Отличительной особенностью 5-й ежегодной специализированной конференции, посвященной использованию ИТ в металлургической отрасли и проведенной в ноябре 2010 г. совместными усилиями журнала “Металлоснабжение и сбыт” и компании IDC при поддержке Российского союза поставщиков металлопродукции, стало смещение фокуса внимания от вопросов оптимизации существующих процессов в сторону стратегического планирования. Основой для этого, как считают организаторы мероприятия, стало наметившееся по мере восстановления экономики после кризиса стремление инвесторов и топ-менеджеров металлургических предприятий воспользоваться текущей ситуацией для укрепления своих позиций на рынке. В силу этого конференция получила полное название “ИТ для предприятий металлургии: планирование инвестиций и восстановление экономики” и собрала свыше 120 представителей металлургических компаний и поставщиков ИТ-решений.
Металлургия — одна из важнейших отраслей экономики России, и, по мнению аналитиков IDC, сегодня экономические показатели в ней начинают постепенно восстанавливаться. Так, по данным, приведенным руководителем программ исследований IDC Еленой Семеновской, согласно финансовой отчетности за I полугодие 2010 г., чистый убыток “Евраза” сократился в 3,7 раза (270 млн. долл.), “Северстали” — в 1,6 раза (593 млн. долл.), а “Трубная металлургическая компания” (ТМК) показала чистую прибыль в 67,3 млн. долл. Аналитики отрасли, по словам г-жи Семеновской, связывают эту положительную динамику с восстановлением докризисных цен и спроса, однако существует мнение экономистов, что экономика уже не будет такой, какой она была раньше, до кризиса. “Сегодня мы являемся свидетелями того, что носит название Reset Economy, или перезапуск экономики, — подчеркнула она. — И скорее всего по выходу из кризиса нас ждут новые условия работы, связанные с изменением того, как функционирует бизнес”.
И действительно, пять-десять лет назад западные страны с сильно развитой экономикой направляли значительные инвестиции в развивающиеся страны, пользуясь тем, что там имелись перспективы дальнейшие роста, происходило становление среднего класса и имелась дешевая рабочая сила. Многие компании переносили туда часть своего производства, в частности разработку ПО, использовали местные центры поддержки. К числу таких стран в первую очередь можно отнести Индию.
Но в последние годы, по словам Елены Семеновской, этот процесс меняет направление, и сегодня можно наблюдать, как в развивающихся странах возникают по-настоящему конкурентоспособные компании. Так, по версии журнала Business Week, к числу особо инновационных компаний можно отнести, например, Tata Group или Asus.
В результате, как полагают в IDC, возникает двухполярная экономика, что означает новый уровень конкуренции для промышленных компаний. Если посмотреть на основные бизнес-задачи, стоящие сегодня перед компаниями процессного производства, то можно увидеть, что наряду со снижением издержек (которое по-прежнему остается на первом месте), большое значение начинают приобретать такие задачи, как повышение производительности, создание инновационных продуктов, выстраивание отношений с заказчиками и поставщиками, выход на новые сегменты рынка и повышение эффективности цепочки поставок. Такая тенденция порождает необходимость расширения использования ИТ, поскольку общеизвестно, что они способны решить все эти задачи. И подобно тому, как бизнес, сокращая свои вложения в развитие основного производства, рискует через какое-то время оказаться неконкурентоспособным, так же и ИТ-департаменты, сокращая свои инвестиции в ИТ, рискуют оказаться не в состоянии оказать поддержку бизнесу. Именно поэтому правильно выстроенная ИТ-стратегия может поддержать компании в развитии их конкурентоспособности, инновационности, выходе на новые рынки.
Как рассказала Елена Семеновская, с конца 2009 г. инвестиции в ИТ постепенно начинают восстанавливаются, и уже в 2010 г. ожидается восстановление рынка ИТ в целом по всем его компонентам. Однако темпы роста затрат на ИТ во всем мире достаточно скромные — около 6%. По данным исследования IDC Manufacturing Insights за 2010 г., процессные отрасли также увеличили свои затраты на ИТ, но они несколько ниже, чем общемировые. В частности, у металлургических предприятий этот показатель составляет 2,9%. Аналитики IDC объясняют такой факт тем, что металлургическая отрасль была втянута в кризис несколько позже, чем банковский сектор, розничные компании и компании дискретного производства, но и выходит она из кризиса медленнее.
Снижение объемов инвестиций заставляет компании задумываться о том, как наиболее эффективно их потратить. Согласно данным IDC Manufacturing Insights, за период 2000—2010 гг. компаниям удалось снизить долю ИТ-затрат от общего дохода примерно на 30% (см. рис.). Однако это не означает, что снизились абсолютные инвестиции — они, наоборот, выросли. А снижение доли ИТ-затрат означает лишь, что инвестиции в ИТ росли медленнее, чем общий доход. То есть они были эффективны, утверждает Елена Семеновская, поскольку позволяли обеспечивать больший доход за счет меньших затрат. Аналитики IDC выделили несколько областей, которые позволили достигнуть этого. Сюда, в первую очередь, относятся технологии виртуализации, которые помогли остановить разрастание ИТ-инфраструктуры и повысить степень утилизации ресурсов. Это также консолидация и стандартизация ERP, то есть переход на новые версии, которые поддерживают сервисно-ориентированную архитектуру. Такой переход позволяет сократить общую стоимость владения или решить проблему интеграции. Причем здесь надо отметить, что в целом в металлургической отрасли этот процесс еще не закончился. Третье направление — внедрение средств бизнес-аналитики, что дает возможность получения как нормативной, так и операционной отчетности. Эти решения расширяют доступ к информации, что способствует снижению рисков. И наконец, здесь следует упомянуть такие вещи, как обновление клиентского оборудования, развитие сетевых услуг и офшорное производство, обеспечивающее перенос ряда производственных процессов в другие страны.
