь в итоге и потребителю.
Надёжные ориентиры
Может показаться, что в условиях стремительно растущего рынка печати никаких особых рекомендаций конечным пользователям давать и не требуется. Предложений ведь предостаточно. Не по душе дешёвые малонадёжные принтеры и МФУ — покупайте те, что подороже; не хватает возможностей монохромной печати — подберите подходящее цветное решение… Однако богатство выбора сейчас действительно так велико, что без серьёзного и ответственного подхода к делу потребителям, пожалуй, не удастся упорядочить расходы на свою печатную инфраструктуру.
Первое и самое важное, чем заняться попросту необходимо, — оптимизация. Речь тут не только о том, что стоимость владения следует ставить во главу угла вместо разовой цены покупки, — это и так бесспорно. Олег Бондарев указывает, что “дешёвый” принтер может опередить по стоимости владения своего несколько более дорогого собрата уже через пару месяцев за счёт более дорогих и менее ёмких расходных материалов. Это, впрочем, не относится к домашним пользователям с малым объёмом печати, где принтер может не израсходовать свой стартовый картридж и за несколько лет.
Необходимо помнить о более тонких моментах, не всегда очевидных даже для опытных ИТ-специалистов, которые на предприятиях имеют дело с организацией системы печати. Например, многие “оптимизаторы”, посмеиваясь, указывают на то, что перезаправка и использование “совместимых” расходных материалов как раз и относятся к оптимизации, — средств ведь в таком случае тратится заметно меньше, чем на оригинальные расходники. Да, при прямом сопоставлении “совместимые” чернила и тонер выходят дешевле, а иначе зачем, собственно, было бы их производить?
Тонкости начинаются уже при практическом применении расходных материалов сомнительной природы. Если лет десять назад и сопла у струйных принтеров были покрупнее, и печатающие механизмы у лазерных поосновательней, то сегодняшние устройства печати — аппараты куда более тонкой конституции. Это связано и с применением более дешёвых пластиковых элементов механической конструкции, и со стремлением повысить качество печати, что ведёт к заметному уменьшению характерного размера частиц красящего вещества как в составе чернил для струйных принтеров, так и в порошковом тонере для лазерных. По оценке Олега Бондарева, “совместимые” расходники отъедают от 60 до 80% рынка расходных материалов в денежном выражении. Косвенно они могут даже влиять на имидж того или иного производителя в глазах пользователя, ведь если принтер после нескольких перезаправок выходит из строя, никто не винит заправщика — все говорят: “Плохой принтер!”.
Десять лет назад засорившуюся головку струйного принтера можно было прочистить швейной иглой (без особого ущерба для качества дальнейшей печати). Сегодня — уже нет. Теперешние оригинальные чернила содержат настолько мелкодисперсные компоненты, что их производство с нарушением технологии (а она каждым вендором запатентована и потому изготовителям “совместимых” чернил неизвестна) во множестве случаев ведёт к повышению нагрузки на печатающую головку. А если с размером частиц красителя и удаётся угадать, в игру вступают другие характеристики сложнейшего химического комплекса, коим являются современные принтерные чернила: вязкость, температура кипения, способность пропитывать (в глубину) волокна бумаги для формирования устойчивого изображения, способность не расплываться после попадания на бумагу — чтобы границы между объектами изображения оставались чёткими…
К тому же расход “совместимых” чернил обычно оказывается выше, что делает их относительную стоимость уже не столь низкой в сравнении с оригинальными. Мария Хлюстова отмечает, что применение неоригинальных расходных материалов ведёт к дополнительным прочисткам печатающей головки и в этом случае выгода от их использования становится просто мифической. Игорь Пасюков добавляет, что “совместимые” расходные материалы существуют, наверное, столько же времени, сколько и рынок принтеров. Это большой и привлекательный бизнес, так что многие третьи производители обращают на него свои взоры в надежде урвать его часть. Десятки средних и мелких производителей поставляют продукцию под своими товарными знаками (речь, напомним, идёт не о перезаправке, которой вполне успешно противодействует чипование картриджей, а именно о разработке и продаже “совместимых” расходных материалов). Зачастую эти совместимые бренды не сертифицированы по международным стандартам ISO, картриджи могут иметь проблемы с надежностью, с заявленной емкостью и так далее.
