Для повышения конкурентоспособности в стремительно меняющемся мире современным компаниям требуются инструменты, с помощью которых можно выявлять открывающиеся бизнес-перспективы и оценивать риски, связанные с выпуском новых продуктов и выходом на новые рынки. Однако эффективное использование этих инструментов невозможно без надежной, высококачественной исходной информации. Один из путей получения такой информации — создание централизованного корпоративного хранилища данных, позволяющего собирать, накапливать и анализировать сведения по всем видам деятельности организации. Совместными усилиями ВТБ и компания РДТЕХ в 2006—2010 гг. реализовали проект по разработке и внедрению полнофункционального хранилища на базе Oracle Financial Services Applications. Основной целью проекта являлось обеспечение эффективного управления банком в условиях постоянного роста объемов данных при наличии большого числа филиалов и многообразии автоматизированных банковских и учетных систем.
Что и зачем
К началу реализации проекта банк ВТБ уже использовал различные аналитические приложения, в том числе и собственной разработки. “Очевидно, что разрозненность источников информации и разница в системах сбора данных создавала проблемы в области аналитики. Поэтому нам нужно было решение, которое позволило бы централизовать информацию из разных источников и уменьшить операционные расходы, исключив дублирующие функции и сократив ручную обработку данных путем унификации справочников и организации однократного ввода полных, непротиворечивых данных”, — рассказал старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента информационных технологий Дмитрий Назипов.
Другой важной целью проекта, по словам г-на Назипова, было повышение качества, прозрачности и оперативности управленческой и финансовой отчетности, что в свою очередь требовало оптимизации бизнес-процессов подготовки отчетности и сокращения времени на ее формирование. Эта проблема особенно остро встала перед ВТБ в момент подготовки к IPO, поскольку банк должен представлять инвесторам полную и объективную информацию о результатах своей финансовой деятельности, и тем самым явился одним из стимулов создания хранилища.
В процессе подготовки к проекту и анализа стоящих задач руководство ВТБ столкнулось с извечным вопросом: что делать при внедрении ИТ-системы — “натягивать” ее на банк или, наоборот, изменять банк под систему? “Этот вопрос не имеет однозначного ответа, — считает Дмитрий Назипов. — Единственно возможным вариантом является компромисс. В нашем случае процент изменения типовой системы высок, поскольку для крупного нестандартного банка с нестандартными продуктами безусловно требуется решение, идеально подходящее “по фигуре»”.
Проекту предшествовал сложный и длительный конкурс, в котором изначально участвовало семь претендентов. К финишу же пришли две российские компании, предлагающие решения двух ведущих мировых вендоров — Oracle и IBM. Здесь важно отметить, что ориентация на отечественных исполнителей является основой политики ВТБ, поскольку они понимают специфику ведения бизнеса в России и умеют быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
Чтобы окончательно определиться с выбором платформы, руководство банка поставило перед оставшимися претендентами задачу реализовать простой пилотный проект, предусматривающий развертывание системы в центральном офисе и на основании модельных данных формирование ряда отчетов для бизнес-пользователей ВТБ. При этом главная цель заключалась в том, чтобы показать возможности технологии и компетенцию исполнителя.
По итогам соревнования была выбрана компания РДТЕХ и ее решение на базе продукта Oracle Financial Services Applications, однако здесь возникло одно непредвиденное обстоятельство. “Пилотный проект состоялся, причем настолько успешно, что ВТБ настоял на его внедрении. Это явилось тактическим просчетом, и в результате мы стали пробуксовывать. Банк со временем понял ошибку, решение было отозвано, и мы вернулись на стадию реализации проекта”, — так пояснил ситуацию генеральный директор компании РДТЕХ Игорь Куницкий.
Каким образом
Главной особенностью проекта, по мнению г-на Куницкого, стала его масштабность — и по объему бизнеса банка, и по количеству пользователей, и по числу систем, из которых информация загружается в корпоративное хранилище, и по кругу прикладных задач, которые требовалось реализовать.
