Этой зимой из-за пролившегося на Москву и область ледяного дождя без света осталось около 200 тыс. человек в почти 800 населенных пунктах региона. Был обесточен аэропорт “Домодедово”, отменены многие авиарейсы из “Внуково” и “Шереметьево”. Не поздоровилось и многим сооружениям связи — из-за отсутствия электроэнергии перестали, например, функционировать сотни базовых станций сетей мобильной связи. Но больше всего в данных условиях меня удивило сообщение о повреждениях радиотрансляционной сети.
О сбоях в работе сети проводного вещания я узнал случайно накануне Нового года. Я поздравлял свою родственницу и она мне пожаловалась: “Я люблю слушать радио, трансляцию. А тут оно перестало говорить. Позвонила в МГРС, а там мне сказали, что на сети много обрывов и ничего конкретного о сроках ремонта сказать не могут: может через месяц, а может через полтора приведут все в норму”. Проверил трехпрограммник у себя на кухне — та же история, и у нас радио молчит!
Московская городская радиотрансляционная сеть (МГРС) была создана в двадцатые годы прошлого века и долгие годы была в числе крупнейших в мире. По замыслу организаторов, эта структура проводного вещания строилась как система двойного назначения — на протяжении десятилетий она была не только самым массовым средством доставки информационно-развлекательных программ, но и весьма эффективным и надежным средством оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций.
Достаточно вспомнить, как во время Великой Отечественной войны именно по радиотрансляционным сетям до населения страны доводились сводки Совинформбюро и передавались сигналы воздушной тревоги. Та же МГРС блестяще выстояла под бомбежками германской авиации, но была серьезно дезорганизована в декабре прошлого года из-за ледяного дождя. Причем есть основания полагать, что здесь имеет место не столько технологический сбой, сколько системный просчет. Ведь сеть долгое время не модернизировалась и не развивалась. Состояние сети было таково, что для ее повреждения уже не нужно никаких происков внешнего врага, вполне достаточно капризов погоды, ветхости линий и сооружений, а также традиционного российского разгильдяйства.
Проблемы в радиотрансляционных сетях страны накапливались годами. В середине 90-х стало ясно, что не все подотрасли связи одинаково хорошо вписываются в неокапиталистическую экономику России. В частности, большие трудности стали испытывать сельская телефонная связь и радиотрансляционные сети. И если пробелы в развитии сельской телефонии впоследствии удалось компенсировать за счет широкого распространения сотовой связи и внедрения универсальной услуги связи, то модель развития проводных трансляционных сетей в стране стала складываться лет на десять позже. И все это время такие сети продолжали не столько развиваться, сколько разрушаться.
Одно время в верхах доминировала идея о том, что от архаичных проводных радиотрансляционных сетей вообще стоит отказаться. В конце концов, если какой-то российской семье нужно радио, то она в состоянии сама купить радиоприемник. Нечего тратить ресурсы государства на то, чтобы тянуть во все дома проводные линии, устанавливать там радиоточки и еще обслуживать эти сети. Число стран мира, в которых существовали радиотрансляционные сети типа наших, постоянно уменьшается.
С другой стороны, крепло и осознание того, что мы живем в обществе, где жизнь протекает в перманентном режиме от одной чрезвычайной ситуации до другой: едва успели отстроить дома для погорельцев в летних лесных пожарах, как начали рушиться линии электропередачи и замирать аэропорты из-за ледяного дождя. Потребность в своевременном оповещении населения об опасности никуда не делась и с особой остротой она была продемонстрирована летом, в пожароопасный период и никакие вещательные радиоприемники тут не помогали, нужны были стационарные проводные сети звукового вещания и радиоточки, привязанные к конкретным объектам и населенным пунктам.
Новые концепции цифровых сетей проводного вещания создаются на современной технологической основе и предполагают переход от нынешних радиоточек и трехпрограммников к социальной розетке , обеспечивающей абонентов услугами Интернета, видео, Web-трансляции и наличием тревожной кнопки. Наверное, все-таки важно, чтобы в стране были технические средства, позволяющие достучаться до людей в случае беды и помочь им. И это должны быть современные средства, которые находились бы в таком техническом состоянии, чтобы никакой дождик не был для них помехой. Денег для этого жалеть, пожалуй, не стоит!