Параметров, которые важны для изготовления чернил, подходящих для данного принтера (с его уникальными конструкцией тракта доставки жидкости в сопло, температурой нагрева, расстоянием от сопел до бумаги и т. п.), десятки. Соблюсти их все, не владея точной рецептурой, — нереально. С тонером для лазерных принтеров ситуация менее вопиющая, но и там нарушение требований к размеру и плотности частиц порошка может настолько повысить его абразивные качества, что печатающий механизм будет изнашиваться с невероятной скоростью.
В ряде случаев “совместимые” расходные материалы будут выдавать результат, почти соответствующий оригиналу; это верно. Для внутренних нужд делопроизводства на предприятии можно даже закрыть глаза на это “почти”. Однако с гарантии принтер с “чужими” чернилами в любом случае будет снят, и случись с ним что, чинить или приобретать новый придётся уже за отдельные деньги.
Экономия выходит не слишком-то экономной, особенно если учесть, что многие вендоры предлагают “экономичные” упаковки вполне оригинальных расходников. Пример приводит Мария Хлюстова: картриджи повышенной и экстраповышенной емкости для бизнес-устройств Epson обеспечивают почти двукратное (по сравнению с лазерными принтерами аналогичного ценового сегмента) снижение себестоимости цветной печати на Epson Stylus Office BX625FWD. Впрочем, Кирилл Судариков отмечает, что многие заказчики обоснованно скептически относятся именно к совместимым материалам, особенно для высокопроизводительной техники, где необходимо обеспечить стабильность качества и бесперебойность работы — что, увы, практически невозможно реализовать при использовании совместимых расходных материалов.
Другой пример стратегической оптимизации, пока совсем слабо развитый на отечественном рынке, — аутсорсинг печати. Передавать в специализированную организацию на печать имеет смысл не все подряд документы, но в первую очередь те, что нужны для презентационных и представительских целей. Отчёт, буклет, доклад, выполненные на профессиональном оборудовании, и смотреться будут по-иному, и обойдутся дешевле просто потому, что при налаженном поточном производстве стоимость отпечатка на офсетной машине, промышленном лазерном или сублимационном принтере оказывается ниже, чем на цветном офисном.
Олег Бондарев прямо указывает на то, что заказчики часто не понимают свои собственные потребности в печати. Решение как раз и состоит в пользовании услугами MPS (Managed Print Services), которые включают аудит, разовые контракты (объёмами от одной-единственной распечатанной копии — и до бесконечности), печать по запросу, аутсорсинг печати и т. п. По мнению Кирилла Сударикова, на практике в 80% случаев после обследования инфраструктуры заказчика и последующей оптимизации удаётся довольно сильно сократить расходы на печать. Увы, порой компании упускают из виду такие, казалось бы, очевидные моменты, как нецелевое использование оборудования и неправильный его подбор под свои задачи. Поэтому основная рекомендация здесь — тщательно изучить собственные процессы и инфраструктуру, после чего провести оптимизацию, обратившись к профессионалам.
По словам Игоря Пасюкова, проблема оптимизации существующих расходов на печать наиболее актуальна для корпоративного сегмента. Именно здесь имеет шанс прижиться на российской почве использование услуг с покопийной оплатой печатных страниц — бизнес-модель, при которой заказчик платит только за фактически напечатанные страницы, не заботясь о том, как и на каком оборудовании они были сделаны. Как показывает практика, переход крупных корпоративных заказчиков на такого рода модель, обеспечиваемую компанией Hewlett-Packard, позволяет снизить затраты на печать на 20—30%, что в рамках крупных корпораций составляет весьма существенную сумму.
Печать в ближайшей перспективе
Если верить аналитикам, уже в 2011-м рост российского рынка печати замедлится и показатели 2010-го не будут достигнуты ещё на протяжении нескольких лет. Значит, сильнее обострится конкурентная борьба между производителями. Хочется верить, впрочем, что вестись она будет не исключительно в ценовой плоскости — такой путь вряд ли завершится чем-нибудь, кроме как тупиком для всей индустрии и всего рынка печати в целом. Скорее всего вендоры будут стремиться сделать свою продукцию более привлекательной, сокращая долгосрочную стоимость владения и оснащая принтеры и МФУ функциональностью, гарантированно востребованной покупателями, способной оправдать в их глазах более высокую стоимость аппаратов.