Еще одна особенность — необходимость постоянной адаптации создаваемой системы. “Она диктуется не блажью заказчика, а объективной реальностью, в которой мы все вынуждены жить. Частота изменений не только в России, но и во всем мире сейчас просто запредельна, что несомненно отражается на банковском бизнесе”, — пояснил Игорь Куницкий.
По ходу проекта специалистам РДТЕХ приходилось отказываться от классических подходов к реализации, когда последовательно собираются, фиксируются и утверждаются требования к создаваемой системе. В соответствии с принятыми в ВТБ правилами любое согласование каких-либо изменений занимает порядка тридцати рабочих дней. Тратить столь длительное время — непозволительная роскошь, но и обойти эти правила нельзя: есть надзирающие органы, внутренний аудит и акционеры, которым нужна прозрачность. В результате было принято компромиссное решение: когда ВТБ и РДТЕХ принципиально договариваются об основных требованиях и взвешивают все риски, разработка начинается параллельно с движением документов в бюрократической машине. “По моему мнению, это уникальный опыт, поскольку степень доверия к нашей группе была так высока, что мы могли работать почти на устных договоренностях и минимально формальных документах”, — говорит Игорь Куницкий.
И наконец, последняя особенность заключалась в том, что 100%-ная ориентированность на продукты одного вендора — корпорации Oracle — при построении хранилища сняла для специалистов РДТЕХ проблему интеграции с разными платформами. Это позволило так же легко решить проблемы производительности благодаря отсутствию промежуточных звеньев, которые негативно сказываются на данном параметре. Кроме того, прикладные модули, которые исполнители проекта должны были дописать для полнофункциональной работы хранилища, были реализованы с помощью Oracle Application Express — достаточно простой среды для быстрого создания приложений.
Естественно, что реализация такого крупного проекта не могла не столкнуться с рядом проблем, таких как отсутствие в ВТБ единого взгляда на нормативно-справочную информацию, несовершенство бизнес-процессов, поддерживаемых операционно-учетными системами, сложности поддержки системы. Однако центральная проблема любого хранилища, считает Дмитрий Назипов, это качество данных. “Это та самая скала, о которую может разбиться проект, причем в любой момент”, — утверждает он. Если источники данных не собираются в одно целое и не происходит перекрестный обмен информацией, то качество, как правило, оказывается невысоким. Поэтому повышение качества данных должно являться предметом постоянного сквозного инжиниринга снизу, от хранилища, вверх, к фронтальным приложениям.
Более того, качество данных никогда не бывает достаточным, продолжает свою мысль г-н Назипов: “Например, я всегда предполагал, что параметров кредитов — порядка двадцати. Но сейчас мы знаем, что их двести, потому что этого требуют степень углубленности и размеры аналитики”. Причем ведение в электронном виде изначально всех параметров сделок и всех документов также не является гарантией полноты информации. Так, во время кризиса ВТБ стал владельцем большого портфеля разнообразных информационных систем, пришедших вместе с активами других банков. В этих системах отсутствовал ряд необходимых параметров, в силу чего пришлось вносить в них изменения в соответствии с требованиями аналитики.
Сегодня в работу по повышению качества данных в ВТБ вовлечено около десяти постоянных сотрудников. “Могу сказать, что этого крайне недостаточно для банка нашего масштаба. И я думаю, что в ближайшее время мы будем наращивать данный ресурс. Выверка базы данных и организация такого бизнес-процесса, который существовал бы на протяжении всего жизненного цикла хранилища, — это действительно ключевая проблема проекта хранилища как на начальном его этапе, так и на этапе зрелости”, — подчеркнул Дмитрий Назипов.
Что было достигнуто
В настоящее время объем хранилища превысил 2,6 Тб, объем ежемесячно загружаемых данных составляет более 100 Гб, количество пользователей — свыше 500 человек, охват — более 25 информационных систем банка и 55 филиалов.
