Оборот HP в России в 2010-м финансовом году вырос по сравнению с прошлым годом на 50%, но еще не достиг докризисного уровня. Однако Александр Микоян, генеральный директор HP в России, надеется, что в 2011-м удастся превысить показатели 2008-го.
Очевидно, на нашем рынке провал был глубже, чем на мировом. Ведь общий оборот HP вырос на 10% по сравнению с 2009-м, до 126 млрд. долл., но компании удалось перекрыть результаты 2008-го. При этом прибыль увеличилась на 14,4% до 8,76 млрд. долл.
По мнению г-на Микояна, причина отставания — в наших национальных особенностях: “В России ИТ-бизнес развивается не так, как в мире. У нас доля инвестиций в ИТ относительно валового продукта гораздо меньше, чем в развитых странах. Нужно больше вкладывать в ИТ и сделать так, чтобы наша ИТ-инфраструктура была адекватна тем высоким задачам, которые ставятся перед российской экономикой”.
Тем не менее HP продолжает вкладывать средства в свой бизнес в России. По словам Александра Микояна, вырос штат российского офиса, увеличились инвестиции в подразделение HP Lab, которое занято разработкой ПО, а в связи с заключением нескольких крупных контрактов на аутсорсинг с международными компаниями увеличено число специалистов по ИТ-услугам.
“В плане инвестиций в разработку ПО мы конкурируем с другими странами, но не так успешно, как хотелось бы, потому что у нас недостаточно большое число программистов по сравнению с другими регионами, а затраты на производство ПО выше. Но есть области, в которых Россия имеет преимущество. Это разработка очень сложных систем”, — сказал Александр Микоян и в качестве примера привел результаты деятельности Лаборатории HP в Санкт-Петербурге, которая разработала три инструмента — “Таксоном”, “Таксоном DXT” и “Таксоном2”, позволяющие извлекать контекстную информацию на основе принципа онтологии, что ускоряет поиск информации и повышает его точность. “Кроме того, в ходе исследований были получены интересные результаты в области аналитики текстовых документов, которые HP испытывает в США в ряде внутрикорпоративных инструментов. Таким образом, мы не только продаем решения в России, но и создаем добавленную стоимость”, — подчеркнул г-н Микоян.
Он также отметил, что для HP уходящий год был на редкость богат событиями. Во-первых, сменилось руководство компании: летом со своего поста ушел главный исполнительный директор Марка Хёрд, а осенью это пост занял Лео Апотекер . В российском офисе тоже произошла смена главы. Вместо Оуэна Кемпа директором стал Александр Микоян.
Во-вторых, в 2010-м HP совершила ряд важных покупок. Достаточно вспомнить приобретение компаний 3Com, поставщика сетевого оборудования, ArcSight, разработчика ПО для поиска уязвимостей в приложениях, Fortify, создателя ПО для выпуска защищенных приложений, Stratavia, занятой автоматизацией управления базами данных, 3PAR, производителя систем управления иерархическим хранением данных, и Palm, известного игрока на рынке мобильных устройств.
По словам Александра Микояна, HP заключила эти сделки, чтобы расширить портфель решений HP для удовлетворения растущих требований заказчиков: “Сегодня перед предприятиями стоят важные задачи. Конкуренция становится более жесткой практически во всех областях. Предприятия, которые растут за счет поглощения других компаний, имеют сегодня практически неуправляемый набор приложений, что приводит к существенному снижению эффективности. Вопросы безопасности становятся ключевыми, потому что число атак растет. Быстрыми темпами увеличиваются объемы корпоративной информации, и управлять ею становится сложнее. В результате повышаются требования предприятий к ИТ”.
Рассматривая динамику деятельности по отдельным сегментам в глобальном масштабе, Александр Рославцев, финансовый директор HP в России, сообщил, что самое крупное направление персональных систем (доля в общем обороте 32,2%) продемонстрировало рост на 15%. У группы ИТ-услуг (27,6% оборота) рост был на 1%, у направления печати и обработки изображений (20,3%) — на 7%, у подразделения систем хранения и сетевого оборудования (14,7%) — на 21%. У сегментов ПО (2,8%) и финансовых услуг (2,4%) доля невелика, но, по словам Александра Рославцева, это высокоприбыльные направления и HP уделяет им большое внимание.
В России оборот подразделения персональных систем вырос более чем вдвое и превысил результаты докризисного года. В основном это было достигнуто благодаря открытию российского производства в Санкт-Петербурге и заключению крупных контрактов с ритейлерами. В результате, по оценке IDC, компании удалось занять первое место на рынке десктопов (в штучном и денежном выражении) и сохранить лидерство в сегменте рабочих станций (доля более 60%). В области ноутбуков наблюдается жесткая конкуренция, и HP занимает пятое место.
Продажи принтеров в штучном выражении выросли на 50%, но в целом в сегменте печати и обработки изображений рост оборота составил 20%, что не позволило выйти на докризисный уровень. Причина в том, что помимо принтеров это подразделение продвигает и расходные материалы, а спрос на них растет медленно из-за сокращения установленной базы принтеров в прошлом году на 7—8%.
В области ИТ-услуг начинает приносить плоды стратегия, начатая в 2008-м после покупки компании EDS. В результате HP улучшила позиции на российском рынке ИТ-услуг, перемесившись с 11-го места в 2008-м на 6-е в 2009-м, и стала единственной зарубежной компанией, вошедшей в десятку ведущих поставщиков ИТ-услуг.
“Но, к сожалению, пока не удается изменить подход отечественных компаний к покупке ИТ-услуг. У нас до сих пор обсуждают, насколько хорош аутсорсинг, в то время как большинство зарубежных компаний приобретают ИТ-услуги у профессионалов в этой области, — посетовал Александр Микоян. — Но я думаю, что скоро такое понимание появится, так как из-за глобализации наши компании сталкиваются с ростом конкуренции как с Запада, так и с Востока. Им нужно искать дополнительные источники дохода, и в этом помогут ИТ”.