Уже сейчас к такой функциональности можно отнести беспроводные интерфейсы — прежде всего Wi-Fi, — крайне удобные с точки зрения интеграции печатающего устройства в локальную сеть (дома, в малом и среднем офисе, в филиале крупного предприятия). В этом случае принтер нужно будет оснастить встроенным сервером печати. Впрочем, подавляющее большинство современных — даже не самых дорогих — принтеров можно превратить в легкодоступные сетевые, если их присоединить к локальному маршрутизатору с функциональностью Wi-Fi и собственным встроенным сервером печати.
Хочется верить также, что всё больше предприятий будут открывать для себя стратегическую ценность аутсорсинга печати и прибегать к услугам специализированных фирм для организации своего бумажного документооборота, пусть хотя бы внешнего. Предоставление комплексных печатных услуг может стать в такой ситуации весьма привлекательной сферой бизнеса; возможно, в самое ближайшее время мы явимся свидетелями развития этого сегмента и на российском рынке.
Что же касается технологий, то здесь, пожалуй, продолжится постепенный рост сегмента лазерных печатных устройств за счёт струйного — особенно в корпоративной среде, где преимущества относительно низкой стоимости владения выходят на первый план. Часть нынешнего сегмента струйной печати, особенно профессиональной полноцветной, может отойти к многообещающим пигментным технологиям — имеется в виду печать с применением твёрдых (точнее, аморфных) брусков воскоподобного красителя вместо жидких чернил. Пока эта технология неплохо проявляет себя в верхнем ценовом сегменте, где успешно соперничает с лазерной по стоимости и с классической струйной — по стойкости отпечатка, однако не стоит исключать её продвижения и в печатающие устройства начального уровня.
Игорь Пасюков отмечает, что на сегмент печатного оборудования самое прямое воздействие может оказать растущий рынок мобильных компьютерных устройств (ноутбуки, смартфоны, планшеты, iPhone, iPod), который диктует необходимость обеспечения процесса печати с самых разнообразных мобильных платформ. Именно этот рост побудил HP разработать технологию ePrint, которая обеспечивает печать с любых мобильных устройств без необходимости установки драйверов независимо от типа самого устройства и используемой операционной системы, причем из любой точки земного шара и в любое время. По всей видимости, аналогичных технологических решений следует ожидать и от других производителей печатающих аппаратов, поскольку игнорировать факт смещения компьютерного рынка в сторону мобильных персональных устройств сегодня уже нельзя.
А с другой стороны, как ни удивительно, матричные принтеры до сих пор востребованы на рынке и хотя остаются в основном в составе специализированных устройств печати (кассовые аппараты, терминалы мгновенной оплаты и т. п.), сдавать позиции без боя не намерены. Вместе с постепенным уходом со сцены старых технологий на рынке, безусловно, будут появляться новые — которые, вполне вероятно, уже лет через пять-десять изменят ландшафт сегмента печатных устройств до неузнаваемости. Так, Мария Хлюстова убеждена в большом будущем технологии Epson MicroPiezo, которая (в перспективе) позволит печатать все что угодно — от фотографии до микросхемы — любыми субстанциями и на различных поверхностях.
Дмитрий Купцов, руководитель направления PC&Peripherals компании OCS
Так как во время кризиса рынок сжался, естественным явлением стало обострение конкуренции по разным критериям, и прежде всего по цене. И сейчас канал пребывает в ситуации жесткой ценовой конкуренции. Причем это касается как самих устройств печати, так и расходных материалов. Резкое сокращение бюджетов в корпоративном сегменте, снижение покупательской активности привело к поиску альтернативных вариантов. В сегменте “расходников” альтернатива существует давно в виде неоригинальных расходных материалов. И есть ощущение, что объем их продаж вырос в разы. Этому способствовало и ослабление маркетинговой активности некоторых вендоров. Поскольку нижний модельный ряд печатающих и многофункциональных аппаратов — это уже почти товар массового спроса, здесь очень важна активная маркетинговая политика.