Сегодня встает вопрос, возможно ли продлить процесс повышения эффективности использования ИТ. В IDC считают, что всё достигнутое за прошедшие 10 лет может получить органическое продолжение, которое действительно поможет идти дальше. Аналитики компании выделяют несколько направлений, по которым может идти дальнейшее развитие. Первое из них — облачные вычисления. Сегодня компании активно используют технологии виртуализации, гипервизоры стали распространенной функциональностью, и поэтому следующим логически шагом является построение облака — для начала частного облака с возможностью гибкого использования ИТ-ресурсов внутри компании. А затем — использование некоторой функциональности из внешних облаков, создавая гибридную ИТ-инфраструктуру.
И если 2009 г. был годом активного маркетинга облачных услуг, то сегодня, по словам Елены Семеновской, появляются реальные предложения, нацеленные на решение реальных задач. Поставщики таких решений предоставляют возможность не только виртуализировать сервер, но и полную конфигурацию облака “из коробки”, которое включает в себя и средства управления, и средства хранения информации. И, по результатам последнего исследования IDC, в России, как и во всем мире через год более четверти затрат на ИТ будут осуществляться по модели облачных вычислений.
Другое направление — внедрение виртуальной ERP и бизнес-приложений по модели SaaS. В IDC полагают, что это может оказаться особенно ценно для процессных предприятий и глобальных компаний, работающих в условиях распределенной инфраструктуры и имеющих подразделения в разных странах. Такой подход позволяет сократить расходы (например, на локализацию при открытии филиала в зарубежной стране) и решить проблему совместимости с местным законодательством.
Третье направление — интеграция процессов принятия решений. “Мы верим, что компании, начавшие использовать у себя то или иное BI-решение, будут развивать его. Сегодня бизнес-аналитика становится всепроникающей и используется для поддержки принятия решений на всех уровнях, поэтому следующим логическим шагом станет дополнение этих решений новыми средствами”, — сказала Елена Семеновская. В первую очередь к таким дополнениям относятся системы совместной работы. Многие крупные компании предоставляют своим сотрудникам возможность, не покидая офисного приложения, подключаться к BI-системе и обсуждать полученные результаты с помощью средств совместного общения. Данный подход позволяет использовать все интеллектуальные ресурсы компании для принятия стратегических решений.
Среди других дополнительных средств г-жа Семеновская выделила автоматизацию принятия решений и использование средств бизнес-мониторинга (для тактических решений), а также обеспечение доступа к разнородной информации и обратной связи с пользователями (для всех типов решений).
Следующие два направления связаны с мобильностью, диверсификацией и виртуализацией рабочих мест и, по мнению аналитиков IDC, позволяют обеспечить гибкость в предоставлении ресурсов и дополнить (или заменить) традиционные системы альтернативными мобильными решениями и тонкими клиентами. Сегодня уже не редкость, когда сотрудники компании работают удаленно — в других странах, из дома или находясь в отпуске. Современные средства позволяют осуществлять доступ к корпоративной системе с помощь различных устройств, и теперь ПК уже не является тем единственным устройством, которое обеспечивает доступ к корпоративной информации. В IDC считают, что избавляясь от необходимости поддержки лэптопов и оснащения большого компьютерного парка, компании получают возможность снижения стоимости оборудования и тем самым повышать эффективность использования ИТ.
И наконец, последнее направление — комбинированный аутсорсинг. Как уже говорилось выше, офшорное производство было одним из тех путей, который помог компаниям минимизировать расходы и повысить эффективность. Однако этот вариант подходит не для всех компаний. Аналитики IDC считают, что здесь необходимо выделение ИТ-услуг в отдельный сегмент и изменение подхода к потреблению этих услуг. В настоящее время для крупных и вертикально-интегрированных компаний свойственно наличие большого ИТ-департамента, решающего задачи бизнеса. Этот подход сегодня является преобладающим, но наряду с ним уже нередки случаи, когда компании используют сторонние экспертные команды для решения тех или иных проектных задач. Другими словами, сейчас наметился переход от содержания в компании ИТ-отдела, постоянно находящего в режиме ожидания, к модели, когда по мере необходимости реализации тех или иных проектов и инициатив компания может обратиться к сторонним организациям и лучше использовать эти ресурсы.
Подводя итог сказанному, Елена Семеновская подчеркнула: все эти направления роднит то, что они позволяют сделать использование ИТ модульным в соответствии с задачами бизнеса. Это требование сегодняшнего дня, когда новая экономика должна основываться исключительно на реальном спросе — быть гибкой и уметь подстраиваться под реалии жизни.