На основе построенного хранилища ВТБ решил ряд важнейших задач банковской деятельности: реализованы системы консолидированной отчетности, сбора и очистки данных, подсистемы функционально-стоимостного анализа, управленческой отчетности, обязательной отчетности ЦБ РФ, а также система сбора рыночных котировок, функциональный модуль “Кредитный портфель” и система управления рисками OFSA Risk Manager.
Ключевым элементом хранилища является центральный модуль OFSA — единая модель данных Financial Data Manager, которая отвечает за сбор, хранение, полноту и непротиворечивость информации, поступающей из разных систем-источников банка. Среди этих источников — автоматическая банковская система (АБС) головной организации (информационная система управления банковской деятельностью “Новая Афина”); централизованная АБС филиалов, ряд продуктовых систем (CRM, X-Bank, Ogress и пр.). Обмен информацией ведётся как путем прямого подключения к базам данных источников, так и с помощью унифицированных форматов, в частности XML, который позволяет охватить всё многообразие банковских операций (клиент, сделка, документ, проводка и т. д.).
К хранилищу подключены также модули аналитики и отчетности, в частности казначейский модуль, управленческая отчетность, управление рисками, кредитный портфель, модуль, обеспечивающий мониторинг банковских операций в соответствии с законом о противодействии отмыванию денег, и многие другие.
Важной особенностью построенной архитектуры Игорь Куницкий считает то, что источником информации для хранилища является гетерогенная среда. Это не только базы данных Oracle, но и плоские файлы, таблицы Excel, внешние системы (например, справочные системы из бюро кредитных историй). “Информационный поток идет в несколько транспортных линий, поэтому в каждый момент времени надо понимать, что именно загружается”, — пояснил г-н Куницкий. С этой целью специалисты РДТЕХ разработали два интерфейса управления: АРМ Аудитора модуля загрузки и АРМ Администратора модуля загрузки. Это по существу диспетчерский пункт, который способен определить загрузку каждого тракта, его состояние.
Другая особенность архитектуры — реализация модуля управления нормативно-справочной информацией. “Сложная деятельность банка требует использования справочников, которые очень нетривиальны в силу переменчивости сегодняшней среды, — сказал Игорь Куницкий. — Скажем, когда мы начинали проект, у ВТБ было 88 филиалов, а сейчас их 55, причем это количество продолжает снижаться”. В рамках проекта была проведена классификация и типизация нормативно-справочной информации, и к настоящему времени эта система, входящая в состав хранилища, включает несколько сотен классификаторов, охватывающих практически все области банковской деятельности.
Сегодня все решенные в рамках проекта задачи переводятся в промышленную эксплуатацию. “Большинство этих решений было сделано еще в прошлом году, но конечным пользователям недостаточно того, что программа функционирует без сбоев и в соответствии с заложенными алгоритмами, — пояснил Игорь Куницкий. — Им требуется еще и качество информации. Так что перед нами возникла кропотливая работа, которая в любом проекте по созданию хранилища занимает, по моим оценкам, более 80% времени, это очистка данных и повышение их качества. Хранилище проявляет те проблемы, которые существовали в методологии. Поэтому нам пришлось совершенствовать методологию, вводить новые аналитики, статистические показатели, что дало возможность представлять на самый верх более достоверную информацию”.
На повестке дня развитие проекта в ВТБ — реализация новых бизнес-задач, таких как использование хранилища в операционной деятельности и внедрение системы принятия решений, а также подключение новых систем-источников. Как считает г-н Куницкий, достигнуто самое главное: бизнес-пользователи в банке поверили в необходимость хранилища, поняли, что оно вносит некую добавленную ценность в их работу.
“Основная задача проекта состояла в том, чтобы повысить эффективность бизнеса банка с помощью информационных технологий, — сказал в заключение Дмитрий Назипов. — Хранилище данных на базе OFSA стало ключевым элементом информационного ландшафта банка. И на его платформе мы строим стратегические планы по развитию аналитической системы как нашего банка, так и всей Группы ВТБ”.