Сейчас вновь наблюдается изменение структуры потребительского спроса. Если в начале кризиса он очень заметно сместился в сторону нижнего ценового диапазона от более “тяжелых” моделей (например, к принтерам от МФУ, к формату А4 от формата А3), то теперь структура спроса восстановилась, интерес к “тяжелой” технике вновь появился.
Сергей Данилов, директор ООО “РОСКО”
На рынке продукции hardcopy в этом году отчётливо проявился ряд тенденций. Порадовал рост спроса на струйные печатающие устройства с высоким качеством фотоотпечатков, хорошей производительностью и широким набором функций и опций печати. Параллельно с этим активно развивалось направление высокопроизводительных струйных аппаратов для офисных приложений как альтернативы лазерной печати, обеспечивающей наименьшую стоимость черно-белых отпечатков (направление заслуживает внимания). На этом фоне ухудшился спрос на струйные принтеры с минимальным набором функций и скромными возможностями фотопечати.
На рынке лазерной и копировальной техники, я бы сказал, идёт полировка до зеркального блеска тенденций прошлых лет независимо от кризисных и посткризисных факторов. Стёрлась грань между рынками копировальной и печатающей техники, скорость и качество печати устраивают большинство заказчиков, споры переместились в область расходных материалов, но это уже другая история….
Если говорить о спросе, о канале продаж и о влиянии кризиса на данный сегмент, то, с одной стороны, спрос тут снижался, а с другой — была отложена плановая очередная замена парка печатающих устройств. Соответственно затраты сместились в область сервисного обслуживания, ЗИП, заправки картриджей, но все эти факторы так или иначе формируют отложенный спрос, а устройства печати уже подвержены не столько моральному устареванию, сколько физическому износу.
Алексей Савельев, директор по маркетингу компании AMI NETWORK
Объемы поставок печатающих устройств, начав свое сокращение еще в III и особенно в IV кв. 2008 г., в течение года нынешнего увеличивались, постепенно приближаясь к докризисным показателям. В частности, уже восстановилось соотношение долей поставляемых принтеров и МФУ в общем объеме продаж. Еще в 2009-м начал расти интерес заказчиков к более производительному оборудованию, а также к цветным печатающим устройствам. В принципе данная тенденция давно прогнозировалась игроками ИТ-рынка, и тем не менее это произошло именно в посткризисный период. Благодаря росту продаж цветных принтеров и МФУ теряли спрос низкоскоростные и дешевые устройства (черно-белые лазерные принтеры по-прежнему популярны, но объем их поставок упал почти вдвое, меньше пострадали цветные лазерные и струйные): финансовый кризис миновал, и потребители стали отходить от политики тотальной экономии на печати. Однако доля продаж черно-белых и цветных устройств меняется не столь стремительно — ощутимый перевес по-прежнему на стороне черно-белых аппаратов. Вместе с тем в кризисный период в некоторых сегментах цветные аппараты показали даже меньшее падение по сравнению с монохромными. Крупные заказчики по завершении непростого 2009 года утвердили бюджет на год текущий, показав при этом возросшую активность. Сформулировав свои потребности в устройствах печати, в течение 2010-го клиенты произвели необходимые закупки, что и стало причиной увеличения роста анализируемого рынка. В этом году объем поставок устройств печати вырос примерно на четверть относительно 2009-го, такая же тенденция сохранится и на 2011-й. Можно ожидать увеличения закупок в корпоративном сегменте и госсекторе, а также, чуть в меньшей степени, в сегменте малого и среднего бизнеса. Рынок устройств печати по-прежнему не достиг насыщения, что в сочетании с фактором “неудовлетворенных потребностей” заказчиков из-за кризиса должно привести к более заметному росту в 2011 г. При этом кризис может способствовать дальнейшему развитию так называемой “покопийной печати”, когда крупный заказчик покупает не печатающее устройство, а услугу печати документов на постраничной основе на оборудовании подрядчика/поставщика.